Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Автономия духа доказывает, что смерть не является концом жизни




 

Мы не в состоянии в полной мере прояснить всю глубину того, что собой представляет дух, в чем заключается его сущность. По этой причине Коран описывает сущность духа как непознаваемую сущность, которую можно все-таки познать, но лишь вне пределов человеческого разума. Когда Пророка, да пребудет мир с ним и его семьей и благословение, спросили относительно сущности духа, он получил откровение следующего содержания: "Они спрашивают тебя о духе. Скажи:

 

"Дух от повеления Господа моего. Даровано вам знания только немного" (17:85).

 

Наука не достигла никакого прогресса в вопросе раскрытия сущности воскресения; несмотря на многочисленность исследований и чем больше вторгается человек в проблемы научного анализа, все больше проявляется тайна повторного воскресения. Коран рассматривает дух как автономное существо: "Мы уже создали человека из эссенции глины, потом поместили Мы его каплей в надежном месте, потом создали из капли сгусток крови, и создали из сгустка крови кусок мяса, создали из этого куска кости и облекли кости мясом, потом Мы вырастили его в другом творении, - благословен же Аллах, лучший из творцов!" (23:14);

 

"Потом выровнял его и вдул в него от Своего духа и устроил вам слух, зрение и сердце. Мало вы благодарны!" (32:9). Подчеркивая факт о сотворенности человека и веление Бога ангелам поклоняться человеку, Коран гласит: "А когда Я его выровняю и вдуну от Моего духа, то падите, ему поклоняясь" (15:29). В приведенных стихах описываются последовательные этапы творения; в них подчеркивается, что в акте творения человека есть более важный и значительный, чем сотворение простой телесной формы, момент, что вливание духа в телесную форму человека составляет само по себе "новое творение", отличное от различных этапов эволюции телесной формы человека, каждый из которых необходимым образом сопровождается присутствием и свойствами материи. Дух-это иная сущность, отличная от вещей, сотворенных до него. Влитый в телесную оболочку человека, дух, который Аллах относит к Себе и который есть самая тесно с Ним связанная сущность, независимым от тела и отделен от него, недоступен материи, всем ее свойствам и проявлениям. Даже материалисты, невзирая на имеющиеся принципиальные разногласия с верующими людьми, вынуждены смириться с этой реальностью - реальностью духа и если есть расхождения мнений, то они ограничиваются вопросом об автономии духа.

Мнение материалистов

 

Материалисты отрицают существование духа независимо от материи и считают, что вся деятельность мозга контролируется материальными законами и имеет физическую причину на основе химических реакций в клеточках мозга и нервах. На этом, собственно говоря, проявляется принципиальное разногласие между Божественной и материалистической идеологиями. Материалисты рассматривают человека как машину, собранную из различных деталей и частей, в случае выхода из строя лишь одной части, остановится вся работа этой машины. По этой интерпретации, дух есть некий материальный компонент, введенный в конструкцию человека. В действительности, уподобление человека планетам и объяснение его особенностей только лишь законами физики является ошибочным. Возникает вопрос, действительно ли дух, его проявления, такие как воля, решимость, восприятие и т.д., являются реальностями, независимыми от материи, либо они сами всецело материальны, зависимые от нее по всем параметрам. Даже та версия, что повреждение одного члена организма человека приводит к остановке его деятельности в целом, не является доказательством материальности духа. Члены организма человека - клетки мозга, нервы, химические реакции в мозге - все это инструменты духа, посредством которых он выполняет свои функции. Естественно, что с повреждением или выходом из строя того или иного члена прекращается его деятельность, потому что дух теряет способность демонстрировать свою функцию через поврежденный член организма. Таким образом прерывается связь между духом и телом человека. Так же обстоит дело с мозгом. Клеточки мозга являются инструментами духа, не его творцом. Аргументы, выдвигаемые материалистами, сводятся к тому, что существует связь между восприятиями человека и клетками его мозга, при этом сам мозг не участвует в восприятии. Во всяком случае, ни один теолог не утверждает, что мышление имеет место за пределами клеток мозга.

 

Особенности познания человека свидетельствуют о нематериальности духа

 

Одной из особенностей материальных существ является то, что они ограничены временем и пространством, они изменчивы и преходящи из одного состояния в другое. В то же время, разум и сознание человека не обладают этими свойствами. Умозаключения человека также нельзя интерпретировать законами материи, такие как сравнение между двумя вещами и вынесение по этому сравнению решения, ибо в нашем мозге отражаются лишь зрительные образы вещей, а для того, чтобы вынести решение необходимо ознакомиться со всеми образами. Сознание человека способно познать целое через серию экспериментов и анализов, подбора информации органов чувств и при этом остаться материальным и подвергаться изменениям. В то же время умозаключения, основанные на эту информацию остаются неизменными и неограниченными ни временем и ни пространством. Как раз этим свойством не обладает материя. Например, человек с помощью чувства вкуса чувствует сладость сахара и после неоднократного испытания этого чувства может вынести решение о том, что сахар имеет сладкий вкус. Естественно, это решение не является продуктом деятельности органов чувств и материальных клеток. Функция органов чувств ограничивается лишь пробой в конкретный момент и в конкретном месте. Однако целостное решение не обусловлено вышеотмеченными ограничениями. Целостное познание является еще одним свидетельством того, что дух - это нематериальное и автономное существо.

 

Единство индивидуальности есть доказательство освобождения духа

 

Единство и устойчивость индивидуальности человека также свидетельствует об автономии духа. Сущность, не подверженная изменениям, управляющая материальным телом, свободная от биологического детерминизма, выражающая себя как "Я"

 

- такая сущность одна и та же, начиная с первого мига жизни и кончая последним. Если принимать, тот факт, что материальные клетки человека в состоянии постоянного изменения, то онтологический уровень сущности человека бесконечно выше уровня материи и материальных объектов, поскольку единство человеческой индивидуальности сохраняется на всех этапах тех изменений, которым подвергается индивидуум на протяжении всей его жизни. Таким образом, нам стало ясно, что дух не является материальным существом и это доказывает нам, что помимо материального мира существует и другой мир, обладающий совершенно иными свойствами; данное заключение опровергает измышления материалистов, отрицающих существование иного, нематериального мира.

 

[1] Гурар ал-хикам 1/493.

 

 

ЛЕКЦИЯ 29

СВОЙСТВА ДУХА

 

В глубинах существа человека отражены два реалия бытия: первый, материальный и второй, состоящий из таких атрибутов как мышление и восприятие, любовь и страдание, ненависть и прощение. Они по существу представляют собой реалии, как отличающиеся от материальной оболочки, так и превосходящие ее. Так, человек готов умереть вследствие голодной забастовки, дабы не испытать стыд раболепия в минуту, когда биологические силы разрушают его тело и побуждают его сдаться и начать есть. В других случаях человек может быть голоден, однако продолжает поститься. В данных случаях мы имеем дело с железной волей, жертвующей телом во имя идей, что нельзя объяснить логикой материализма. Двойственность этих реалий в человеке, а также преобладание одной из них другой, указывает на наличие вещи, стоящей над материей. Коран провозглашает:

 

"Клянусь... всякой душой, и тем, что ее устроило, и внушило ей распущенность ее и богобоязнен-ность!" (91:7-8). Душа, о которой говорится в вышеотмеченном стихе, является нематериальной действительностью. Материя реагирует одинаково на внешние раздражители. Вода твердеет при определенной температуре, а не кипит. Однако, человек способен проявлять самые разнообразные реакции, к примеру, на благородные и дурные поступки. Таким образом, если бы наша способность воспринимать не проявлялась бы за пределами непрерывного движения, мы никогда не смогли бы воспринимать движение и ход времени и тот факт, что мы способны воспринимать ход времени, является очевидным доказательством того, что наша способность воспринимать находится за пределами времени. Итак, поскольку мы воспринимаем время, наша способность к восприятию существует за пределами временных рамок, стоит над ними. Это отличает нашу способность к восприятию от нашей телесной формы; можно отметить, что одна часть реальности человека устаревает, изнашивается, в то время как другой удается избежать распада в водовороте времени, спасти себя. Повелитель верующих Али бин Абу Талиб, да пребудет мир с ним, говорил: "О люди, мы созданы для того, чтобы жить вечно. Однако, вы меняете место своего проживания, передвигаетесь с одного поприща на другое. Тогда готовьтесь к тому миру, в который вы попадете и где будете жить вечно."[1]

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 339.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...