Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема:  Приемы письменного деления




Цель:формировать умение выполнять письменное деление трехзначного числа на однозначное в случаях, когда количество единиц высшего разряда делимого меньше делителя.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление трехзначного числа на однозначное; решать задачи; вы­страивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

№73 (с. 14).

Ответы


53 - (3 • 9 + 4 • 6) = 2

53-3-9 + 4-6 = 50

(53-3- 9 + 4) -6= 180

(53 - 3) • 9 + 4 • 6 = 474




III. Актуализация знаний

Логическая задача

Линейка Попугая длиннее линейки Слоненка, но короче ли­нейки Удава, а линейка Мартышки короче линейки Слоненка. Назовите владельцев линеек по степени уменьшения длины ли­неек. (Удав, Попугай, Слоненок, Мартышка.)

Индивидуальная работа у доски

— Укажи порядок действий, вычисли.

99 + 32:4 + 26

50 + 42: 6 • 8

72 : 9 : 4•8

— Укажи порядок действий, вычисли.

360 : 40 • (210 - 150)

(320 - 170): (210 : 7) 600: (70-4-180)

Индивидуальная работа по карточкам

— Запиши выражение и найди его значение.

1) К частному чисел 360 и 6 прибавить произведение чисел 30 и20. (360: 6 +30-20 = 660.)

2) Из частного чисел 420 и 7 вычесть разность чисел 120 и 70. (420: 7-(120-70) = 10.)

3) Из 400 вычесть произведение чисел 70 и 3 и прибавить част­ное чисел 450 и 90. (400-70-3 + 450:90 = 195.)

4) Частное чисел 800 и 40 умножить на 10 и вычесть частное чисел 540 и 60. (800: 40-10- 540: 60 = 191.)

5) Разность чисел 600 и 240 разделить на частное чисел 160 и 4. ((600 - 240) : (160:4)=9.)

 4. Устный счет

- Выполните вычисления, назовите ответы.

360:6           350 : 5           77 : 7

400:4           16-5             18-4

120 : 2          45 : 3            65 : 13

57:19              68:4           48:12

IV. Самоопределение к деятельности

— Запишите значения выражений.

а-0                      0 + а                    0-а

а Л                      0 :а                      а-0

— Какими правилами вы пользовались?

— Разделите, разложив на удобные слагаемые по образцу.

424 : 4 = 400 : 4 + 24 : 4 = 200 + 6 = 206

618 : 3

324:3

— Как по-другому можно решить примеры? (Столбиком.)

Попробуйте решить первый пример, выполнив запись стол­биком.

— Чем необычен это пример? (Сотни делятся на 4 без остатка, а число десятков меньше 4.)

— Что нужно записать в этом случае в частном? (Ответы детей.)

— Откройте с. 15. Посмотрите, как решены примеры.

— Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять деление трехзначного числа на однозначное с нулем в частном.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

№74 (с. 15). (Первые два примера - коллективно, с подробным объясне­нием и записью на доске, остальные - самостоятельно. Два уче­ника работают на откидной доске. Самопроверка, самооценка.)

№75 (с. 15).

— Прочитайте задачу.

- Как узнать, на сколько одно число меньше или больше дру­гого?

(На доске опорная схема.)

На ? > или < - «-»

— Давайте сделаем краткую запись задачи. Что обозначает каждое число?

- Как вы понимаете выражения «в 3 раза больше», «в 3 раза меньше»?

- Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет.)

- Что для этого надо знать?

- Запишите решение задачи самостоятельно. (Проверка по образцу, самооценка.)

Решение: 48 • 3 - 48 = 96 (п.).

Ответ: в первом автобусе на 96 пассажиров меньше, чем во втором.

№76 (с. 15). (Самостоятельное выполнение. Те, кто испытывает затрудне­ния, берут карточку-помощницу с краткой записью.)

Было - 96 б.

Истратили — 8 ■ 10 б.

Осталось - ?

(Проверка, самооценка.)

Решение:

1) 8 • 10 = 80 (б.) - израсходовали;

2)96-80=16(6.).

Ответ: после 10 дней похода останется 16 банок консервов.

VI. Физкультминутка


Кто там ходит влево-вправо?

Это маятник в часах.

Он работает исправно

И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на пояс, наклоны вправо и влево.)

А над ним сидит кукушка.

Это вовсе не игрушка.

Птица дверцу отворяет,

Время точно сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками развести их в стороны.)

А часы идут, идут,

Не спешат, не отстают.

Мы без них не будем знать,

Что уже пора вставать. (Шаги на месте.)




VII. Закрепление изученного материала

Выполнение заданийв рабочей тетради №24, 26 (с. 9).

(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)

VIII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 15). Самопроверка по образцу.)

Ответы: 109, 209.

— Оцените свою работу на уроке.

(На данном этапе урока можно использовать сборник са­мостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 5 (с. 11-13).)

IX. Подведение итогов урока

- Какие примеры мы решали сегодня на уроке?

- У кого деление не вызывает затруднений?

- Кому еще трудно решать такие примеры?

Домашнее задание

Учебник: № 77, 79, 80 (по желанию) (с. 15).

 

Тема: Диаграммы

Цели;познакомить со столбчатой диаграммой; формировать умения читать диаграммы и переводить их в таблицы.

Планируемые результаты; учащиеся научатся читать диаграммы; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза; делать выводы; слушать учителя и выполнять его требования.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Задание на смекалку

- Переставьте одну палочку так, чтобы равенства стали верными.

Индивидуальная работа у доски

- Вычисли, выполнив запись столбиком.

249-2            433-2            218-4            304-3

- Найди площадь и периметр прямоугольника со сторонами 14 см и 7 см.

Математический диктант

(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если нет — знак «—».)

1) Если 960 разделить на 3, получится 320.

2) 240 меньше, чем 720, в 3 раза.

3) Произведение чисел 450 и 2 равно 800.

4)-Если 300 увеличить в 3 раза, получится 600.

5) Частное чисел 910 и 7 равно 130.

6) 900 больше 30 в 3 раза.

7) Если сумму чисел 23 и 17 увеличить в 2 раза, получится 800.

Ответы: 1) +; 2) +; 3) -; 4) -; 5) +; 6) -; 7) -. (Проверка индивидуальной работы у доски.)

III. Самоопределение к деятельности

— Вычислите. Расставьте буквы в порядке возрастания соответ­ствующих ответов и расшифруйте тему сегодняшнего урока.

649 - 40 - 9 (А)                        482 - 60 (М)

3-26 -18 (Г)                             560:7-4(А)

4 + 96 : 2 (А)                           8 . 8 - 6 . 7 (Д)

80: 16-9 (И)                            210:7:6 + 69(Р)

260 + 70 (М) Ответ: диаграмма.

— Кто знает, что это такое? (Ответы детей.)

— Сформулируйте задачи урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 16.

— Что такое диаграмма?

— Какие бывают диаграммы?

— Посмотрите на диаграмму и скажите, масса какого живот­ного самая большая, самая маленькая. (Масса щенка самая большая, утки — самая маленькая.)

— Как вы это узнали? (Чем выше столбик, тем масса больше, чем ниже столбик, тем масса меньше.)

№ 81 (с. 16).— Посмотрите на диаграмму и скажите, в каком классе больше всего детей. (Во 2 классе.)

В каком классе меньше всего детей? (В 4классе.)

Что можете сказать о количестве учеников в 1 и 3 классах? (В них учеников поровну, потому что высота столбиков оди­наковая.)

Назовите масштаб рисунка. (1 клетка — это 4 человека.)

Сколько человек в 1 классе? (24.)

— Как вы узнали? (Высота столбика 6 клеток, каждая клетка обозначает 4человека, 4-6 = 24.)

— Сколько человек во 2 классе? (4 . 7 = 28.)

Сколько человек в 3 классе? (4-6 = 24.)

— Сколько человек в 4 классе? (4-5 = 20.)

— Самостоятельно заполните таблицу.

— Сделайте вывод: что можно узнать по диаграмме? (Коли­чество человек в каждом классе, на сколько в одном классе учеников больше или меньше, чем в другом.)

V. Физкультминутка

Ча-ча-ча-ча-ча-ча —                  (Три хлопка по бедрам.)

Печка очень горяча. (Четыре прыжка на двух ногах.)

Чи-чи-чи-чи-чи-чи — (Три хлопка над головой.)

Печет печка калачи. (Четыре приседания.)

Чу-чу-чу-чу-чу-чу — (Три хлопка за спиной.)

 Будет всем по калачу. (Четыре прыжка на месте.)

Чо-чо-чо-чо-чо-чо — (Три хлопка перед собой.)

Осторожно, горячо! (Подуть на руки.)

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику№83 (с. 17).

Посмотрите на диаграмму.

— Чему равен масштаб? Как вы узнали? (2 клетки значит, 1 клетка — 10 см.)

— Ответьте на вопросы. (1) Олег. 2) Рома взял высоту 110см, а Юра — 100 см. 3) Олег прыгнул на 30 см выше Гены.)

VII. Рефлексия Работа по учебнику

№82 (с. 17).— Посмотрите на диаграмму.

— Чему равен масштаб? (1 клетка — 3ученика.)

— Как вы определили? (12:4 = 3.)

Начертите таблицу и заполните ее. Ответ

20 см,

Класс Количество учащихся
1 15
2 18
3 21
4 12
Всего 66

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что такое диаграмма?

— С какими диаграммами вы познакомились?

— Для чего нужны диаграммы?

Домашнее задание

Учебник: №1, 10 (с. 18).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 555.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...