Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Коррекционно-педагогическая работа по преодолен алексии, аграфии.




Работа начинается с преодолен конструктивно- пространственной апраксии; по мере восстановления ориента­ции в левом и правом возможно начинать преодолен опти­ческой аграфии и алексии. Вниман фиксируется при помощи цветного карандаша на левой стороне листа, с котор начинается чтение и письмо.

Оптическая вербальная алексия может быть 2 вариантов. При 1варианте нарушается симультанное представление о букве как о знаке, имеющем те или иные пространственные характеристики. Проводится объяснение и словесное определение, из каких элементов состоит буква. Первоначально обсуждается лишь печат­ный шрифт и дифференцируются элементарные, далекие по начертанию буквы, напр т и о, с и р, и обсуждаются их характеристики. Затем обучают конструированию из элементов (палочек, кружков, полу­кружков) близких по начертанию букв, их чтению. Особое внимание уделяется числу элементов, входящих в букву, их длине, направлению буквы в левую или правую сторону. В процессе такой работы больной обучается узнавать букву и читать ее, позже, пользуясь «окошечком», прорезанным в полоске бумаги, передвигающимся от буквы к букве, начинает читать букву за буквой, слово за словом. При этом проводится работа по оптической дифференциации смешиваемых букв. Так же больной пользуется дополнительной кинесте­тической афферентацией: ощупывает рельефные буквы, копи­рует буквы и слова, прописывает слова в воздухе с закрытыми глазами, проговаривает трудные звенья в начертании букв. Необходимо начинать с чтения слов, отличающихся одной, двумя буквами, чтобы больному приходилось осознанно де­кодировать не все буквы, входящие в слово.

2 вариант отличается тем, что больной узнает отдельные бук­вы, но не может разделить слово на входящие в него буквы и прочитать их в определенной последовательности, теряет стро­ку, выхватывая отдельные элементы из слова. Отмечаетсяпатологич «сужение» зрительного восприятия. Преодоление осуществля­ется путем постепенного расширения просвета «окошечка» в полоске бумаги, котор скользит по строке читаемого текста. Больной обучается следить за передвигаемым по строке «окошечком», в котором сначала можно показывать не­крупные рисунки предметов, затем буквы, слоги, входящие в то или иное слово. По мере восстановления следя­щего целенаправленного движения взора «окошечко» раздвига­ется до длины строки, оставляя видимой одну строку и прикры­вая весь текст. Позже заменяют подстрочной полоской бу­маги или линейкой, прикрывающей лишь нижнюю часть листа и фиксирующей взор на верхнем крае подстрочной линейки. Используют тексты, напечатанные крупным шрифтом. Позже овладевают способностью чтения прописного шрифта близ­ких людей. Оптическая алексия близка по своей природе к оптической агнозии и нередко наблюдается при ней.

Оптико-пространственная аграфия наблюдается в синдроме конструктивно-пространственной апраксии, при нару­шении ориентированности в пространстве, в географической карте, в часах.Часто выражается в виде зеркального письма (больной пишет зеркально отдельные буквы и целые слова, прописные и печатные буквы при сохранности чтения) Преодолевается при помощи копирования-обведения букв, отчеркивания красным карандашом левой стороны листа, указания стрелками направления букв. При грубой форме используется устное определение-описание элементов, входящих в букву, списывание-копирование слова по отдельным буквам с опорой на сетку, сохраняющую структуру слова. Оптические аграфия и алексия, как правило, не наблюдаются од­новременно у одного больного.

Основные приемы приодоленакалькулии при аф.

Акалькулия при поражен нижнетеменных отделов у больных с комплексной моторной или грубой эфферентной моторной аф, а также при се­мантической аф и нарушении конструктивно-пространст­венной деятельности.

При грубой моторной афакалькулия может быть вы­звана тем, что в процессе счетных операций человек опирается на внутреннее проговаривание и планирование счетных опера­ций. У больных может быть амнезия на слова, обозначающие далее простейшие циф­ры. Особенно затруднены операции с переходом через десяток, удержание в памяти направления мате­матического действия. Преодоление требует поэтапности овладения счет­ными операциями (сложением и вычитан) сначала в преде­лах первого десятка, затем двух десятков. Затем по отдельности можно дать задание решать перемежающиеся примеры на сложен и вычитан, а затем и комплексные примеры типа: 15+3—7=и т. п. Решение таких арифметических примеров воспитывает внимание, содействует преодолению персевераторности. По мере восстановлен счетных операций в преде­лах двух десятков можно перейти к решению примеров в пре­делах ста, затем тысячи. Ум­ножен и делен многозначных чисел длительное время остаются недоступными. Опорой в преодоле­нии грубой акалькулии могут служить домино, счетный материал для первоклассников, монеты.

Акалькулияприсемантической аф, характеризуется нарушением представлений о разрядности числа и смешением направления математич действий. Вместо вычитания делают сложение, испытывают трудности при умножен даже двузначных чисел. Особые трудности возникают при решении арифметич задач из-за выраженного импрессивногоаграмматизма, трудностей декодирования смысла текстов задач, т.к. имеется нарушен речемыслительной дея­тельности. Преодоление этих расстройств очень сложно и длительно. В связи с этим ограничиваются восстановлением счетных операций, необхо­димых в быту (квартплата, счетные операции в магазине).

Восстановлению содействуют занятия по преодолению конструктивно-пространственной апраксии и импрессивногоаграмматизма, обведение цветным карандашом знаков счетных операций,что фиксирует внимание, создание планов и схем действия при решен многозначных примеров.

Восстановление разрядности числа требует также фиксации внимания больного на составных частях многозначного числа с опорой на схемы, выделения десятков, сотен и тысяч при помощи цветных карандашей и т. п.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 410.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...