Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Смерть означает первый шаг к воскресению




 

Смерть остается быть самым тяжело переживаемым явлением в жизни человека и великой истиной, пополняющей душу человека с глубоким чувством горечи. Возникают вопросы: Что означает смерть и какова ее действительность? Является ли она завершающей точкой в жизни человека? Или она означает лишь продолжение жизни в другой форме? Или она означает освобождение души человека от оков мирской жизни? Или она есть заход солнца в одном мире и его восход в другом? Является ли она частью эволюционного движения в жизни человека или она есть своеобразный мост, посредством которого человек переходит от одного берега (мирская жизнь) на другой (загробная жизнь)? Является ли она относительной действительностью - концом жизни в нижнем мире и ее началом в верхнем мире? Отвечая на эти вопросы, мы прежде всего должны констатировать тот факт, что существует два взгляда на смерть -взгляд материалиста и взгляд верующего человека.

 

По мнению материалистов - жизнь это определенный отрезок времени, который начинается с рождения человека и завершается с его смертью. Естественно, такое представление жизни и смерти вселяло в сердце человека горечь. По своей натуре человек склонен к вечности; в глубине души человека заложено чувство страха от умирания и исчезновения.

 

Взгляд верующего человека. По религиозному представлению, человек движется по эволюционному пути; пройдя через врата смерти он завершает одну часть жизни и начинает его вторую часть. Исламские рассказы описывают смерть как освобождение души от оков телесной оболочки, как замену одной одежды на другую, как снятие человеком грязной одежды и одевание чистой одежды. В других рассказах смерть представляется в виде моста или переправы, перейдя которую человек от одного качества входит в другое. В целом, можно сделать такое заключение, что смерть - это относительное понятие. Ее можно охарактеризовать как смерть в мирской жизни и рождение в промежуточной сфере; как заход в одном мире и восход в другом. Таким образом, конец жизни верующих не будет тяжелым и горьким. Для людей, придерживающихся подобной возвышенной и благородной веры, конец жизни -это превращение, наполненное добром, дающее возможность вещам воссоздать их истинный облик, подвергнуться очищению. В этом случае смерть не окажется страшной; она будет представляться как ворота спасения для связи с Богом; она делает верующего человека в воина на поле битвы, готового принимать кровавую смерть.

 

Отсутствие знаний и неспособность соответствующим образом осознать природу смерти порождает страх, ужас, неуверенность в человеке, и тогда смерть представляется ему кошмарным сном. Имам Али ал-Хади, да пребудет мир с ним, однажды навестил своего больного друга. Он плакал и очень беспокоился. Имам сказал ему: "О раб Аллаха, ты боишься смерти потому, что не понимаешь ее сути". Скажи мне: если тело твое испачкано грязью и покрыто язвами и если ты знаешь о том, что купание в бане избавит тебя от грязи и боли, то разве ты не захочешь очиститься от нечистот? Или ты проявишь нежелание что-либо сделать и предпочтешь оставаться грязным? Больной ответил: "О потомок Посланника Аллаха! Конечно же, я предпочел бы умыться и стать чистым". Имам ответил: "Так знай же, что смерть подобна бане. Она дает тебе последнюю возможность избавиться от грехов, очиститься от зла. Если смерть приблизилась к тебе, то нет сомнения, что ты освободишься от всех печалей и боли и достигнешь вечного счастья и радости".[1] Услышав слова Имама, больной заметно успокоился, с чувством собственного достоинства предался он смерти. Сомкнул глаза и продолжил путь к вечной своей стоянке.

 

Человек как и любое другое живое создание избегает исчезновения, страстно желает жить вечно; он думает, что смерть лишает его такой возможности; по его представлению, смерть - это абсолютное исчезновение; исчезновение, которое сводит на нет все его мечты и пожелания. Поэтому она кажется ему страшной. Одной из причин устрашения перед смертью являются дурные поступки, ошибки, погрешности, которые совершает человек; он чувствует, что ему придется встать перед судом Божественной справедливости в день воскресения и держать ответ за все свои деяния. Священный Коран гласит: "Скажи: "О вы, которые стали иудеями! Если вы утверждаете, что вы - близкие к Аллаху, помимо прочих людей, то пожелайте смерти, если вы правдивы! Но они никогда не пожелают ее за то, что раньше уготовили их руки. Аллах знает про неправедных" (62:6-7).

 

Причина страха перед смертью может быть то, что человек проводит свою жизнь думая только о заботах мирской жизни и о ее удовольствиях. Такой человек видит в лице смерти только разрушение и естественно, не хочет променять свою благополучную жизнь на разорение и опустошение.

 

ближайшая жизнь подобна соленой воде моря, чем больше ее пьет человек, его жажда становится сильнее, те которые стремятся к украшениям ближайшей жизни и к ее обманчивым проявлениям, проведут всю свою жизнь запыхаясь и в конце-концов настолько они будут увлечены заботами мирской жизни, что смерть окажется им страшной.

 

Повелитель верующих Али, да пребудет мир с ним, относится к числу тех редких людей, которые правильно понимали суть жизни и не страшились смерти. Он говорил о себе: "Клянусь Аллахом, сын Абу Талиба несравненно с большим наслаждением относится к смерти, чем младенец тянется к груди своей матери". Почему же этот кристально чистый человек, никогда не подчеркивающий своей любви к Аллаху, день и ночь стремился к встрече с Всемогущим, спешил к Его высочайшему присутствию? благодаря своей чистой сущности и благородному разуму он осознал, что смерть знаменует собой освобождение от темных путей материи и вступление во врата вечности. С какой же стати бояться ему смерти?

 

[1] Ма'ани-л-ахбар. с.290.

 

 

ЛЕКЦИЯ 25










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 337.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...