Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семантическаяаф первичный дефект




 

Возникает при поражении третичных, теменно-затылочных отделов коры левого полушария (39, 40, задняя часть 37 и передняя 19 полей). Впервые была описана в 1926 г. Т. Хэдом. А. Р. Лурия показал, что в ее основе лежат дефекты симультанного (одновременного) схватывания информации, нарушения пространственного восприятия.При поражении теменно-затылоч-ных (или нижнетеменных) отделов коры левого полушар сохраняется плавная синтагматическая организация речи, не отмечается никаких поисков звукового состава слова, отсутст­вуют явления снижения слухоречевой памяти или нарушения фонематич слуха, остается сохранным артикуляторно- фонематический уровень. Существенные нарушения кодиро­вания и декодирования речевого сообщения выступают в яв­лениях забывания слов и в трудностях понимания и формули­рования сложных логико-грамматических отношений.

 Нарушение симультанного пространственного восприятия – центральный механизм, а центральный дефект – нарушение понимания логико-грамматических конструкций. Эта форма аф сочетается с выраженной пространст­венно-конструктивной апраксией, апраксией позы пальцев, а также с акалькулией

В клинической картине не обнаруживается глубокого нарушения экспрессивной речи: могут разговаривать, используя простые конструкции предложений, понимать просто построенную обращенную речь, однако усложнение грамматического строя речи ведет к ее непониманию и растерянности. Производят впечатление людей со снижением памяти, сужением кругозора. Отсутствуют нарушен чтения и письма. В пространстве ориентируются с трудом.

Семантическаяаф протекает в нейропсихологическом синдроме симультанной агнозии, астереогноза, нарушения схемы тела, пространственной и конструктивной апраксии и первичной акалькулии (нарушен счета). На фоне сохранного восприятия отдельных предметов, имеется нарушение восприятия тонких пространственных отношений, взаимоотношений предметов в пространстве. Не могут мысленно перевернуть фигуру в пространстве, нарушается восприятие географ карты, узнавание времени по числам, нарушается понимание разрядности числа, счетные операции

 В этом синдроме идут и своеобразные нарушения речи. При сохранности акустического гнозиса нарушается понимание речи из-за трудностей симультанного восприятия целого сложного предложения (логико-грамматической конструкции). Именно поэтому без труда понимают отдельные слова и простые  предложения и не понимают сложные.

В психологической картине не отмечено грубых внешних признаков нарушения речи: понимают бытовую речь, адекватно отвечают на вопросы, затруднения в устной речи не выходят за пределы легкого забывания слов.

Тщательное обследование выявляет глубокое нарушение смыслового строя речи. Нарушаются те стороны речи, котор связаны с восприятием пространственных отношений: нарушается понимание конструкций с предлогами, сравнительных конструкций, обороты со словами перед, после, без, конструкции творительного, родит падежа. В таких конструкциях понимают либо отдельные слова, либо схватывают общую ситуацию (о чем говорится), но вазимодействия указанных объектов остаются недоступными. Вызывают затруднения инверсии – фразы с обратным порядком слов. Таким образом, при семантической афслово выпадает из системы грамматических понятий и воспринимается лишь как носитель непосредственного значения.

Нарушение экспрессивной речи ? при семантической аф.

Не отмечено грубых внешних признаков нарушения речи: понимают бытовую речь, адекватно отвечают на вопросы, затруднения в устной речи не выходят за пределы легкого забывания слов. Экспрессивная речь при семантической афазии отличает­ся сохранностью синтагматической стороны речи, она артикуляторно сохранна, не отмечается литеральных парафазий, от­сутствует выраженныйаграмматизм.

В устной речи нет сложных лексических комплексов, отчего лексический состав ее стано­вится семантически бедным. Нередко больной испытывает ярко выраженные трудности при поиске нужного слова, заме­няя его описанием функций или признаков предмета, вербаль­ными парафазиями из того же семантического поля. Бедность лексики выражается в редком употреблении прилагательных, наречий, описательных оборотов, причастных и деепричаст­ных оборотов, пословиц, поговорок, в поисках и трудности нахождения точного или меткого слова, т. е. употребление тех средств языка, которыми человек овладевает в старшем школьном и зрелом возрасте.

 

Письменная речь отличается бедностью, Стереотипностью синтаксических форм, в ней мало сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, резко сокращается употребление прилагательных, отмечается очевидная поверхностность декодирования замысла художественного произведения при написании «сочинений» по репродукциям хорошо известных больному картин.

 

Методика логопедич работы по преодалению семантической аф.

В восстановительном обучении при семантической афазииЛ. С. Цветкова выделила 2 стадии. На первой обучение начинается с узнавания нарисованных геометрических фигур путем сличения двух заданных образцов. Затем переходят к воспроизведению заданных фигур по образцу: сначала – срисовывание, затем – активное конструирование из палочек, кубиков. В дальнейшем к образцу присоединяют речевую инструкцию: «положить квадрат под треугольник, круг, направо, наверх» и т.п. в последующем отрабатывают понятия: «меньше – больше», «темнее – светлее» и т.п. Потом переходят к восстановлению осознания схемы своего тела, его положения в пространстве.

Основной задачей обучения на второй стадии является восстановление процесса понимания речи, ее логико-грамматических структур. Основное внимание уделяется восстановлению понимания предложных и флективных конструкций. Восстановление понимания предлогов начинается с восстановления анализа пространственных отношений предметов. В целом обучение идет от восстановления пространственных взаимоотношений предметов с постепенным переводом действия на речевой уровень.

Динамическая аф. Первичный дефект.

Нарушение устного сочинения при динамической афазии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 433.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...