Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 16. Личность и межличностные отношения
Примеры малых групп. Психологическая общность, поведенческое единообразие и сплоченность малой группы. Критерии для классификации и основные параметры малых групп. Наиболее распространенные типы малых групп. Понятие уровня социально- психологического развития группы. Коллектив как группа высшего уровня развития, его отличие от других типов малых групп, в частности от корпораций. Методы изучения малых групп и коллективов. Требования, предъявляемые к группе. Трудности нахождения в реальной жизни таких групп, которые отвечали бы всем требованиям высокоразвитого коллектива. Критические периоды в развитии группы, их значение и пути преодоления. Развитие отношений в группе по мере ее превращения в коллектив. Проблема изменчивости межличностных отношений и относительного постоянства (устойчивости) личностей, включенных в группу. Личность и межличностные отношения в развитых коллективах и корпорациях. Особенности взаимоотношений в элементарных микрогруппах: диадах и триадах. Двойственность — положительность и отрицательность влияния группы на индивида. Основные факторы положительного воздействия группы на индивида. Группа как носитель образцов для подражания. Группа как источник духовных ценностей. Опосредствованность воздействия группы на индивида системой сложившихся в ней межличностных отношений. Развитие в группе речи и коммуникативных умений и навыков. Группа как фактор обеспечивающий индивида правдивой информацией о нем самом способствующий развитию его «Я». Группа как источник положительных эмоции и подкреплений. Воздействие массы и толпы людей на поведение индивида. Явления деиндивидуализации и обезличивания. Причины и следствия деиндивидуализации. Поведение человека под давлением социальных норм и условностей. Эксперимент С.Милгрэма: объяснение его результатов. Отрицательное влияние группы на индивидуальное творчество. Явление конформизма. Унификация индивидуальных мнений под влиянием общегруппового мнения. Жизненное значение точного восприятия и правильной оценки людьми друг друга. Имплицитная теория личности. Эффект новизны и его проявление в сфере межличностного восприятия. Эффект первичности. Особенности и порядок восприятия и переработки информации о личности Идентификация эмоциональных состояний другого человека. Индивидуальные различия в восприятии и понимании людьми друг друга. Типичные формы межличностного восприятия. Условия правильности восприятия и оценки человека как личности. Факторы, препятствующие правильному восприятию и пониманию людей. Понятие психологического климата его составляющие. Воздействие группы на предубежденность индивида в сфере межличностных отношений. Явление тревожности и его проявление в группах. Причины возникновения и способы снятия тревожности. Межличностные конфликты в группе, их типология и пути разрешения. Фрустрация ее генезис и проявление в группе Связь фрустрации и агрессии. Тема 17. Личность и общение Определение общения. Содержание, цели и средства общения. Общность и различия содержания, целей и средств общения у человека и животных. Виды общения у человека и животных, их дифференциация по содержанию, целям и средствам. Непосредственное и опосредствованное общение. Биологическое, материальное, когнитивное и кондиционное общение. Деловое и личностное общение. Инструментальное и целевое общение. Вербальное и невербальное общение. Общение и деятельность как интеллектуально и личностно развивающие человека формы социальной активности, взаимно дополняющие друг друга. Необходимость для человека повседневного общения с другими людьми для интеллектуального и нравственного развития. Особая роль раннего онтогенетического общения для последующего психического развития индивида. Значение различных видов общения: делового и личностного, материального и когнитивного, кондиционного и целевого, биологического и социального, непосредственного и опосредствованного, вербального и невербального — для разностороннего интеллектуального и личностного развития человека. Определение техники и приемов общения. Техника и приемы общения на начальном его этапе (преднастройка к общению, создание необходимого состояния у собеседника). Техника и приемы общения, применяемые в его процессе. Понятие обратной связи и механизмы ее действия. Коммуникативные способности. Возрастные особенности техники и приемов общения. Профессиональные особенности техники и приемов общения людей. Филогенетические и онтогенетические аспекты развития общения. Эволюционное преобразование содержания, целей и средств общения, происходящее у животных. Появление невербальных средств общения, близких к человеку, у антропоидов. Начальный этап развития общения у человека. Становление и использование речи как средства общения. Совершенствование содержания, целей и средств общения по мере интеллектуального и личностного роста человека. Рабочая программа учебного курса "Общая психология" для студентов заочного отделения* Лекций – 4 часа Практических занятий – 4 часа Форма итогового контроля – зачет *Примечание: в зависимости от учебных планов факультета (специальности) объем аудиторных занятий и форма итогового контроля может варьироваться. В этом случае содержание отдельных тем соответственно изменяется. Тематический план курса
Методические указания к семинарским занятиям по общей психологии Цель семинарских и практических занятий заключается в том, чтобы студенты глубже усвоили теоретический курс общей психологии, научились анализировать психологические явления и применять полученные знания на последующих практиках. Из этой основной цели вытекают следующие задачи занятий: 1. раскрыть студентам научно-понятийный аппарат общей психологии; 2. раскрыть сущность основных проблем общей психологии; 3. усвоить основные понятия общей психологии; 4. выработать навыки анализа, синтеза, обобщения в процессе изучения психологических знаний; 5. критически оценивать различные научные концепции и подходы к проблемам общей психологии. Кроме того, студенты должны овладеть некоторыми методами и методиками психодиагностики. Текущая и итоговая проверка знаний, умений и навыков студентов реализуется на семинарских и практических занятиях путем выполнения специальных заданий.
Условные обозначения. ? Примерная тематика рефератов. G Задания для самостоятельной исследовательской работы. & Рекомендуемая литература. Вопросы для самопроверки. Практические задания.
1. Тема " Предмет, задачи и методы психологии" (2 часа) Вопросы для обсуждения 1. Определение психологии как науки: Примеры явлений, которые изучает психология, их отличие от явлений, исследуемых другими науками. Историческое преобразование определений предмета психологии. Основные понятия, с помощью которых описываются психологические явления, их классификация. 2. Основные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные отрасли психологической науки. Общие и специальные отрасли психологии. Состав и основные проблемы общей психологии. Краткая характеристика различных отраслей психологической науки. 3. Методы исследования в психологии. Проблема метода исследования в психологии. Наблюдение и его разновидности. Типы и виды опроса. Экспериментальный метод в психологии. Психологические тесты. Моделирование в психологии. ? 1. Система явлений, изучаемых в современной психологии. 2. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики. 3. Методы психологических исследований. G 1. Научное и житейское понимание психологических явлений. 2. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии. 3. Моделирование как метод психологического исследования.
1. Что такое психология? 2. Как можно определить психику? 3. Чем отличаются психические явления от физических? 4. Чем отличаются житейские психологические знания от научных? 5. Какие отрасли существуют в современной психологии? 6. Для чего психология использует методы научных исследований? 7. Назовите основные методы психологических исследований. Задание 1. Охарактеризуйте основные эмпирические методы психологического исследования Задание 2. Напишите список известных вам психических свойств человека: трудолюбие, эгоизм, настойчивость и т. д. В него следует включить любые слова независимо от стиля (научные, литературные, разговорно-бытовые, жаргонизмы), знака (характеризующие человека положительно или отрицательно) и формы (отдельные слова или словосочетания). На выполнение этой части задания отводится 30—40 минут. Для удобства последующей работы со словарем личностных черт слова рекомендуется нумеровать и располагать столбиком. В словаре личностных черт зафиксирована довольно значительная часть индивидуального психологического опыта человека, то есть житейские психологические знания. С целью количественной и качественной их оценки по таким параметрам, как объем (полнота), знак (положительность—отрицательность), источники (происхождение), уровень систематизированности и логической упорядоченности, уровень осознаваемости и унифицированности, необходимо проделать следующий анализ. Мерой полноты психологического опыта является длина словаря. Сравните этот показатель с аналогичными показателями членов своей группы. Оцените свой показатель с данными словаря С. И. Ожегова, в котором зафиксировано 1300 подобных слов. Психологический опыт может иметь разную смысловую окраску: положительную или негативную. Для его оценки по данному параметру необходимо подсчитать процентное соотношение слов в зависимости от их смысловой окраски: положительной, отрицательной, неопределенной. В идеале две первые группы слов должны быть уравновешенными. Преобладание одной из них свидетельствует о доминировании соответствующей смысловой окраски личного психологического опыта. Для оценки источников полученного психологического опыта необходимо провести стилистический анализ словарей. В самом упрощенном варианте в зависимости от стиля слова можно разделить на две группы: литературные и разговорно-бытовые. Слова литературного стиля фигурируют главным образом в художественных и публицистических текстах, а также в фильмах и спектаклях. Они и выступают источником усвоения соответствующего психологического опыта. Слова разговорно-бытового стиля существуют в функциональной форме, то есть в реальном общении. Соответственно и усваиваются они не из книг, а в процессе общения с людьми. Подсчитайте процентное соотношение слов двух названных стилевых групп и сделайте соответствующий вывод. С целью оценки уровня систематизированности, логической упорядоченности и осознаваемости психологического опыта необходимо проделать классификацию словаря личностных черт, то есть разделить слова на группы в соответствии с каким-либо критерием и дать каждой из них название. Технически задание выполняется следующим образом:сначала выделяется группа, ей присваивается номер, который проставляется в списке против соответствующих ей слов. Группе дается название. Затем таким же образом выделяются вторая, третья группы и т.д. Классификация продолжается до тех пор, пока все слова не окажутся в соответствующих группах. Никаких ограничений по количеству, размеру, пропорциональности и названиям групп не дается. Допускается отнесение одних и тех же слов в разные группы. Мерой логической упорядоченности и систематизированности психологического опыта является степень субъективной сложности и трудоемкости процедуры классификации, а также единство основания и пересекаемость смысловых групп. Чем выше эти показатели, тем ниже уровень систематизированности и логической упорядоченности психологического опыта. В идеале классификация должна проходить легко, быть непересекающейся и иметь единое основание. Мерой осознаваемое психологического опыта является уровень субъективной трудности выделить и сформулировать основание классификации и дать название каждой группе. Высокий уровень осознания психологического опыта предполагает умение достаточно легко выделить и сформулировать основание классификации и дать название каждой группы. Для определения уровня унифицированности личного психологического опыта необходимо соотнести его по всем выделенным показателям с опытом остальных членов группы. С этой целью организуется групповая дискуссия. В заключение этого задания необходимо сделать выводы по всем пункта анализа индивидуального житейского психологического опыта. & Анастази А. Психологическое тестирование. — Кн. 1, 2 — М., 1982. (Тесты. - Кн. 1: 31—37. Кн. 2: 123—308). Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности..— Киев, 1978 (Методы исследования интеллекта. Тесты Векслера, Амтхауэра, Равенна: 46—79). Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.— Т. I. — М., 1982. (Методика рефлексологического и психологического исследования: 43—46. Инструментальный метод в психологии: 103—108). Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М., 1988. (Общее представление о психологии как науке: 7—19, 48—63. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения: 34—47). Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. — Изд. 2-е, дополненное. — М., 1989. (Активность психики человека: 23—78. Состояния человека (бодрствование, сон, гипноз): 111 —158). Общая психология.— М., 1986. (Предмет психологии: 5—29. Состояние, структура и методы современной психологии: 30—62). Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.— Т.I. — М., 1989. (Предмет и методы психологии: 12—62.) Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности.— М., 1980. (Общая характеристика и классификация проективных методик: 10—18.)
2. Тема "Естественнонаучные основы психологии" (2 часа) Вопросы для обсуждения 1. Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы человека: Общее строение нервной системы человека. Устройство отдельной нервной клетки — нейрона. Понятие и структура анализатора. Рецепторы и их виды. Структура и основные поля коры головного мозга человека. Представительство психических процессов, свойств и состояний человека в его головном мозге: общие положения. Роль и функции ретикулярной формации в управлении психикой и поведением. 2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи. Связь психических процессов с работой человеческого мозга. Модель концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н.Соколову. Учение Н.А.Бернштейна об участии психики в управлении движениями. Эволюция условно-рефлекторного понимания психики со времени И.П.Павлова до наших дней. Психофизиологическая поведенческая теория К.Халла. Модель функциональной системы по П.К.Анохину. Функциональные блоки мозга по А.Р.Лурия. Проблема локализационизма-антилокализационизма: аргументы за и против. 3. Анатомо-физиологическое представительство в мозге основных психических процессов, свойств и состояний человека: Физиологические механизмы ощущений. Физиологические основы восприятия. Понятие рецептивного поля нейрона. Функциональная асимметрия мозга, ее проявления и назначение в регуляции психических процессов и состояний. Физиологические основы внимания. Моторная теория Т. Рибо. Биологические основы памяти. Органические основы мотивации и эмоций 4. Генетические корни психологии и поведения человека. Сложность и многоаспектность проблемы генотипического и средового влияния на психологию и поведение человека. Метод близнецов, его использование в дифференциально-психологических исследованиях. Основные генотипически обусловленные психологические и поведенческие характеристики человека. Взаимодействие генотипов и среды в психическом развитии человека. Возрастная динамика генотипических и средовых влияний на развитие. Основные этапы эволюции человека в связи с его психическим, социальным и культурным развитием. ? 1. Психофизиологические модели, объясняющие взаимодействие физиологических факторов с психическими процессами, состояниями и свойствами человека в управлении его жизнедеятельностью. 2. Научные аргументы за и против локализационизма. 3. Физиологические механизмы познавательных процессов. 4. Физиологические основы мотивации и эмоций. 5. Генотипически обусловленные психические и поведенческие свойства человека. G 1. Критический анализ рефлекторного объяснения поведения человека и его психических процессов. 2. Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состояниями человека. 3. Роль коры головного мозга и подкорковых структур в управлении психическими процессами и состояниями. 4. Проблема биологического и социального в развитии психики и поведения человека. 1. Какова структура нервной системы человека? 2. Что такое анализатор и какова его структура? 3. Что такое акцептор действия? 4. Что входит в состав рефлекторного кольца по Н.А. Бернштейну? 5. Что представляет собой модель рефлекторной дуги по Е.Н. Соколову? 6. Что такое функциональная система по П.К. Анохину? Задание 1. Разберите и проанализируйте схему условного рефлекса. Схема условного рефлекса (по Асратяну):Z' – корковый пункт мигательного рефлекса, R - корковый пункт пищевого рефлекса; Z - подкорковый центр мигательного рефлекса; Р - подкорковый центр пищевого рефлекса; 1 — прямая условная связь- 2 — обратная связь Задание 2. Разберите и проанализируйте схему анатомо-физиологического механизма рефлекторной деятельности, изображенную на рисунке ниже. Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности. Принципиальная функциональная схема анализатора (1 — 2—3), рефлекторной дуги (1—2—3—4—б) и рефлекторного кольца (1—2—3—4—5—6—7—1): 1 — рецептор, 2 — афферентный нервный путь, 3 — центральное звено, 4 — эфферентный нервный путь, 5 — эффектор, 6—7 — канал обратной связи & Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. I. — Л., 1974. (Рефлекторная теория психических процессов: 46—67). Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.— Т. I.— М., 1982. (Психология и учение о локализации психических функций: 168—174). Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М., 1988. (Физиология движений и физиология активности: 129—161. Психофизическая проблема: 214—233). Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности.— М., 1989. (Функциональная организация мозга: 46—75. Врожденная деятельность организма: 76—95. Обучение и закономерности условно-рефлекторной деятельности: 96—130. Механизмы образования условного рефлекса: 131 —150). История зарубежной психологии. 30—60-е годы XX в. Тексты. — М., 1986. (Принципы поведения (теория К.Халла): 38—59. Оперантное поведение (Б. Скиннер): 60—96). Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.— Т.1.— М., 1983. (Биологическое и социальное в психике человека: 76—95.) Симонов П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии.— М., 1987. (Нейроанатомия эмоций: 86—104. Сознание и неосознаваемые проявления высшей нервной деятельности: 169—209. Естественнонаучное обоснование ключевых понятий общей психологии: 220—230.) Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. — М., 1981. (Концептуальная рефлекторная дуга: 5—22). Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М., 1987. (Теория системной динамической локализации высших психических функций: 26—38). Основные принципы строения мозга: 38—55. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия: 55—68). Хрестоматия по ощущению и восприятию. — М., 1975. (Рецептивные поля и клеточные ансамбли: 19—28.) Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функции мозга.— М., 1985 (Психика и рефлекторная деятельность мозга: 16—62. Уровни организации психического отражения: 77—104. Сознание как высшая форма отражения и его мозговые механизмы: 105—157). 3. Тема "Развитие психики и сознания" (2 часа) Вопросы для обсуждения 1. Истоки психики живых существ. Отличие психики от других явлений, существующих в мире. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики. Нервная система, ее возникновение, совершенствование и роль в развитии психики. Материалистический и идеалистический подходы к решению вопроса об основном механизме развития психики 2. Становление низших форм поведения и психики. Стадии и уровни развития психического отражения у животных по А.Н. Леонтьеву и К.Э.Фабри. Роль практической деятельности, органов манипулирования и двигательной активности в развитии психики животных. Виды интеллектуального поведения, наблюдаемые у животных. 3. Развитие высших психических функций у человека. Понятие высшей психической функции. Основные источники и условия развития высших психических функций. Роль знаковых систем, предметов материальной и духовной культуры в развитии высших психических функций. Речь и ее влияние на формирование познавательных процессов. Общение и деятельность как факторы развития высших психических функций. 4. Сравнение психики человека и животных. Познавательные процессы (ощущения, восприятие и память) у животных и человека. Интеллект человека и животных. Мотивация и эмоции у человека и животных. Биосоциальная природа психологии и поведения человека. 5. Природа человеческого сознания Определение сознания. Проявления сознания. Психологические свойства сознания. Сознание и речь. 6. Возникновение и развитие сознания Предпосылки и условия возникновения сознания. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Перспективы развития человеческого сознания. 7. Сознание и бессознательное Понятие и виды бессознательного. Проявление бессознательного в психических процессах свойствах и состояниях человека. Соотношение между сознанием и бессознательным. ? 1. Основные этапы развития психики у животных 2. Элементарные и высшие психические функции у человека 3. Мотивация и эмоции у человека и животных 4. Проявления сознания в поведении психических процессах свойствах и состояниях человека 5. Проявления бессознательного в поведении психических процессах свойствах и состояниях человека. G 1. Сравнительный критический анализ материалистического и идеалистического подходов к сущности и происхождению психики. 2. Знаковые системы у человека. 3. Развитие сознания человека в материалистически ориентированных философских и психологических исследованиях. 4. Постановка и решение проблемы развития человеческого сознания в идеалистических философских и психологических работах. 5. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.
1. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики? В чем основное отличие чувствительности от раздражимости, с одной стороны, и восприятия — с другой? 2. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? 3. Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, не «узнает» ее, будучи даже голодным, в то время как в обычных условиях специально ловит мух в паутину и поедает их? 4. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека? 5. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания? Какую роль в процессе развития человеческого сознания сыграла человеческая рука? 6. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? В чем их сходство и различие? 7. Почему на протяжении всей обозримой истории человека структура его организма, в том числе и мозга, осталась практически неизменной, в то время как в мире животных каждый новый уровень развития психики и форм поведения сопровождался изменениями организма, развитием нервной системы? 8. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Если нет, то почему? Что практически дают эксперименты по изучению психики животных для изучения психики человека?
Задание 1. Определите сущность человеческого сознания и его структуру. Постарайтесь найти для их выражения соответствующую схематическую форму. Задание 2. Определите соотношение основных уровней развития по названным линиям и выразите это схематично или в виде таблицы. Включите в характеристику уровней третий показатель — развитие нервной системы. Задание 3. Как известно, клевание у цыпленка — инстинктивный механизм, готовый к моменту рождения. Но вначале цыпленок клюет и зерна, и мелкие камешки, и другие предметы. Лишь затем он научается отличать зерна и клевать только их. На этом примере объясните взаимосвязь инстинкта и навыка. & Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т. — Т. 3. — Л., 1981. (Психика - речь - сознание: 285-325). Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.—Т. I.—М., 1982. (Сознание как проблема психологии поведения: 78—98. Психика, сознание и бессознательное: 132—148). Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.- Т. 2.- М., 1982. (Проблема развития в структурной психологии: 238—290). Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию Курс лекций — М., 1988. (Неосознаваемые процессы: 64—95. Происхождение и развитие психики в филогенезе: 162—189). Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. I.-М., 1983. (Биологическое и социальное в психике человека: 76—95. Об историческом подходе в изучении психики человека: 96-141. Проблема возникновения ощущения: 143-183. Очерк развития психики: 184-222. Возникновение и развитие сознания человека: 222-279). Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982 (1975). (Теория сознания: 23-33. Активность психического отражения: 56-72. Деятельность и сознание: 124-158.) Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. — Л., 1989. (Сознание, самосознание: 3-81). Общая психология. — М., 1986. (Развитие психики и сознания: 63-91). Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. — М., 1988. (Психологические аспекты проблемы сознания: 4-37.) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М., 1989. (Сознание человека: 156-190. Развитие поведения и психики животных: 146-156). Столин В. В. Самосознание личности. – М., 1983. (Самосознание как психологическое явление: 6-123.) Тихомиров О. К. Психология мышления. — М.,1984. (Мышление и сознание: 34-86.) Ярошевский М. Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974. (Психология сознания: 207—231.)
4. Тема "Ощущения и восприятие" (2 часа) Вопросы для обсуждения 1. Понятие об ощущениях. Значение ощущений в жизни человека и их происхождение. Виды ощущений. Физические свойства среды, порождающие ощущения различной модальности. Психологические особенности зрительных ощущений. Специфика слуховых ощущений. Обонятельные, вкусовые и осязательные ощущения. Представление о субсенсорных ощущениях 2. Изменение и измерение ощущений. Понятие абсолютного и относительного порогов ощущений и чувствительности. Психометрическая кривая. Закон Вебера — Фехнера. Изменчивость чувствительности анализаторов, ее причины. Адаптация и сенсибилизация органов чувств. 3. Восприятие, его виды и свойства. Отличие восприятия от ощущений, виды восприятия. Свойства восприятия. Механизмы восприятия размера, формы и контура предметов. Восприятие пространства. Восприятие движения. Восприятие времени. 4. Законы восприятия. Связь восприятия с движениями. Устойчивость образов, ее значение и объяснение. Восприятие и научение. Восприятие и умозаключение (мышление). Развитие восприятия (перцептивных действий) у детей. ? 1. Роль и виды чувствительности (ощущений) у человека. 2. Основные параметры ощущений. 3. Виды и свойства восприятия. 4. Факторы, влияющие на формирование образов. G 1. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма. 2. Психофизиологические механизмы формирования ощущений. 3. Законы и загадки зрительного восприятия человека. 4. Влияние мышления на восприятие.
1. Какую функцию выполняет познавательная сфера личности? 2. Что такое ощущение? 3. Что является анатомо-физиологической основой ощущения? 4. Назовите основные виды ощущений. 5. Что такое восприятие? 6. Что представляет из себя субъективный образ? 7. Как образ соотносится с воспринимаемым объектом? 8. Назовите и охарактеризуйте основные свойства восприятия. 9. Где находится субъективный образ? 10. Выделите и охарактеризуйте основные виды восприятия. Задание 1. Определите, какие свойства ощущений проявляются в следующих ситуациях: 1. Повар без труда определил разницу в приготовленных соусах. 2. Окрашенные в светлые тона стены помещения вызвали у посетителей ощущение прохлады. 3. Шлифовальщик определил незначительную шероховатость на поверхности изделия без измерительных приборов. 4. У скрипача, долгое время занимающегося музыкой, значительно повысился звуковысотный слух. 5. После купания в горячей ванной отдыхающему показалось, что в коридорах санатория стало гораздо холоднее. 6. Сталевар по оттенкам расплавленного металла может с большой точностью установить его температуру. 7. После наблюдения за мерцанием иллюминации мальчик еще некоторое время видел в темноте яркие световые пятна. 8. При прослушивании симфонической музыки слушатель выделяет из общей игры оркестра партию виолончели. 9. Врач ставит диагноз о заболевании внутренних органов пациента на основании проведенной пальпации (ощупывания). 10. При быстром движении фонаря в темноте наблюдателю кажется, что он оставляет светящийся след. 11. Девочка долго ходила в теплом пальто, не замечая его тяжести. 12. При увеличении частоты мигания лампочки с какого-то момента наблюдателю будет казаться, что она светится постоянно. 13. Предметы яркого оранжевого цвета кажутся теплыми. 14. Если после сладкого чая попробовать на вкус яблоко, оно покажется кислым. 15. Опытный врач может определить болезнь сердца по незначительным шумам в его работе. 16. В некоторых случаях голос человека называют бархатным. Задание 2. Определите, какие свойства восприятия появляются в следующих ситуациях: 1. Известный отечественный врач-онколог во время посещения Лувра заметил, что на одной из картин изображена женщина, больная раком груди. 2. Когда мы видим схематическое изображение какого-либо объекта (например, человеческой фигуры), то без труда угадываем его. Это свойство восприятия широко используется художниками. 3. При просмотре шахматной партии опытный шахматист без труда определяет, чья позиция выигрышнее. 4. При некоторых психических заболеваниях людей наблюдается следующее расстройство восприятия: они перестают узнавать предметы, хотя без особого труда определяют их составные элементы. 5. Если впервые посмотреть с большой высоты вниз, то все будет казаться уменьшенным по размеру. Но со временем все нормализуется. Например, этого не наблюдается у машинистов башенных кранов, у монтажников-высотников. 6. После ампутации конечности у людей наблюдается феномен фантомной конечности. Он выражается в том, что у них длительное время сохраняется образ несуществующей руки или ноги, и они ведут себя так, как если бы она действительно была на месте. Время от времени им кажется, что она неудобно лежит, чешется, болит, мерзнет и т. д., и они пытаются исправить положение. 7. Когда человек смотрит на какой-то предмет, то глаз его все время движется. 8. Известно, что влюбленный человек не замечает изъянов во внешности своего избранника. 9. Если смотреть на удаленные рельсы, то они кажутся сходящимися. 10. Обычно мы смотрим на стоящие на столе тарелки сбоку, а не сверху. Однако они нам кажутся не овальными, а круглыми. Задание 3. Оценка способности к восприятию пространственных отрезков (глазомер) может проводиться с помощью достаточно простого в выполнении теста. Шаг 1. Инструкция. Вам необходимо выполнить по очереди предлагаемы задания. Старайтесь выполнять их как можно более точно. Пользоваться при этом линейкой или циркулем нельзя. Задание выполняется в течение 3 мин. Разделите отрезки пополам
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 351. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |