Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

На успешность учебной деятельности?




Психологи выявили несколько факторов, которые влияют на успешность в учебной деятельности. Так, при всем многообразии мотивов, которые составляют мотивационную сферу человека, выделяются собственно мотивы учения.Л. И.Божович выделяет две большие категории учебных мотивов. К первой относятся по­знавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знания­ми — это познавательные мотивы. Ко второй категории относят­ся социальные мотивы — потребность ребенка в общении с дру­гими людьми, в их оценке и одобрении, потребность ученика занять определенное место в системе доступных ему обществен­ных отношений. Мотивы, идущие от самой деятельности, ока­зывают непосредственное воздействие на субъекта, в то время как социальные мотивы учения могут побуждать деятельность посредством сознательно поставленных целей и принятых ре­шений.

Другие исследователи мотивационной сферы личности выде­ляют среди наиглавнейших — мотивацию достижения и волевые качества личности. Рассмотрев подробно эти понятия, мы смо­жем ответить на вопрос: «Что же побуждает ребенка учиться?»

1. Мотивация достижения.

Известно, что мотивация — это психологическое состояние человека, которое включает в себя желания, влечения и желание удовлетворить некую потребность. Для успешной учебы необходи­мо формировать мотивациюдостижения. Мотивация достиже­ния — это стремление ребенка к достижениям, результатам в своей учебной деятельности. Мотивация достижения делится на внешнюю (учусь, не потому что интересно, а потому что это нужно) и внутреннюю (учусь, потому что интересно, мне нра­вится учиться).

Факторы формирования внешней мотивации достижения. В своем большинстве эти факторы являются педагогическими:

— воспитатели, учителя, друзья должны иметь мотивацию достижения;

104


— необходимо учить ребенка на задачах, которые находятся в зоне ближайшего развития. Зона ближайшего развития-понятие, предложенное Л. С. Выготским для определения умственного развития ребенка;

— умение четко ставить задачи перед учеником;

— обязательное подкрепление достижений ученика;

— формирование только положительной самооценки у уче­ника (в ситуации неуспеха ребенок должен знать, что это произошло из-за недостатка воли, усидчивости идр., а не из-за того, что он «глупый»);

— воспитание нравственности, ответственности ичувства долга.

Факторы формирования внутренней мотивации достиже­ния. В своем большинстве эти факторы являются психологи­ческими:

— наличие внутренней мотивации у окружающих;

— творческое разнообразие деятельности;

 

— отсутствие жесткого контроля;

— отсутствие спешки, возможность ребенка вникнуть в то, что он делает с интересом;

— свободный выбор заданий среди тех, которые приготов­лены учителем;

 

— отсутствие публичности в деятельности;

— акцент на саму деятельность и ее успешность;

— уверенность ребенка в себе;

— баланс возможностей и трудностей;

— эмоциональный подъем и дружелюбная атмосфера. 2. Формирование волевых качеств личности

Волевые качества личности непосредственно влияют на учеб­ную деятельность. Развить их — еще одна задача ученика и учите­ля. К волевым качествам относятся: настойчивость, самостоя­тельность, дисциплинированность, организованность, точность, аккуратность, обязательность, трудолюбие, решительность, са­мообладание. Факторы формирования воли также делятся на внешние и внутренние.

Внешние факторы формирования воли:

— личность окружающих должна быть волевой;

— нужна средняя степень опеки и контроля, опеки и помо­щи. Иными словами, нужно помогать делающему;

— должны быть даны упражнения на планирование дея­тельности и взятие ответственности на себя; упражнение на самообладание в конфликтных ситуациях;

— должна быть последовательность усложнения действий — от простого к сложному;

— учитель должен оценивать волевое поведение ученика и хвалить его в случае принятия решения или иного прояв­ления воли.

105


Внутренние факторы формирования воли:

— развитие определенного уровня мировоззрения, идеалов и устремлений;

— нравственность и чувство долга;

— ясность, конкретность целей, которые человек ставит пе­ред собой, и понимание способов их достижения;

— рефлективность;

— эмоциональность;

— правильное соотношение далеких и близких мотивов. Так, нельзя каждый раз жертвовать ситуативными моти­вами.



Как вырабатываются навыки и умения?

1. Навык- автоматизированный элемент сознательного дей-ствия, который вырабатывается в процессе выполнения этого дей-ствия1.

Любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс и требует переработки большого объема ин­формации. Для эффективной работы необходимо часть инфор­мации вывести из поля сознания и осуществлять ряд действий автоматически. Эту функцию и выполняет навык.

Формирование любого навыка начинается с получения ин­формации о состоянии среды в форме какого-либо сенсорного сигнала. Общая схема выработки навыка заключается в следую­щем:

- в процессе деятельности на человека многократно воз­
действуют сходные раздражители (например, выполняет­
ся однотипная производственная операция);

- под влиянием раздражителей у субъекта формируется оп­ределенная программа поведения реагирования на эти раздражители, которая закрепляется и передается на уро­вень подсознательного контроля. Эта программа не тож­дественна с одиночным ответом в схеме рефлекса. Она представляет собой умение действовать в определенной ситуации с большой степенью приспособляемости к этой ситуации;

- формирование профессиональных навыков идет не пас­сивно, а под влиянием специально организованных уп­ражнений, включенных в систему профессиональной подготовки.

Упражнение- это основной способ закрепления навыка. Одним из важнейших практических вопросов является вопрос о количе­стве упражнений, необходимых для полной отработки навыка.

Общая психология / Под. ред. А. В. Карпова. М., 2002. С. 211—214.



106


Количество используемых упражнений зависит от скорости формирования психологической системы действия. Чем быстрее формируется психологическая система действия, тем меньше требуется упражнений. Наличие у учащегося психологической системы действия определяется по следующим признакам:

— ясное осознание цели действия и наличие четкого мотива для его выполнения;

— наличие ориентировочной основы действия в виде систе­мы необходимых и достаточных информационных призна­ков, на которые ориентируется учащийся при выполне­нии действия;

— частичная автоматизация действия;

— наличие системы обратной связи и сформированный на ее основе внутренний самоконтроль выполнения действия;

— «запуск» системы саморегуляции действия, направлен­ной на устранение недостатков и исправление ошибок;

— систематическое улучшение показателей качества работы и увеличение темпа деятельности.

Наличие данных признаков позволяет считать навык сфор­мированным и закончить регулярные упражнения по его отра­ботке. Однако, если упражнения прекратить полностью и од­новременно не выполнять действие, навык может постепенно разрушиться. Для его восстановления требуется новая серия уп­ражнений.

Наиболее полную теорию психофизиологического механизма формирования сенсомоторного навыка предложил Н. А. Бернш-тейн. Конструктивно эта теория была дополнена концепцией модели поведенческого акта П. К. Анохина и анализом структу­ры психической функции, предложенным Б. Г. Ананьевым. Та­ким образом, на сегодняшний день имеются серьезные теорети­ческие основы для разработки практических способов формиро­вания навыков и включения их в систему профессиональной подготовки.

2. Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе полученного знания, но не достигшего уровня навыка, называют умением. Умениеэто знание, которое понято уча­щимся и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты опера­тивности. На этапе умения усвоенный способ действия ре­гулируется знанием и по мере тренировки достигается преобра­зование умения в навык, при котором происходит изменение ориентировочной основы действия. Умение включает в себя сложную систему психических и практических действий. При наличии умения под контролем сознания человек успешно вы­полняет то или другое действие. Результативное выполнение сложного действия и есть внешнее выражение выработанного умения.


107


Формирование умений, по мнению К. К. Платонова, прохо­дит ряд стадий:

— первоначальное умение;

— недостаточно умелое действие;

— развитые отдельные умения (умелые, относительно за­конченные элементы действия);

— высокоразвитые умения;

— мастерство.

На этапе умения полный сознательный контроль обеспечива­ет оперативную перестройку системно-структурной основы дей­ствия при существенном изменении условий его осуществления. В этом плане умение отличается от навыка. Навык имеет стан­дартизированную форму и при радикальном изменении условий осуществления может стать неадекватным.




Глава 6










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...