Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Нарушен экспрессивной речи, чтения и письма при акустико-гностической аф.
В устной речи наблюдается многократные попытки повторения, называния, речь эмоционально окрашена, богато интонированна, темп речи значительно ускорен. Больные общительны,многословны дефицит вербальных средств общения заменяют мимикой, сохранной интонацией, жестикуляцией. Выделяют 3 степени развития спонтанной речи. При 1 (грубой) речь состоит из набора случайных зв, слогов, словосочетан-«жаргонафазия», «речевая окрошка»/«словесный салат». Самоконтроль отсутствует. Этот период держится 2 месяца, уступая место логорее. 2 (средняя) степень-наличие литеральных и вербальных парафазий, элементылогореи. Темп речи убыстрен, имеются паузы внутри слова и между словами, котор обусловлены попытками самоконтроля. В речиприсуствразнообразные части речи, но преобладают глаголы, междометия, местоимения. В большинстве случаев удается передать общий смысл высказывания. При 3 (легкой) степени, характерной для более поздних этапов восстановления речи, речь достаточно развернута, разнообразна. Отсутствуют произносительные трудности. Речь иногда имеет «затейливый», «витиеватый» стилистический рисунок. Из-за нарушенфонематич слуха вторично страдаетповторение слов. При грубой форме возможно повторение лишь хорошо знакомых слов с большим числом звуковых искажений. При средней-замены звуков на основе их акустической близости. При повторении фразы сохранна длина предложения, его синтаксический и просодический «рисунки», но отмечены грубые искажения лексического состава. Легкая степень характеризуется приблизительным соответствием восстановлению спонтанной речи. В сложных речевых конструкциях-парафазии. Диалогическая речь. В грубых случаяхиз-за трудностей понимания обращенных вопросов крайне ограничена Средняя степень-возможность диалога, но не всегда ответ является информативным. Легкая степень-отдельные трудност в ипонимании сложных по смысловой структуре вопросов. Попытки называнияпри грубой степенисопровождаются многочисленными искажениями звуковой структуры слова, вербальными парафазиями на основе акустической и смысловой близости слов. Легче называние действий, чем предметов. Средняя степень-разнообразные литеральные и вербальные искаженияв редко используемых словах, сохранность называния обиходных предметов и распространенных действий. При легкой степени называние практически не страдает. Чтение остается наиболее сохранной речевой функцией, т.к. оно осуществляется путем привлечения оптического и кинестетического контроля. Письменная речь нарушается в большей степени и находится в прямой зависимости от состоянфонематич слуха. Грубая степеньнарушения письменной р-распад процесса чтения, неумение прочитать вслух и узнать отдельные буквы. Письмо отсутствует,возможность написания лишь фамилии и имени. При средней степени-чтение вслух, сопровождаемое теми же искажениями, что и экспрессивная речь. Сохранно списывание слов, простых фраз, при письме под диктовку множество ошибок. Легкая степень-свободное чтение фраз, текстов с отдельными искажениями в сложных по звуковой и смысловой структуре элементах. Письмо без грубых искажений. Имеется письмо не только под диктовку, но и «от себя». Методика восстановительной работы при акустико-гностической аф. Основной задачей восстановительного обучения приакустико-гностической сенсорной афазии является преодоление дефектов дифференцированного восприятия звуков, восстановление фонематического слуха. Только восстановление процесса звукоразличения может обеспечить возрождение всех пострадавших сторон речи, главным образом, понимание речи. В восстановительном обучении Л. С. Цветкова выделила 5 стадий. На первой стадии устанавливают контакт с лицом с афазией, затормаживают логорею, переводят попытки вербального способа коммуникации на невербальную деятельность, переключают внимание обучающегося с речи на невербальные действия. На2 стадии переходят к обучению слушанию и слышанию обращенной речи. Основной задачей 3стадии является выделение отдельных слов из собственной речи. Центральная задача 4 стадии – восстановление дифференцированного восприятия звуков речи, то есть работа по восстановлению фонематического слуха. На 5стадиипереходят к осознанному и дифференцированному выделению слова из фразы, фразы из текста.
Афферентная-моторнаяаф. Общая характеристика, первичныйдеффект
Является одним из самых тяжелых речевых расстройств Возникает при поражен постцентральных и нижнетеменных отделов кгм, расположенных сзади от центральной (роландовой) борозды (поля 7, 40).
Первичный дефект заключается в неразличении близких по артикуляции звуков. Они смешивают артикулемы внутри группы (халат-хадат,слон-снол). Нарушаются кинестетические ощущения от органов артикуляции.Ведущий дефект — невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова.
Центральным механизмомявляется нарушение кинестетических ощущений. Центральный дефект – нарушение тонких артикуляторных движений, проявляющееся в невозможности найти нужное положение губ, языка при произнесении звуков и слов. В основе данного дефекта лежит нарушение адресации нервных импульсов, которые должны обеспечить нужный размах, силу и направление движений губ, языка.Человек не может произнести практически ни одного слова. При тяжёлой форме-даже звук. Однако непроизвольно может проговаривать слова и звуки. Но не сможет этого сделать при просьбе повторить тот или иной звук или слово. Больной не может представить, как сомкнуть или разомкнуть рот, куда необходимо поместить язык и т. д. (не может понять, что именно надо делать, чтобы произнести какой-либо звук). Афферентная моторная афазия провоцирует разрыв связей между артикуляционным аппаратом человека и звуковыми выражениями. Больные не могут быстро и без напряжения артикулировать слова и звуки. В связи с этим происходит замена одних звуков другими, близкими по месту и способу происхождения: взрывных (б-п, д-т,г-к, щелевых (в-ф, с-з, ш-щ), смычно-проходных (м, л, н) Все это приводит к нарушению устной экспрессивной речи. Ведущий симптом-нарушен моторной стороны речи. Клиническая картинапроявляется либо в полном отсутствии экспрессивной речи, либо в обилии литеральных парафазий во всех видах экспрессивной речи (спонтанная, повторная, номинативная)..Автоматизированные формы речи (пение, стихи, имена близких людей и т.п.) остаются более сохранными. В психологической картине обнаруживается нарушение звена звукоразличения в структуре речи, т.е. нарушение сенсо-моторного уровня организации речи в звене кинестетического анализа звуков, что ведет к трудностям создания моторной программы речи. При относительной сохранности непроизвольного уровня организации речи, трудности начинаются, когда необходимо осознанно произнести, повторить звук, слово, фразу. Нарушаются все функции, виды, формы речи.Нарушается и сфера образов-представлений: дефекты обобщения образов, больные конкретизируют любое обобщенное понятие. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 422. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |