Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

С помощью проективного рисунка?




Одной из самых интересных методик арт-терапии является проективный рисунок.Методика проективного рисунка интерес­на тем, что носит двоякий характер. С одной стороны, это заме­чательная диагностическая методика, с другой — она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать пси-хокорреционное воздействие.

167


Проективный рисунок используется как в индивидуальной форме, так и в групповой работе.

Основная задачапроективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний кли­ентов. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добить­ся переключения внимания ребенка или взрослого, концентра­ции его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эф­фективно при коррекции детских страхов1.

Темы,предлагаемые для рисования, могут быть самыми раз­нообразными и касаться как индивидуальных, так и общегруп­повых проблем. Обычно тема рисования охватывает:

1) собственное прошлое и настоящее («Моя самая главная проблема в общении с детьми», «Ситуации в жизни, в ко­торых я чувствую себя неуверенно», «Мой обычный день»);

2) будущее или абстрактные понятия («Кем бы я хотел быть», «Три желания», «Остров счастья», «Страх»);

3) отношения в группе («Что дала мне группа, а я ей», «Что я ожидал, что получил от общения в группе»).

В проективном рисовании используются следующие мето­дики:

•  Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки
выполняются индивидуально, а обсуждение происходит
в группе. Тема или задается, или выбирается членами
группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин,
затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение.
Сначала о рисунке высказываются члены группы, а затем
сам автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации
рисунка.

Коммуникативное рисование. Группа разбивается на
пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара со­
вместно рисует на определенную тему, при этом, как
правило, вербальные контакты исключаются, они обща­
ются с помощью образов, линий, красок. После оконча­
ния процесса рисования происходит обсуждение процес­
са рисования. При этом обсуждаются не художественные
достоинства созданного произведения, а те мысли, чув­
ства по поводу процесса рисования, которые возникли
у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе
рисования.

Совместное рисование. Несколько человек (или вся груп­
па) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее
развитие, настроение, атмосферу в группе и т. д.). По
окончании рисования обсуждается участие каждого члена

Осипова А А. Общая психокоррекция. М., 2000. С. 191.

168


группы, характер его вклада и особенности взаимодей­ствия с другими участниками в процессе рисования. • Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кру­гу — один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т. д. Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимо­пониманию и активизации группового процесса.

При интерпретации проективного рисунка внимание обра­щается на содержание, способы выражения, цвет, форму, ком­позицию, размеры. Часто в различных рисунках одного человека повторяются одни и те же темы — на это следует обратить вни­мание.

В проективном рисунке находят отражение непосредственное восприятие человеком той или иной ситуации, различные пере­живания, часто неосознаваемые и невербализуемые.

























СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1

Определение психологии. Определение

Психики. Развитие психики в филогенезе.

История развития психологического знания.

Экспериментальная психология.

Предмет психологии                                                                   3

Что такое психология?................................................................ 3

Что такое психика?...................................................................... 3

Каковы основные стадии развития психики в филогенезе?.......... 4

Какие различия существуют между психикой животных

и человека?................................................................................. 8

Каковы главные этапы развития психологии?

Как на разных этапах развития психологии понималась

природа психического?.............................................................. 11

Как развивалась экспериментальная психология

в конце XIX — началеXX в.?....................................................... 15

Как возникает сознание и каковы основные характеристики

сознания человека?.................................................................... 16

Каковы возможности и ограничения метода интроспекции?.. 18 Каковы основные положения психологии поведения?

Бихевиоризм и необихевиоризм................................................ 19

Что такое гештальтпсихология?................................................ 20

Фрейд и теория бессознательного. Какие принципы

работы психики открыл 3. Фрейд?............................................. 20

Что является предметом психологии?....................................... 22

Глава 2

Современная психология.

Отрасли психологии. Методы психологии                              25

Каковы основные достижения отечественной психологии

начала XX в.? Принцип деятельности в психологии................... 25

Как охарактеризовать структуру современной

психологии?............................................................................... 26

Методы психологии. Каковы наиболее известные

методы психологии?.................................................................. 28

Какие измерения проводятся в психологии? В чем разница
между шкалированием и тестированием?.................................. 32


170


В чем особенность проективных методов

исследования личности?                                                        40


Глава 3

Когнитивная психология.

Психологические процессы и состояния                                42

Какие процессы изучает когнитивная психология?                 42

Каковы основные свойства ощущений?                                 43

Каковы основные свойства восприятия?                                46

Общая характеристика мышления                                          48

Последовательные стадии развития мышления                     50

Как мышление связано с развитием речи?                             50
Какая связь существует между мышлением

и решением задач?                                                                 51

Какие виды мышления существуют?                                      52

Что представляет собой память?                                          55
Какие функции выполняет двигательная, эмоциональная,

образная и словесно-логическая память?                              56
Какие факторы влияют на произвольное

и непроизвольное запоминание?                                            56

Какие процессы памяти известны? Каковы их функции?         58
Чем внимание отличается от других познавательных

процессов?                                                                            60
Чем различается произвольное и непроизвольное

внимание?                                                                              61

Какие основные свойства внимания существуют?                  62
Что такое воображение и каковы его основные функции?   65

В чем специфика различных форм воображения?                 66

Каковы характеристики воображения?                                   68







Глава 4

Личность. Исследования                                                          70

Каково основное понятие о личности в отечественной

психологии?                                                                           70
Каковы основные этапы процесса формирования

личности?                                                                               71

В чем состоят критерии сформировавшейся личности?        73

Главные направления в зарубежной теории личности            74
Что такое Я-концепция? Как происходит формирование

Я-концепции индивида?                                                          78

Символический интеракционизм                                             79



171


Что такое самооценка? Что отражает адекватная

и неадекватная самооценка?...................................................... 81

Какие функции выполняют защитные механизмы

личности?................................................................................... 83


Глава 5

Строение индивидуальной деятельности человека.

Деятельность                                                                            86

Каковы основные общепсихологические свойства

деятельности?............................................................................ 86

В чем суть мотивационной теории А. Маслоу?.......................... 87

Почему потребности считаются основным источником

активности личности?................................................................ 88

Какие функции выполняют мотивы?........................................... 90

Что составляет мотивационную сферу личности?..................... 92

Как возникают эмоции и какова их функция?............................. 93

Какова связь между мотивами, потребностями

и эмоциями?.............................................................................. 94

Какие виды деятельности можно выделить?.............................. 96

Что такое ведущая деятельность?............................................ 97

Какова роль игровой деятельности в психическом

развитии ребенка?..................................................................... 98

Роль игры в психическом развитии ребенка.............................. 99

В чем специфика учебной деятельности?................................ 100

Какова структура учебной деятельности?............................... 101

Какие факторы влияют на успешность учебной

деятельности?.......................................................................... 104

Как вырабатываются навыки и умения?.................................... 106

Глава 6

Междисциплинарные понятия психологии                            109

Какие существуют виды эмоциональных состояний?

Что такое чувства?.................................................................. 109

Что такое волевые процессы и каковы их основные

функции?.................................................................................. 111

Глава 7

Индивидуальные особенности человека                               115

Какие типы темперамента существуют?

Какова их связь с типами нервной системы?............................115

172


Характер. Каковы общие представления о характере?............ 119

В чем разница между акцентуацией характера

и психопатией?........................................................................ 120

Насколько велика роль наследственности

в формировании характера? Как влияют свойства

темперамента на характер человека? Может ли

человек изменить свой характер?............................................ 121

Способности. Как происходит формирование

способностей?......................................................................... 122

Изучение одаренности............................................................. 125


Глава 8

Общение................................................................................. 127

Каковы общие характеристики общения?................................ 127

Как охарактеризовать структуру общения?............................. 127

Чем различается вербальная и невербальная

коммуникация?........................................................................ 128

Какова специфика обмена информацией

в коммуникативном процессе?................................................ 133

Какова характеристика и структура интерактивной

стороны общения?.................................................................. 135

Что такое социальная перцепция?........................................... 140

Каковы механизмы восприятия человека человеком?............. 142

Что такое межличностная аттракция?...................................... 147

Глава 9

Современные психологические методики                             149

Что такое психологическое консультирование?...................... 149

Чем отличается психологическое консультирование

от психотерапии?..................................................................... 150

Каковы основные этапы психолога-консультанта?.................. 152

В чем особенность арт-терапии

как психотерапевтической техники?......................................... 161

Каковы психотерапевтические цели арт-терапии?................... 164

Какова роль арт-терапии в разрешении детских страхов

и проблем?.............................................................................. 165

Как провести терапию с помощью проективного рисунка?.... 167










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...