Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семантическаяаф первичный дефект
Возникает при поражении третичных, теменно-затылочных отделов коры левого полушария (39, 40, задняя часть 37 и передняя 19 полей). Впервые была описана в 1926 г. Т. Хэдом. А. Р. Лурия показал, что в ее основе лежат дефекты симультанного (одновременного) схватывания информации, нарушения пространственного восприятия.При поражении теменно-затылоч-ных (или нижнетеменных) отделов коры левого полушар сохраняется плавная синтагматическая организация речи, не отмечается никаких поисков звукового состава слова, отсутствуют явления снижения слухоречевой памяти или нарушения фонематич слуха, остается сохранным артикуляторно- фонематический уровень. Существенные нарушения кодирования и декодирования речевого сообщения выступают в явлениях забывания слов и в трудностях понимания и формулирования сложных логико-грамматических отношений. Нарушение симультанного пространственного восприятия – центральный механизм, а центральный дефект – нарушение понимания логико-грамматических конструкций. Эта форма аф сочетается с выраженной пространственно-конструктивной апраксией, апраксией позы пальцев, а также с акалькулией В клинической картине не обнаруживается глубокого нарушения экспрессивной речи: могут разговаривать, используя простые конструкции предложений, понимать просто построенную обращенную речь, однако усложнение грамматического строя речи ведет к ее непониманию и растерянности. Производят впечатление людей со снижением памяти, сужением кругозора. Отсутствуют нарушен чтения и письма. В пространстве ориентируются с трудом. Семантическаяаф протекает в нейропсихологическом синдроме симультанной агнозии, астереогноза, нарушения схемы тела, пространственной и конструктивной апраксии и первичной акалькулии (нарушен счета). На фоне сохранного восприятия отдельных предметов, имеется нарушение восприятия тонких пространственных отношений, взаимоотношений предметов в пространстве. Не могут мысленно перевернуть фигуру в пространстве, нарушается восприятие географ карты, узнавание времени по числам, нарушается понимание разрядности числа, счетные операции В этом синдроме идут и своеобразные нарушения речи. При сохранности акустического гнозиса нарушается понимание речи из-за трудностей симультанного восприятия целого сложного предложения (логико-грамматической конструкции). Именно поэтому без труда понимают отдельные слова и простые предложения и не понимают сложные. В психологической картине не отмечено грубых внешних признаков нарушения речи: понимают бытовую речь, адекватно отвечают на вопросы, затруднения в устной речи не выходят за пределы легкого забывания слов. Тщательное обследование выявляет глубокое нарушение смыслового строя речи. Нарушаются те стороны речи, котор связаны с восприятием пространственных отношений: нарушается понимание конструкций с предлогами, сравнительных конструкций, обороты со словами перед, после, без, конструкции творительного, родит падежа. В таких конструкциях понимают либо отдельные слова, либо схватывают общую ситуацию (о чем говорится), но вазимодействия указанных объектов остаются недоступными. Вызывают затруднения инверсии – фразы с обратным порядком слов. Таким образом, при семантической афслово выпадает из системы грамматических понятий и воспринимается лишь как носитель непосредственного значения. Нарушение экспрессивной речи ? при семантической аф. Не отмечено грубых внешних признаков нарушения речи: понимают бытовую речь, адекватно отвечают на вопросы, затруднения в устной речи не выходят за пределы легкого забывания слов. Экспрессивная речь при семантической афазии отличается сохранностью синтагматической стороны речи, она артикуляторно сохранна, не отмечается литеральных парафазий, отсутствует выраженныйаграмматизм. В устной речи нет сложных лексических комплексов, отчего лексический состав ее становится семантически бедным. Нередко больной испытывает ярко выраженные трудности при поиске нужного слова, заменяя его описанием функций или признаков предмета, вербальными парафазиями из того же семантического поля. Бедность лексики выражается в редком употреблении прилагательных, наречий, описательных оборотов, причастных и деепричастных оборотов, пословиц, поговорок, в поисках и трудности нахождения точного или меткого слова, т. е. употребление тех средств языка, которыми человек овладевает в старшем школьном и зрелом возрасте.
Письменная речь отличается бедностью, Стереотипностью синтаксических форм, в ней мало сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, резко сокращается употребление прилагательных, отмечается очевидная поверхностность декодирования замысла художественного произведения при написании «сочинений» по репродукциям хорошо известных больному картин.
Методика логопедич работы по преодалению семантической аф. В восстановительном обучении при семантической афазииЛ. С. Цветкова выделила 2 стадии. На первой обучение начинается с узнавания нарисованных геометрических фигур путем сличения двух заданных образцов. Затем переходят к воспроизведению заданных фигур по образцу: сначала – срисовывание, затем – активное конструирование из палочек, кубиков. В дальнейшем к образцу присоединяют речевую инструкцию: «положить квадрат под треугольник, круг, направо, наверх» и т.п. в последующем отрабатывают понятия: «меньше – больше», «темнее – светлее» и т.п. Потом переходят к восстановлению осознания схемы своего тела, его положения в пространстве. Основной задачей обучения на второй стадии является восстановление процесса понимания речи, ее логико-грамматических структур. Основное внимание уделяется восстановлению понимания предложных и флективных конструкций. Восстановление понимания предлогов начинается с восстановления анализа пространственных отношений предметов. В целом обучение идет от восстановления пространственных взаимоотношений предметов с постепенным переводом действия на речевой уровень. Динамическая аф. Первичный дефект. Нарушение устного сочинения при динамической афазии. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 490. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |