Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Акустико-гностическая аф.Общая характеристика и первичныйдеффект.




Впервые описал К. Вернике(1874). Возникает при поражен задней трети верхней височной извилины левого полушар (22 поле, зона Вернике).Центральн механизм-патология акустического анализа и синтеза звуков речи, что приводит к нарушению фонематического слуха. Расстройство фонематического слуха– центральный дефект, обусловливающий грубые нарушения импрессивной речи.Центральный симптом-нарушение понимания речи.Т.е. первичным дефектом являетсянарушение способности дифференциации смыслоразличительных признаков звуков речи. Нарушается уровень фонематической организации речи, что создает трудности процесса звукоразличения, поэтому понимание, а также произнесение и повторение слов становится невозможным.

Нарушается противопоставление, распознавание фонем, различающихся по: 1) звонкости – глухости; 2) твердости – мягкости; 3) назальности – неназальности и др. Больные не могут дифференцированно воспринимать эти признаки звуков,звучание слова теряет свою константность, устойчивостьвоспринимаются искаженно, смешиваются, а поэтому слышат и произносят их одинаково или замещают на близкие фонемы.

 

Вторичным проявлением фонематической недостаточно­сти является своеобразное изменение в понимании значения слова.Главная осо­бенность восприятия речи-ее непостоянство.Боль­ной то опознает слово, то нет. Различные слова могут звучать для него одинаково (напр: хвост— гвоздь — кость — трость), и одно и то же слово он может воспринять по-разному, неправильно показывая предметы. Напр, на просьбу показать слова дом, дочка, бочка он показывает соответственно «том», «точка», «почка» и т. д. Так нарушение звуковой дифференцировки ведет к снижению смысловой.

Больной хуже улавливает на слух корневую, т. е. лексико-семантическую, часть слова, вследст­вие чего и появляется потеря словом его предметной отнесен­ности. Услышав слово колокольчик, больной говорит: «Это что-то маленькое, а что, не знаю».

Отмечается непонимание уже простейших инструкций, но иногда схватывают в целом смысл высказывания. Выделяют 3 степени понимания речи. При 1 (грубой) степени объем понимания резко ограничен. 2 (средняя)- в общем понимают ситуативную речь, затруднено понимание более сложных неситуативных видов речи.. При 3 (легкой)-относительно свободное понимание речи, но с определенными трудностями восприятия развернутых текстов, требующих совершения ряда последовательных логических операций.

 

В клинической картинедеффект проявляется в феномене «отчуждения смысла слов», в нарушении понимания слов, вербальных инструкций, обращенной речи. Но могут в целом схватывать смысл высказывания.При восприятии речи больные усиленно опираются на мимику, жест, интонацию собеседника. На понимание речи влияет темп речи собеседника и ее просодические особенности.

Во всех видах устной речи много литеральных и вербальных парафазий. Спонтанная рмалопродуктивана/польностью непродуктивна. В грубых случаях-феномен «жаргонафазии»/речевая окрошка, словесный салат- набор случайных зв, слогов, словосочетаний.

Но даже при грубых нарушениях может оставаться сохранным общий контур фразы, общий интонационный строй высказывания.

Расстраивается самоконтроль за собственной речью, в результате чего в их устной речи появляется компенсаторное многословие (логорея). В устной р наблюдается многократные попытки повторения, называния, речь эмоционально окрашена, богато интонированна, темп значительно ускорен. Больные общительны, дефицит вербальных средств общения заменяют мимикой, сохранной интонацией, жестикуляцией.

Нейропсихологический синдром включает: нарушение всех видов устной экспрессивной речи; нарушение чтения и письма; нарушение устного счета (со слуха) из-за дефектов анализа звуков; нарушение воспроизведения ритмов; нарушение эмоционально-волевой сферы (тревожность, легкая возбудимость, неустойчивость эмоциональных реакций).

В психологической картине прежде всего обнаруживается нарушение всех функций речи, кроме ее эмоционально-выразительных компонентов. Все психич процессы не связанные со акустическим гнозисом остаются сохранными (все виды праксиса, зрительное, тактильное, пространственное восприятие и ориентировка, письменный счет и счетные операции)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 355.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...