Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОСКРЕСЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА; КАК ОНО ПРОИСХОДИТ ?




 

Существует два мнения о сущности жизни в потустороннем мире. По мнению большинства философов, вечная жизнь будет протекать исключительно в сфере духа, без какой-либо связи с телом; дух, который играет основную роль в жизнедеятельности человека, прощается с телом в момент смерти, тем самым прекращается функция тела, а душа остается вечно и входит в промежуточную сферу. Следовательно, воздаяние и наказание также носит сугубо духовный характер.

 

Второе мнение, поддерживаемое многими теологами и философами прошлого и настоящего, основывается на том принципе, что воскресение представляет собой полное и окончательное возвращение к жизни. Человек возобновляет свою жизнь в мире ином, сохраняя все свои качества и свойства. Единственное различие состоит в том, что его возобновленная жизнь протекает в более возвышенном по сравнению с земным, мире. На этой ниве материя и дух сохраняют присущие им отличительные свойства, но при этом становятся столь тесно взаимосвязанными, что их существование проявляется как единое целое.

 

Ни один аргумент не может доказать сущность жизни после смерти; можно лишь доказать неизбежность и необходимость воскресения, философия и интеллект не обладают тем ключом, который бы позволил раскрыть тайну того, что конкретно произойдет в потустороннем мире. Вместе с тем, с помощью коранических стихов, рассказов и здравого разума можно сделать несколько заключений. Коранические стихи, поддерживающие идею о телесном воскресении, можно классифицировать на несколько групп:

 

1. Говорящие о сборе костей тела человека:

 

"Разве думает человек, что Мы никогда не соберем его костей?" (75:3); "Скажи: "Оживит их тот, кто создал их в первый раз, и Он сведущ во всяком творении" (36:79).

 

2. Говорящие о воскрешении мертвых и сборе разбросанных костей тела. В Коране приводится пример телесного воскрешения, связанный с именем пророка Ибрахима, да пребудет мир с ним! В нем повествуется о том, как Ибрахим собственными глазами убедился в том, что из разбросанных частиц можно сконструировать тело: "И вот сказал Ибрахим: "Господи! Покажи мне, как ты оживляешь мертвых". Он сказал: "А разве ты не уверовал?" Тот сказал: "Да! Но чтобы сердце мое успокоилось". Сказал Он: "Возьми же четырех птиц, собери их к себе, потом помести на каждой горе по части их. А потом позови их: они явятся к тебе стремительно, и знай, что Аллах велик и мудр!" (2:260).

 

В истории Узайра, да пребудет мир с ним, он однажды верхом на осле набрел на селение, которое разрушено до основания. Он здесь увидел зрелище гниющих останков людей. Погрузился он в глубокое размышление и сказал: "Как оживит это Аллах, после того как оно умерло?" И умертвил его Аллах на сто лет, потом воскресил. Он спросил у пророка: "Сколько ты пробыл?" Тот ответил: "Пробыл я день или часть дня". Тогда Аллах сообщил Узайру о том, что в этом состоянии пробыл он сто лет, безжизненно покоясь на траве, в том месте, где упал он. Велено было ему взглянуть на осла, и увидел он, что тело животного полностью разложилось. И Аллах вернул его к жизни: "И посмотри на своего осла - для того, чтобы Нам сделать тебя знамением для людей, - посмотри на кости, как Мы их поднимаем, а потом одеваем мясом". И когда стало ему ясно, он сказал: "Я знаю, что Аллах мощен над всякой вещью!" (2:259).

 

3. Говорящие о воскрешении мертвых в могилах. Естественно, что в могилах содержатся тела умерших, а не души. Об этом в Коране говорится: "Разве он не знает, когда будет изведено то, что в могилах" (100:9). "И что час наступит, - нет сомнения в том! - и что Аллах воздвигнет тех, кто в могилах" (22:7).

 

4. Говорящие о беседе друг с другом членов тела человека и их свидетельствовании за правду:

 

"А когда пришли они к Нему, свидетельствовали против них слух, зрение и кожа о том, что они делали." И сказали они своим кожам: "Почему вы свидетельствуете против нас?" Они сказали: "Внушил нам речь Аллах, который внушил речь всякой вещи, и Он создал вас в первый раз, и к Нему вы вернетесь" (41:20-21). В других стихах встречается упоминание о том, что тело, которым чело

 

век будет обладать при воскресении, окажется сходным с его земным телом: "Всякий раз, как приготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания" (4:56). Некто однажды спросил у имама ас-Садика, да пребудет мир с ним, о смысле коранических слов: "Всякий раз, как приготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказание" и сказал: "В чем провинилась другая кожа?" Имам ответил; "Горе тебе! Кожа та же самая, но и в то же время она другая кожа." Тогда человек попросил его объяснить суть дела на каком-нибудь примере из мирской жизни. Имам сказал: "Видел ли ты когда-нибудь, как никто ломает кирпич, потом ссыпает обломки обратно в форму для производства кирпича. Получается тот же кирпич, но в то же время это другой кирпич".[1]

 

5. Стихи, в которых описываются многочисленные материальные наслаждения и удовольствия в раю и наоборот, отмечаются разные телесные наказания, которым подвергаются грешники в аду:

 

"И плодами из тех, что они выберут, и мясом птиц из тех, что пожелают. А черноокие, большеглазые, подобные жемчугу хранимому - в воздаяние за то, что они делали" (56:20-24). "В самуме и кипятке, и тени черного дыма, не прохладной и не благой" (56:42-44); "Потом, поистине, вы заблудшие, обвиняющие во лжи, будете есть с дерева заккум, и наполнить им животы, и пить за этим кипяток, и пить, как пьют истомленные жаждой" (56:51-55). Все эти стихи Корана, со своей четкостью и ясностью не оставляют места иным толкованиям, кроме идеи о телесном воскресении.

Рационалистический аргумент. Человек состоит из тела и духа. Тело - лишь инструмент для деятельности духа, и оно играет решающую роль в обеспечении непрерывной деятельности духа. В правовом и уголовном отношениях человек несет ответственность за свои поступки в обеих его ипостасях - телесной и духовной. В таком случае, можно ли допустить возможность того, что в этом мире человек должен нести ответственность за поступки духа и тела, а в потустороннем мире вся ответственность падает на дух? Другими словами, полное совершенство человеком достигается в обоих его параметрах одновременно. Обещание людям бесконечной радости от духовного удовольствия либо предупреждение их об исключительно духовных муках остаются непонятными; эти предречения неспособны контролировать чувства человека в минуты безысходности и отчаяния, препятствовать его вхождению в запретную зону греха. Священный Коран отмечает и блаженство и наказание как в материальном так и духовном планах:

 

"Обещал Аллах верующим мужчинам и женщинам сады, где внизу текут реки, - для вечного пребывания там, - и благие жилища в садах вечности. А благоволение Аллаха - больше, это - великая удача!" (9:72).

 

Сомнения и ответы на них. Ограниченная вместимость земли. Сможет ли земной шар дать пристанище в день воскресения всем людям, когда-либо жившим на нем? Ответ Корана на этот вопрос ясен и лаконичен, ибо он говорит, что земля будет заменена другой землей.

 

Обновление клеток тела человека. Клетки человеческого тела постоянно обновляются и в связи с этим каждый индивидуум меняет свою физическую форму несколько раз в течение своей жизни. Получается, что тело человека на протяжении отпущенного ему срока проходит несколько жизненных этапов. На каждом из этих этапов оно осуществляет действия, заслуживающие награды или наказания. В этом случае какое именно тело должно будет держать ответ за свои деяния в день воскресения? Каждая новая клетка наследует особенности и характерные черты своей предшественницы и поэтому, конечная телесная форма человека представляет собой комплекс особенностей всех предшествовавших тел.

 

Недостаточность первичных материалов. Достаточно ли земных материалов, необходимых для конструирования заново такого огромного числа людей и их воскресения в день суда? Каждый квадратный километр земной поверхности вполне достаточен для того, чтобы вместить на ней сотни миллионов людей. Исходя из этого расчета, ничтожнейший участок земли может произвести достаточно материала для возобновления тел миллиардов новых людей.

 

Соотношение между численностью людей и имеющимися пищевыми продуктами. Вопрос связан с превращением частиц тел умерших в субстанции, потребляемые другими, при котором эти частицы смешиваются с телами других. Основой для формирования человеческого тела служит не больше одной клетки, потом эта клетка размножалась, на нашем теле появились различные части и конечности. Если частички одного тела будут поглощены структурой другого тела, частицы, принадлежавшие тому индивидууму, возвращаются в свои исходные места. Возвратив частички, заимствованные у чужого, второе тело фактически сохраняет свое оригинальное существование. В день воскресения будет возрождена основная часть, которая несет в себе телесные и духовные свойства человека, потом они увеличиваются и происходит восстановление его прежней структуры. С другой стороны, основной стержень личности человека составляет дух, поэтому, если кто совершил преступление и спустя десять лет умер, нельзя сказать, что он чист в силу изменения клеток его тела. Ему как виновнику предстоит стоять лицом к лицу с обвинением и нести наказание.

 

Отсутствие равновесия между преступлением и наказанием. Как бы ни прожил человек свою ближайшую жизнь, она ограничена временем и завершается в момент смерти. Отсюда возникает вопрос: представим, что человек прожил в мирской жизни двадцать лет и совершил определенные погрешности. Будет ли справедливым его вечное пребывание в аду? Или же должно существовать определенное соответствие между погрешностью и наказанием? Иначе говоря, если кто, сам не подозревая, оскорбит нас, справедливо ли будет конфисковать его имущество или вынести решение казнить его? При этом надо учесть, что Коран ясно предвещает вечное наказание злодеям и злоумышленникам: "Разве они не знали, что, кто противится Аллаху и Его посланнику, для того -огонь геенны на вечное пребывание в ней. Это - великий позор!" (9:63). "А те, которые не веровали и считали ложью наши знамения, они - обитатели огня, они в нем вечно пребывают" (2:39). Естественно, эти вопросы не возникают при вечном пребывании в раю, ибо чрезмерное воздаяние -это проявление благосклонности, щедрости и милости Аллаха. Вопрос возникает при рассмотрении проблемы вечного наказания. Отвечая на этот вопрос, мы должны заметить, что сами наказания делятся на две части:

 

1. Относительное взыскание. Такие взыскания применяются для поддержания общего порядка, типа штрафовании водителя, нарушившего правила уличного движения, порка употребившего спиртные напитки; при таком виде взыскания, наблюдается относительная связь между нарушением и взысканием.

 

2. Наказание. Это результат того действия, которое совершил человек. К примеру, каждый, кто употребит спиртные напитки пьянеет, теряет рассудок и становится предметом насмешек из-за его действия. Кто курит, тот вредит своему здоровью. При таких наказаниях наблюдается настоящая структурная связь между поступком и реакцией на него. При наличии такой связи нет места разговорам о соответствии между поступком и взысканием, ибо это не является относительным вопросом. Наказание того, кто уколол свой глаз ножом - это потеря им зрения. Никто не может оспорить это решение под предлогом того, что он совершил это в момент безумия. результат исходит из конкретного вида поступка и не подлежит изменению. Или же некто водит машину в нетрезвом состоянии, совершает аварию и остается парализованным. Может ли кто-нибудь сказать, что исход не соответствует поступку, ибо существующая между ними связь - не относительная, а структурная. А теперь рассмотрим связь поступка грешника с наказанием в потустороннем мире. Коран следующим образом описывает это обстоятельство: "И явились им мерзости того, что они творили, и постигло их то, над чем они издевались" (45:33); "И они нашли налицо все, что совершили. Твой Господь никого не обижает!" (18:49); "В тот день выйдут люди толпами, чтобы им показаны были их деяния; и кто сделал на вес пылинки зла увидит его" (99:6-8); "В тот день всякая душа найдет представленным то, что она сделала доброго и что она сделала злого" (3:30).

 

Если наказание адекватно самому поступку, то, естественно, не возникает никаких споров по этому поводу. Но не надо забывать, что наказание в потустороннем мире не является препятствием перед наказанием в мирской жизни. То есть, связь между преступлением и наказанием не временная, будь то в этом мире или в мире потустороннем. Преступник в состоянии ослепить двадцать человек и более за очень короткий промежуток времени и быть в итоге приговоренным к пожизненному заключению; существует ли какая-либо связь между преступлением и наказанием по их длительности и количеству? Разумеется, нет.

 

Наши поступки и поведение в земном мире обуславливают соответствующее наказание и воздаяние, зависающие над нашими головами подобно ливню до наступления дня воскресения. Мы несем исключительную ответственность за наши поступки, ибо человек волен поступать в этой жизни как ему заблагорассудится, не считая себя простым винтиком общества или истории. Имам ас-Садик, да пребудет мир с ним, говорит следующее о вечной сущности наказания: "Если одной группе людей, пребывающих на адском огне, предназначено оставаться на нем вечно, то происходит это от того, что они упорствовали в своем грехе, надеясь на бессмертие в земном мире. Равным образом, если людям рая предписано оставаться там вечно, то происходит это от того, что они упорствовали в своем стремлении покориться Аллаху и Его повелениям. Таким образом, вид вечного существования для каждой группы определяется ее собственными целями и намерениями".[2]

 

[1] Бихар ал-анвар.7/38.

 

[2] Васаил аш-ши'а. 1/36.

 

 

ЛЕКЦИЯ 32










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 343.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...