Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Какова структура учебной деятельности?
Основные положения теорий учения и обучения. Исторически были созданы раздельные теории учения и теории профессиональной деятельности учителя. Таким образом, принято различать: —учение — это усилия индивидов (учеников), усваивающих тот или иной материал; —обучение — это участие других людей (учителей) в организации процесса учения. В отечественной психологии существует несколько психологических теорий обучения, разработанных ведущими психологами середины XX в. 1. Ассоциативная теория(П. А. Шеварев). Концепция ассоциа — знакомство ученика с общими свойствами объектов; — выделение существенных их свойств для решения определенных типов задач; — раскрытие способов решения задач; — формулирование обобщенных ассоциаций. 2. Теория аналитико-синтетических основ обучения (С.Л. Ру — Мыслительные операции состоят из анализа и синтеза. — Обучить мышлению — означает прежде всего научить человека осуществлять мыслительные операции применительно к определенному классу задач. — Система мыслительных операций называется приемом умственной деятельности. 101 — Обработать все мыслительные операции — значит сфор В процессе такого обучения возникают взаимосвязи между теоретическими знаниями и умением применять их на практике. 3. Теория поэтапного формирования умственных действий Данная теория основана на психологической теории деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). П. Я. Гальперин рассматривает три основные формы действий: материальную, внешнеречевую и умственную. - Материальная форма действия является исходной. Это модели, чертежи, планы. Материальная форма действия позволяет раскрыть состав операций действия и последовательность этих действий. - Внешнеречевая форма действия означает, что объект представлен в форме устной речи. Это такая форма, как рассуждение вслух или описание. Отсюда следует, что речевое действие является отражением материального действия. — При умственной форме действие совершается «про себя», 4. Теория развивающего обучения (В.В. Давыдов и Д. Б. Элько- 1) Гипотеза Л. Выготского о роли обучения в психическом 2) В теории развивающего обучения понятие «зона ближай 102 деленных понятий, ценностей, выражающих общезначимые культурные нормы. В коллективной деятельности у школьников возникает желание и умение учиться, которое переходит в индивидуальную учебную деятельность. 3) Произведено четкое различие «житейских» и «научных» знаний, и только усвоение последних выступает одним из источников психического развития школьников. 4) Теория Л. С. Выготского превратилась в метод формирующего эксперимента, или генетико-моделирующий метод. Суть эксперимента в следующем. У учащихся проверяется продуктивность некоторой модели происхождения (генезиса каких-либо понятий и умений), а их появление возможно только при выполнении ими учебной деятельности, в которой функционируют различные мыслительные действия и операции. Постоянное усвоение полноценных понятий и умений при осуществлении учебной деятельности способствует развитию v школьников мыш-ления и сознания теоретического типа. По известному выражению В. Давыдова, «школа должна учить детей мыслить теоретически». Согласно данной теории теоретическое мышление противопоставляется эмпирическому. Теоретическое мышление не равно абстрактному, это «особый способ подхода человека к пониманию вещей и событий путем анализа условий их происхождения и развития». 5) Для полноценного развития учебной деятельности школьники должны систематически решать учебные задачи.Главная особенность решения учебной задачи состоит в том, что при ее решении школьник ищет и находит общий способ или принцип подхода ко многим частным задачам определенного класса, которые потом не представляют для него особых трудностей. Учебная задача решается посредством системы учебных действий: — принятие учебной задачи от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи; — преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; — моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной форме; — построение системы частных задач, решаемых общим способом; — контроль за выполнением предыдущих действий; — оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи. Сначала ученику необходима помощь учителя, но затем ученик может работать самостоятельно при приобретении нужных умений и навыков. 103 Учебные действия нацелены на поиск такого генетического исходного отношения предметных условий ситуации, ориентация на которое служит всеобщей основой последующего решения всего многообразия частных задач (это понятие содержательного обобщения, разработанное В. В. Давыдовым, на которое опирается вся учебная деятельность). 6) На базе теории развивающего обучения создаются учебно-методические пособия, которые начали использоваться в школьной практике. Какие факторы влияют |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 415. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |