Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
С помощью проективного рисунка?⇐ ПредыдущаяСтр 56 из 56
Одной из самых интересных методик арт-терапии является проективный рисунок.Методика проективного рисунка интересна тем, что носит двоякий характер. С одной стороны, это замечательная диагностическая методика, с другой — она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать пси-хокорреционное воздействие. 167 Проективный рисунок используется как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задачапроективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний клиентов. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребенка или взрослого, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно при коррекции детских страхов1. Темы,предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем. Обычно тема рисования охватывает: 1) собственное прошлое и настоящее («Моя самая главная проблема в общении с детьми», «Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно», «Мой обычный день»); 2) будущее или абстрактные понятия («Кем бы я хотел быть», «Три желания», «Остров счастья», «Страх»); 3) отношения в группе («Что дала мне группа, а я ей», «Что я ожидал, что получил от общения в группе»). В проективном рисовании используются следующие методики: • Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки • Коммуникативное рисование. Группа разбивается на • Совместное рисование. Несколько человек (или вся груп Осипова А А. Общая психокоррекция. М., 2000. С. 191. 168 группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования. • Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу — один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т. д. Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса. При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры. Часто в различных рисунках одного человека повторяются одни и те же темы — на это следует обратить внимание. В проективном рисунке находят отражение непосредственное восприятие человеком той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и невербализуемые. СОДЕРЖАНИЕ Глава 1 Определение психологии. Определение Психики. Развитие психики в филогенезе. История развития психологического знания. Экспериментальная психология. Предмет психологии 3 Что такое психология?................................................................ 3 Что такое психика?...................................................................... 3 Каковы основные стадии развития психики в филогенезе?.......... 4 Какие различия существуют между психикой животных и человека?................................................................................. 8 Каковы главные этапы развития психологии? Как на разных этапах развития психологии понималась природа психического?.............................................................. 11 Как развивалась экспериментальная психология в конце XIX — началеXX в.?....................................................... 15 Как возникает сознание и каковы основные характеристики сознания человека?.................................................................... 16 Каковы возможности и ограничения метода интроспекции?.. 18 Каковы основные положения психологии поведения? Бихевиоризм и необихевиоризм................................................ 19 Что такое гештальтпсихология?................................................ 20 Фрейд и теория бессознательного. Какие принципы работы психики открыл 3. Фрейд?............................................. 20 Что является предметом психологии?....................................... 22 Глава 2 Современная психология. Отрасли психологии. Методы психологии 25 Каковы основные достижения отечественной психологии начала XX в.? Принцип деятельности в психологии................... 25 Как охарактеризовать структуру современной психологии?............................................................................... 26 Методы психологии. Каковы наиболее известные методы психологии?.................................................................. 28 Какие измерения проводятся в психологии? В чем разница 170 В чем особенность проективных методов исследования личности? 40 Глава 3 Когнитивная психология. Психологические процессы и состояния 42 Какие процессы изучает когнитивная психология? 42 Каковы основные свойства ощущений? 43 Каковы основные свойства восприятия? 46 Общая характеристика мышления 48 Последовательные стадии развития мышления 50 Как мышление связано с развитием речи? 50 и решением задач? 51 Какие виды мышления существуют? 52 Что представляет собой память? 55 образная и словесно-логическая память? 56 и непроизвольное запоминание? 56 Какие процессы памяти известны? Каковы их функции? 58 процессов? 60 внимание? 61 Какие основные свойства внимания существуют? 62 В чем специфика различных форм воображения? 66 Каковы характеристики воображения? 68 Глава 4 Личность. Исследования 70 Каково основное понятие о личности в отечественной психологии? 70 личности? 71 В чем состоят критерии сформировавшейся личности? 73 Главные направления в зарубежной теории личности 74 Я-концепции индивида? 78 Символический интеракционизм 79 171 Что такое самооценка? Что отражает адекватная и неадекватная самооценка?...................................................... 81 Какие функции выполняют защитные механизмы личности?................................................................................... 83 Глава 5 Строение индивидуальной деятельности человека. Деятельность 86 Каковы основные общепсихологические свойства деятельности?............................................................................ 86 В чем суть мотивационной теории А. Маслоу?.......................... 87 Почему потребности считаются основным источником активности личности?................................................................ 88 Какие функции выполняют мотивы?........................................... 90 Что составляет мотивационную сферу личности?..................... 92 Как возникают эмоции и какова их функция?............................. 93 Какова связь между мотивами, потребностями и эмоциями?.............................................................................. 94 Какие виды деятельности можно выделить?.............................. 96 Что такое ведущая деятельность?............................................ 97 Какова роль игровой деятельности в психическом развитии ребенка?..................................................................... 98 Роль игры в психическом развитии ребенка.............................. 99 В чем специфика учебной деятельности?................................ 100 Какова структура учебной деятельности?............................... 101 Какие факторы влияют на успешность учебной деятельности?.......................................................................... 104 Как вырабатываются навыки и умения?.................................... 106 Глава 6 Междисциплинарные понятия психологии 109 Какие существуют виды эмоциональных состояний? Что такое чувства?.................................................................. 109 Что такое волевые процессы и каковы их основные функции?.................................................................................. 111 Глава 7 Индивидуальные особенности человека 115 Какие типы темперамента существуют? Какова их связь с типами нервной системы?............................115 172 Характер. Каковы общие представления о характере?............ 119 В чем разница между акцентуацией характера и психопатией?........................................................................ 120 Насколько велика роль наследственности в формировании характера? Как влияют свойства темперамента на характер человека? Может ли человек изменить свой характер?............................................ 121 Способности. Как происходит формирование способностей?......................................................................... 122 Изучение одаренности............................................................. 125 Глава 8 Общение................................................................................. 127 Каковы общие характеристики общения?................................ 127 Как охарактеризовать структуру общения?............................. 127 Чем различается вербальная и невербальная коммуникация?........................................................................ 128 Какова специфика обмена информацией в коммуникативном процессе?................................................ 133 Какова характеристика и структура интерактивной стороны общения?.................................................................. 135 Что такое социальная перцепция?........................................... 140 Каковы механизмы восприятия человека человеком?............. 142 Что такое межличностная аттракция?...................................... 147 Глава 9 Современные психологические методики 149 Что такое психологическое консультирование?...................... 149 Чем отличается психологическое консультирование от психотерапии?..................................................................... 150 Каковы основные этапы психолога-консультанта?.................. 152 В чем особенность арт-терапии как психотерапевтической техники?......................................... 161 Каковы психотерапевтические цели арт-терапии?................... 164 Какова роль арт-терапии в разрешении детских страхов и проблем?.............................................................................. 165 Как провести терапию с помощью проективного рисунка?.... 167 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 305. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |