Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фиктивные переменные в регрессионной модели 5 страница




Y

Z1

Z2

Z3

Y

1

 

 

 

Z1

0,592

1

 

 

Z2

0,451

-0,010

1

 

Z3

0,235

0,101

-0,101

1

    Результаты регрессионного анализа приведены в табл. 3.21. Уравнение регрессии имеет вид:

.

    2. Коэффициент детерминации R2=0,609 показывает, что 60,9 % вариации стоимости квадратного метра Y объясняется изменчивостью включенных в модель качественных факторов Z1, Z2 и Z3. Уравнение регрессии статистически значимо в целом на уровне a=0,05. Статистически значимыми являются и коэффициенты при фиктивных переменных Z1 и Z2. Коэффициент при Z3 оказался незначимым на уровне a=0,05. Однако его t-статистика превышает по абсолютной величине единицу, что позволяет считать фактор Z3 в некотором смысле информативным (см. табл. 3.21).

Таблица 3.21

Результаты регрессионного анализа в EXCEL

 

Регрессионная статистика

Множественный R

0,780

R-квадрат

0,609

Нормированный R-квадрат

0,535

Стандартная ошибка

115,9

Наблюдения

20

Дисперсионный анализ

df

SS

MS

F

Значимость F

Регрессия

3

334288,3

111429,4

8,30

0,0015

Остаток

16

214890,7

13430,7

 

 

Итого

19

549179,0

 

 

 

Уравнение регрессии

Коэффициенты

Стандартная ошибка

t-статистика

P-Значение

Y-пересечение

517,2

49,7

10,414

1,56E-08

Z1

191,2

52,4

3,653

0,002

Z2

159,6

52,4

3,048

0,008

Z3

74,7

52,4

1,427

0,173

                   

    3. Значимость коэффициентов при Z1 и Z2 свидетельствует о том, что имеется существенная разница в стоимости квадратного метра квартиры в зависимости от района города и типа дома. При прочих равных условиях стоимость квадратного метра квартир, расположенных в центральном районе, в среднем на 191,2 у.е. выше, чем квартир в периферийных районах. В кирпичных домах стоимость квадратного метра больше в среднем на 159,6 у.е., чем в панельных.

    Средняя стоимость квадратного метра квартиры, расположенной на одном из средних этажей, на 74,7 у.е. выше чем у квартир на крайних этажах, хотя данный вывод и не вполне надежен из-за статистической незначимости коэффициента при Z3.

    Следует обратить внимание и на интерпретацию свободного коэффициента уравнения регрессии, который оказался статистически значимым (см. «Y‑пересечение» в табл. 3.21). Его значение показывает, что средняя стоимость квадратного метра квартиры на крайних этажах (z3=0) в панельном доме (z2=0), расположенном в периферийном районе города (z1=0) составляет 517,2 у.е.

Контрольные задания

    В приведенных задачах там, где это специально не указано, уровень значимости принять равным a=0,05.

Задача 3.1

    Исследуется зависимость курса доллара США от курсов евро, японской иены и английского фунта стерлингов. Имеются данные об официальных курсах валют, установленных Центральным Банком России, за двенадцать дней:

День

Доллар США (руб./долл.)

Евро (руб./евро)

Японская иена (руб./100 иен)

Английский фунт (руб./фунт)

1

28,12

36,13

26,97

52,63

2

28,18

35,97

26,80

52,32

3

28,13

35,97

26,77

52,26

4

28,08

36,00

26,63

52,28

5

28,06

36,13

26,53

52,43

6

28,03

36,28

26,70

52,58

7

28,02

36,34

26,67

52,90

8

28,00

36,47

26,63

52,99

9

27,99

36,54

26,60

52,81

10

27,93

36,50

26,50

52,89

11

27,95

36,52

26,55

52,62

12

27,97

36,54

26,52

52,67

    Требуется:

1. Построить линейную регрессионную модель курса доллара США, не содержащую коллинеарных факторов. Оценить параметры модели.

2. Значимо ли статистически уравнение регрессии?

3. Изменение курсов каких валют существенно влияет на изменение курса доллара США?

4. Присутствует ли в остатках регрессии автокорреляция первого порядка?

5. Спрогнозировать с доверительной вероятностью 90 % курс доллара, если предполагается, что курсы евро, иены и фунта составят соответственно: 36,38 руб./евро; 26,65 руб./100 иен и 52,73 руб./фунт.

Задача 3.2

    По одиннадцати металлообрабатывающим цехам машиностроительного предприятия изучается зависимость фактических затрат на 1 рубль валовой продукции от среднего уровня производительности труда (отношение объема продукции в денежном выражении к затратам труда на ее изготовление) и средней энергоотдачи(отношение объема продукции в денежном выражении к затратам электроэнергии на ее изготовление). Имеются данные за один квартал:

№ цеха

Затраты на 1 рубль валовой продукции (руб.)

Уровень производительности труда (руб./чел.‑ч)

Энергоотдача (руб./кВт×ч)

1

0,38

675

42

2

0,53

375

30

3

0,49

421

18

4

0,35

428

72

5

0,23

721

75

6

0,52

420

32

7

0,44

284

44

8

0,34

522

42

9

0,42

431

40

10

0,48

422

55

11

0,53

223

52

    Требуется:

1. Построить все возможные линейные регрессионные модели затрат, оценить параметры моделей и выбрать наиболее точную из них в качестве лучшей.

2. Приемлема ли точность лучшей модели?

3. Значимо ли статистически уравнение регрессии лучшей модели?

4. По лучшей модели спрогнозировать с доверительной вероятностью 80 % затраты на 1 рубль валовой продукции, если прогнозные значения факторов на 25 % превышают свои средние значения.

Задача 3.3

    По заводу безалкогольных напитков изучается зависимость месячного объема реализованной продукции от затрат в предыдущем месяце на теле-, радио-, газетную и наружную рекламу. Имеются данные за двенадцать месяцев:

Месяц

Объем реализации (тыс. руб.)

Затраты на рекламу (тыс. руб.)

телерекламу

радиорекламу

газетную рекламу наружную рекламу

1

15304

133

35

38 27

2

17554

152

40

32 29

3

16876

130

48

35 28

4

16435

165

40

44 25

5

15229

125

42

48 18

6

16986

158

37

37 32

7

17914

165

50

43 38

8

16817

149

37

38 29

9

16579

169

33

28 27

10

15330

137

31

39 22

11

16781

178

42

42 18

12

17008

147

49

37 19

    Требуется:

1. Построить линейную регрессионную модель объема реализованной продукции, не содержащую коллинеарных факторов. Оценить параметры модели.

2. Присутствует ли в остатках регрессии автокорреляция первого порядка?

3. Как влияет на изменение объема реализованной продукции изменение затрат на каждый вид рекламы?

4. Изменение затрат на какой вид рекламы сильнее всего влияет на изменение объема реализованной продукции?

Задача 3.4

    По хлебобулочному предприятию исследуется зависимость месячного объема реализованной продукции от затрат в предыдущем месяце на теле-, радио-, газетную и наружную рекламу. Имеются данные за двенадцать месяцев:

Месяц

Объем реализованной продукции (тыс. руб.)

Затраты на рекламу (тыс. руб.)

телерекламу

радиорекламу

газетную рекламу наружную рекламу

1

14050

240

42

42 34

2

16310

263

47

44 36

3

15632

241

55

45 35

4

15126

276

47

42 32

5

13972

236

49

47 25

6

15753

272

44

45 39

7

16661

276

57

55 45

8

15584

260

46

47 36

9

15326

280

40

35 34

10

14077

248

38

38 29

11

15528

289

49

45 25

12

15755

258

56

52 26

    Требуется:

1. Построить линейную регрессионную модель объема реализованной продукции, не содержащую коллинеарных факторов. Оценить параметры модели.

2. Какая доля вариации объема реализованной продукции объясняется вариацией факторов, включенных в модель регрессии?

3. Присутствует ли в остатках регрессии автокорреляция первого порядка?

4. Приемлема ли точность регрессионной модели?

5. Спрогнозировать среднее значение объема реализованной продукции, если прогнозные значения факторов на 25 % превышают свои средние значения.

Задача 3.5

    По четырнадцати страховым компаниям исследуется зависимость месячной прибыли от численности страховых агентов, затрат на рекламу и расположения офиса компании (центральный или периферийный районы города):

№ компании

Прибыль (тыс. руб.)

Численность страховых агентов (чел.)

Затраты на рекламу (тыс. руб.)

Район расположения

1

726

14

75

периферийный

2

550

8

36

центральный

3

429

4

55

периферийный

4

439

4

45

периферийный

5

646

10

79

периферийный

6

507

10

53

периферийный

7

834

13

69

центральный

8

579

9

47

периферийный

9

701

16

45

центральный

10

532

14

49

периферийный

11

281

7

53

периферийный

12

349

5

45

периферийный

13

625

10

68

периферийный

14

533

11

38

центральный

    Требуется:

1. Построить линейную регрессионную модель прибыли страховой компании, не содержащую коллинеарных факторов. Оценить параметры модели.

2. Значимо ли статистически уравнение регрессии?

3. Имеют ли остатки регрессии одинаковую дисперсию?

4. Существенна ли разница в прибыли компаний, офисы которых расположены в центральном и периферийных районах города?

5. Спрогнозировать среднюю месячную прибыль страховой компании, если прогнозные значения факторов равны своим средним значениям, а офис расположен: а) в центре города; б) на окраине.

Задача 3.6

    Исследуется зависимость цены системного блока компьютера от тактовой частоты процессора, размера оперативной памяти и наличия DVD-накопителя. Имеются данные по тринадцати компьютерам:

№ компьютера

Цена системного блока (руб.)

Тактовая частота процессора (МГц)

Оперативная память (Мбайт)

DVD-накопитель

1

12500

2000

256

отсутствует

2

13700

2800

256

имеется

3

16250

2700

512

отсутствует

4

13580

2800

256

отсутствует

5

19840

3200

512

имеется

6

16570

2400

512

отсутствует

7

12560

2700

128

отсутствует

8

18260

3200

512

имеется

9

14590

2700

256

отсутствует

10

17250

2400

512

имеется

11

14890

2700

256

отсутствует

12

11560

1800

128

отсутствует

13

15870

2700

512

отсутствует

    Требуется:

1. Построить линейную регрессионную модель цены системного блока, не содержащую коллинеарных факторов. Оценить параметры модели.

2. Какая доля вариации цены системного блока объясняется вариацией факторов, включенных в модель регрессии?

3. Имеют ли остатки регрессии одинаковую дисперсию?

4. Существенно ли влияет на цену системного блока тактовая частота процессора, размер оперативной памяти, наличие или отсутствие DVD-накопителя? Дать количественные соотношения.

5. Спрогнозировать среднюю стоимость системного блока, если тактовая частота процессора составляет 3000 МГц, оперативная память — 256 Мбайт, а DVD-накопитель: а) имеется; б) отсутствует.

Задача 3.7

    Исследуется зависимость цены квартиры от размера ее общей площади, типа дома (кирпичный или панельный) и этажа, на котором расположена квартира (средний или крайний). Имеются данные по шестнадцати квартирам в домах, расположенных в одном и том же районе города:

№ квартиры

Цена квартиры (долл. США)

Общая площадь (м2)

Тип дома

Этаж

1

38500

72

панельный

крайний

2

45000

83

кирпичный

крайний

3

42800

79

кирпичный

крайний

4

34200

65

панельный

крайний

5

46700

85

кирпичный

средний

6

48500

70

кирпичный

крайний

7

52300

104

кирпичный

крайний

8

44600

72

панельный

средний

9

42300

65

кирпичный

крайний

10

48100

69

кирпичный

средний

11

37400

55

кирпичный

крайний

12

35200

54

панельный

крайний

13

49000

72

кирпичный

средний

14

47600

70

кирпичный

средний

15

56000

98

кирпичный

средний

16

38500

69

панельный

крайний

    Требуется:

1. Построить линейную регрессионную модель цены квартиры, не содержащую коллинеарных факторов. Оценить параметры модели.

2. Какая доля вариации цены квартиры объясняется вариацией факторов, включенных в модель регрессии?

3. Имеют ли остатки регрессии одинаковую дисперсию?

4. Что сильнее влияет на изменение цены квартиры — тип дома или этаж, на котором она расположена?

5. Спрогнозировать среднюю цену квартиры общей площадью 80 м2, расположенной в панельном доме на одном из крайних этажей.

Задача 3.8

    Строится модель цены автомобиля на вторичном рынке в зависимости от пробега, срока эксплуатации и объема двигателя. Имеются данные по пятнадцати автомобилям одной и той же модели:

№ автомобиля

Цена автомобиля (долл. США)

Пробег (тыс. км)

Срок эксплуатации (лет)

Объем двигателя (л)

1

12500

130

12

2,3

2

13700

120

10

1,9

3

9200

300

15

1,8

4

11400

180

13

2,1

5

15800

150

14

2,6

6

12300

80

8

1,7

7

16300

170

10

2,4

8

10200

210

11

1,9

9

11000

250

7

1,9

10

12700

150

9

1,7

11

15000

90

4

2,2

12

10500

230

13

2,4

13

17200

120

8

2,3

14

16000

110

9

2,5

15

17100

120

6

2,6

    Требуется:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 665.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...