Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОЯВЛЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ




 

Человек в ближайшей жизни не отвечает за свои добрые и злые поступки. Преступники и деспотические правители, которые претендуя на абсолютную власть, вторгались в чужую жизнь и свободу, наслаждались богатством и роскошью до конца своих дней. Им не пришлось отвечать за свои злые деяния перед судом справедливости. И наоборот, многие добродетельные, богобоязненные люди терпели мучения и страдания, защищая права бедных и лишенных; покинули ближайшую жизнь не пожинав плоды своей доброты. Не противоречит ли это закону Божественной справедливости? Это было бы несправедливостью, если бы не существовал другой мир и день, когда будет отчитываться и злодей и благодетель. Дело в том, что за некоторые виды преступлений невозможно наказать в этом мире. Продолжительность и заплата за преступление не соразмерны ограниченностью ближайшей жизни во времени и пространстве. Например, кто-то преднамеренно убил одного человека, к нему можно применить закон мести, хотя и это не предотвратит социальные последствия этого преступления. А как же быть с безжалостным преступником, который убивал сотни человек? Каково должно быть его наказание? Его можно казнить всего один раз. Следовательно, наказание будет гораздо меньшим, чем само преступление. Поэтому также необходимо существование другого мира, где возможности наказания соответствуют размеру преступления: "Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания" (4:56).

 

С другой стороны, ближайшая жизнь бессильна воздавать вознаграждение, соответствующее степени доброты благодеяния. Много людей, всю жизнь расходовавшихся на благо людей и ушедших из ближайшей жизни не попробовав плод своих добрых дел.

 

благословенный Коран против равного отношения к злодею и благодетелю: "Разве думали те, которые творили зло, что Мы сделаем подобными тем, которые уверовали и творили добро, что одинаков будет их жизнь и смерть. Плохо они рассуждают! Создал Аллах небеса и землю по истине, чтобы всякая душа получила воздаяние за то, что она снискала, и они не будут обижены" (45:21-22).

 

Следует здесь же оговориться, что порядок, управляющий всем мирозданием, - это божественная справедливость, охватывающая вещи во всем их многообразии. Все вещи во вселенной, большие и малые, мельчайшие частицы или необозримо огромные небесные тела, повсюду разбросанные, сотворены из справедливости, царящей во вселенной. Человек также подчиняется этому всеохватывающему порядку. Единственной особенностью, отделяющей его от других существ, является обладание свободой, дающей ему возможность творить и изобретать. Если он будет использовать свободу выбора своих действий против порядка справедливости, управляющего вселенной, то это обусловливает наличие такого дня, в котором бунтовщик должен держать ответ перед судом справедливости.

 

Воздаяние-это постижение человеком той участи, которое соответствует его деяниям. Очевидно, что деяния не всех грешников и преступников воздаются по заслугам в этом мире. Тем не менее, кое-какие наказания все таки имеют место в этом мире - об этом мире свидетельствует история жизни людей, совершивших нечестивые поступки. Действительно, время от времени мы являемся свидетелями уготованной им горькой судьбы и тяжких испытаний; испытав унижение и муки, они гибнут позорной смертью, даже не подозревая о том, что их ждет. Наличие необычайной связи между греховным действием и последующим бесчестием нельзя приписывать лишь случайному совпадению; напротив, эту связь следует рассматривать как образец воздаяния за бесчестные деяния в этом мире. Коран утверждает: "И дал им вкусить Аллах унижение в жизни ближней, а ведь наказание последней больше, если бы они знали!" (39:26). Подобные наказания иногда звучат как сигнал тревоги для грешников, побуждая их очнуться от заблуждений, изменить ход своих поступков, переделать себя пока не станет слишком поздно. Эти наказания напоминают им о том, что добро и зло - это две чаши весов, на которых измеряются наши поступки, и что ни один неверный шаг, ни один злой поступок не останутся безнаказанными; равным образом, ни один добрый поступок или деяние не останутся без награждения.

 

ЛЕКЦИЯ 27

ПРОЯВЛЕНИЯ ВОСКРЕСЕНИЯ

 

Врожденное свойство:

 

1.Жизнь после смерти... воззвание природного свойства.

 

Воззвание, исходящее из глубин природных свойств человека свидетельствует о реальности воскресения; углубляясь в историю человеческого общества, можно заметить, что на каждом этапе развития человеческой мысли человек неизменно испытывал веру и жизнь после смерти. Археологические находки и экспонаты также говорят о вере первобытного человека в жизнь в мире, который следует после ближайшей жизни. Поэтому они погребали различные предметы вместе с покойником для того, чтобы их использовали после воскресения. Известный социолог Семюель Кинг утверждает: "Религия не только распространилась по всему миру; внимательный анализ показывает, что даже самые примитивные племена обладали зачатками религиозного сознания. Неандертальский человек - предшественник современного человека - очевидно обладал какой-то религиозностью, ибо нам известно о том, что он хоронил своих покойников в конкретном месте, клал рядом с ним его инструменты и иные личные вещи, демонстрируя тем самым веру в потустороннюю жизнь".[1] Некоторые формы веры в потусторонний мир существовали среди римлян, египтян, греков, вавилонян, халдеев и других народов древнего мира. Их вера в жизнь после смерти носила поверхностный, суеверный характер, далекий от логики истинной веры в единство Аллаха. Сказанное справедливо и в отношении верований, существовавших у первобытных народов. Например, народы острова Фиджи, верили в то, что мертвые занимаются теми же делами, что и живые - сражаются, воспитывают детей, обрабатывают землю и т.д. Народы Мексики хоронили придворных шутов вместе с умершими королями, дабы те могли развлекать своих повелителей в мире ином, отвлекать их от печальных дум. Как и чем можем объяснить это постоянное свойство человеческой природы. Можно ли это объяснять иначе как Бог вкладывая это свойство в природу человека, создал и доказательства, свидетельствующие в его действительность. К сожалению, ряд социологов исследуя веры и мировоззрения древних народов в вопросе жизни после смерти, окунаются в мир грез и фантазий, всячески пытаются запрятать и сокрыть глубочайшее из ощущений человека. Соответствует ли логике, когда грудной ребенок плача ищет материнскую грудь, вкладывают в его рот нечто похожее на грудь матери и он успокаивается. Мы фактически препятствуем крику души, который идет из глубины природных свойств ребенка. За свою историю человечество попадало в опасную пучину ложных верований, поклонялось истуканам и идолам и в конце-концов оно пришло к осознанию Единственного Творца миров -Аллаха. Ошибка, допущенная человечеством в выборе объекта поклонения означает ли нереальность природных свойств человека в вопросе существования Аллаха? Конечно нет. Это ложное доказательство не может отрицать самобытный характер природных склонностей в сущности человека. Невзирая на то, что деструктивные изменения и перевороты меняют многие из привычек, которые были веками свойственны данному обществу, уважение и приверженность к понятиям справедливости, равенства и веры и сегодня остаются неизменными. Можно утверждать, что сегодня пламя человеческой любви к ним горит даже ярче, чем когда бы то ни было, что сегодня человек тянется к ним с еще большей силой.

 

Несмотря на то, что вера в день суда запятнана некоторыми легендами и мифами, однако совпадение этой склонности со стержневым направлением мысли, свидетельствует в самобытности и изначальном характере этого стремления. Нет сомнения в том, что познания людей основаны на некоторых очевидных истинах и аксиомах, если подвергать их сомнениям, то рухнет само здание человеческих познаний, которое построено на очевидных истинах и аксиомах. Сама внутренняя, присущая человеку сущность составляет, по сути дела, наивысшую форму доказательства, с которой не справится никакая логика.

 

Природное свойство сущности человека сопровождает его за всю историю: нет необходимости доказывать то, что человек после смерти будет жить, что со смертью человек не превращается в небытие, а ожидает своего существования в другой форме и в другом мире. Одно естественное ощущение того, что мир устроен на канонах справедливости и естественности уже говорит о том, что мироздание не может исчезнуть без совершения суда и торжества справедливости. Природное чувство говорит: "Этот преступник, который выскользнул от наказания суда справедливости и этот деспот, преступающий законопорядки не смогут уйти от всеобъемлющего правосудия". Если бы эта справедливость была абстрактным воображением, то почему же мы призываем к справедливости в нашей жизни? Почему нас волнует то, что права тех или иных людей попираются? Почему мы решаемся на самопожертвование во имя справедливости? Почему мы ожидаем и стремимся к таким вещам, которые реально не существуют? Не является ли вся эта жажда справедливости убедительным доказательством ее существования?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 312.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...