Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В чем особенность арт-терапии как психотерапевтической техники?




Термин «арт-терапия» ввел в употребление Адриан Хиллпри описании своей работы с туберкулезными больными в санатори­ях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

Арт-терапияэто специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и твор-ческой деятельности.

Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретиче­ских идей 3. Фрейда и К. Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и само­познания. С точки зрения представителя классического психо­анализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению Юн­га, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, исполь­зующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установ­ления зрелого баланса между бессознательным и сознатель­ным Я.

Важнейшей техникойарт-терапевтического взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознатель­ное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направле­ния, коррекционные возможности арт-терапии связаны с пре­доставлением клиенту практически неограниченных возмож­ностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждения и познания своего Я. Создаваемые

1 Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирова­ние. Изд. 2-е. М: Независимая фирма «Класс», 2000; Мэй Р. Искусство психологи­ческого консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001; Тодд Дж., Богарт А. К. Основы клинической и консультативной психологии. М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

161

11-6"47


клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отно­шений со значимыми другими.

В качестве еще одного возможного коррекционного механиз­ма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реально­сти, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Арт-терапия может использоваться как в виде основного ме­тода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выде­ляют два основных механизма психологического коррекционно­го воздействия, характерных для метода арт-терапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и шшти ее разрешение через пере­структурирование этой ситуации на основе креативных способ­ностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».

В психотерапевтическом контексте можно сказать, что заня­тия изобразительным искусством носят спонтанный характер — в отличие от тщательно организованной деятельности по обуче­нию пациентов рукоделию или рисованию. При проведении арт-терапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осу­ществления этого акта. Руководители поощряют участников вы-ражать свои внутренние переживания как можно более произволь­но и спонтанно и совершенно не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.

Обзор литературы по арт-терапии свидетельствует о том, что это сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов1.

В зарубежной психотерапии выделяют 4 основных направле­ния в применении арт-терапии.

1) Использование для лечения уже существующего произве­дения искусства путем его анализа и интерпретации па­циентом (пассивная арт-терапия).

2) Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная арт-терапия).

3) Одновременное использование первого и второго прин­ципов.

1 Психотерапия/ Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2000; Копытин А. И. Осно­вы арт-терапии. СПб., 1999.

162


4) Акцентирование роли самого психотерапевта, взаимоот­ношения с пациентом в процессе обучения его творче­ству, классификация, приводимая в книге Хайкина «Ху­дожественное творчество глазами врача», включает в себя роль эстетического компонента и представления о лечеб­ной направленности фактора и уровня адаптации, на ко­торой это действие проявляется.

• Согласно взглядам Гольдштейна, творчество - это одно из средств преодоления страха, возникающего в связи с конф-ликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внеш­них конфликтов.

• По мнению Маслоу, основной источник человеческой деятельности лежит в непрерывном стремлении к самоак­туализации и самовыражению, которое имеется, однако, только у здоровых людей. У невротиков эта потребность нарушена, и искусство может быть способом ее восста­новления. Говоря о способах, ведущих к самоактуализа­ции, Маслоу указывает на мгновение высшего пережива­ния красоты и экстаза. Задача психотерапевта — помочь людям ощутить эти мгновения, создать условия для их возникновения, научить пациента высвобождать подав­ленное, познавать собственное Я. Сдерживание творче­ских сил является причиной неврозов, и смысл психотера­пии в ее высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.

Широко распространены взгляды на арт-терапию как на особую форму реагирования и сублимации. Художествен­ная сублимация возникает тогда, когда инстинктивный импульс человека заменяется визуальным художествен­но-образным представлением. Творчество рассматрива­ется как средство максимального самовыражения, позво­ляющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или речи, а врачу обеспечивает прямой доступ к бессознатель­ному.

Некоторые исследователи считают рисование средством снятия напряжения за счет возврата к примитивным фор­мам функционирования и удовлетворения бессознатель­ных желаний. Осуществляется это путем сознательной творческой деятельности и происходит в процессе ее суб­лимации через выражение в символическом виде внут­ренних конфликтов и неосознанных стремлений. Произ­ведение способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживание сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для тех, кто

163


не может выговориться. Выразить свои фантазии в твор­честве легче, чем рассказать о них. Фантазии, кото­рые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию пережива­ний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном кон­такте, поэтому в результате арт-терапии больной пра­вильнее и реальнее оценивает свои нарушения. Рисова­ние, как и сновидение, снимает барьер «эго-цензуры», затрудняющий словесное выражение конфликтных бес­сознательных элементов. Творчество открывает путь к вы­ражению бессознательных идей и фантазий, которыепроявляются п значимой для пациента и необычной для всех остальных форме. Как один из вариантов арт-тера­пии используются зарисовки сновидений и возникаю­щих во сне чувств.

Физическое и физиологическое влияние арт-терапии заклю­чается в том, что изобразительное творчество способствует улуч­шению координации, восстановлению и более тонкому диффе­ренцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать так­же непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы. В своих работах Де Фере открыл зависимость скорости кровообращения и силы мускульных сокращений от цвета и осве­щения. Например, в странах каллиграфического письма (Китай, Япония) с давних времен для лечения нервных потрясений при­меняется рисование иероглифов. В настоящее время выяс­нилось, что при этом человек полностью расслабляется и замет­но снижается частота его пульса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...