Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Апраксия. Преодоление апраксии при афазии.
Расстройства речи типа аф редко выступают в изолированной форме, являются лишь одним из симптомов сложного комплекса различных др дефектов, возникающих после того или иного поражения мозга, и поэтому они сопровождаются двигательными, чувствительными, интеллектуальными нарушен. Особенно сложными могут быть расстройства движен. Это – своеобразные формы двигательных нарушен, носящих в клинике назван «апраксия» – нарушение целенаправленного действия (не обусловлены параличом/ парезом, нарушен координации/заболеван костно-мышечной системы). При целостности органов движения и способности их производить утрачивается последовательность в произведении отдельных компонентов сложного двигательного акта. Движен утрачивают целенаправленность. Сюда же относится и потеря целого ряда профессиональных двигательных навыков. Апраксии мешают восстановлению речи.
Видыапракс: идеоторная характеризуется сохранностью подражательных при нарушен элементарных действий, чаще их последовательности. При графическойутрачивается способность воспроизводить графическое изображение букв. Оральная – нарушен привычных движен языка при образовании отдельных фонем как по слуху, так и по подражанию. Моторная-самая грубая форма апраксических нарушен.(при поражен премоторной и заднелобных отделов кгм). Нарушены действия и по подражанию, и спонтанные. Забываются простейшие обиходные действия.Выражается в неудержании плана следования серии движений: перестановке, пропусках, как правило, среднего звена серии движений, персеверации одного движения. Наблюдается при всех вариантах эфферентной и динамичаф.Преодоление входит в одну из задач восстановительного обучен. Планирование речевой деятельности необходимо начинать с восстановлен зрительного контроля за произвольными движен. Рекомендуется начинать с контроля за периодически меняющимися 2 действиями, напр с написания большой и маленькой петли, смены креста и круга, треугольника и тире и др комбинаций каких-либо знаков, т. е. с восстановления самого элементарного ритма, поддающегося зрительному контролю. Затем переходят к узору, состоящему из 3 элементов, что нередко требует оречевления каждого компонента, включенного в определенный ритм. Конструктивно-пространственная (при поражен нижнетеменных отделов кгм), наблюдается при афферентной и семантической аф. Нарушается зрительный, кинестетический, логический анализ и синтез элементов, входящих пространственно организованный узор (напр, ориентация в схеме географич карты, конструирование простого орнамента из кубиков, мозаики, спичек). Преодоление совершается в процессе расчленения образца орнамента на элементы, показа разнородности входящих в рисунок элементов, анализа их по цвету и форме (квадратики, треугольники, кружочки, палочки разной длины), а затем и обучения планированию деятельности, т. е. в процессе определения всех этапов выполнения орнамента по ярусам (сверху вниз) или по столбикам (слева направо). В тетради логопед рисует орнаменты, котор больной складывает из кубиков, собирает разрезные картинки и т. п. Позжеконструирование различных фигур из спичек, работа с конструкторами для дошк и млад шк. Затем рисуются планы расположения мебели в доме, схемы транспортных поездок, ориентация в географич карте. Обследование больных с афазией. Обследование неречевогопраксиса и гнозиса. Обследование орального и лицевого праксиса Нарушен орального и лицевого праксиса часто сочетается с нарушен артикуляторного праксиса. Оральный праксис - неречевые движения орального аппарата- губ, языка, щек. Исследование состоит из следующих тестов: устно даются задания открыть рот, высунуть язык, поднять его вверх, вниз, отвести влево, вправо, пощелкать, заложить за щеку, надуть попеременно и одновременно щеки, вытянуть губы вперед, растянуть губы. Эти же задания по зрительной имитации. Далее по устному заданию и зрительной имитации выполняются символические движен: дутье, свист, имитация полоскания горла, воспроизведение улыбки, поднимание бровей, удивления, подмигивание и т. п. liceэти пробы больной выполняет изолированно, с паузами между заданиями. Трудности выполнения этих заданий при различной локализации проявляются по-разному. При нссвдобульбарной дизартрии появляется обильное слюнотечение, вязкость, неполнота движений, изменения мимики. При ппжиетеменных очагах поражения возникают различные хаотические поиски, трудности придания артикуляционным ор- | щам соответствующих поз. Больные с оральной, нижнете-мспиой апраксией не могут произвольно изобразить движение поцелуя, сплюнуть по заданию, при сохранности этих движении в повседневной жизни. Оральная, нижнетеменная апраксия в некоторых случаях наблюдается изолированно, без рече- 11.1,4 расстройств. При поражении премоторных и заднелобных ш делов возникают персеверации, повторы предыдущих дви- |,1'ний, трудности в выполнении серийных заданий. Для обследования динамического орального праксисавыпольняют серию движений, например подуть и пощелкать языком. Больные с премоторнойапракси- 1 и хорошо выполняют отдельные движения и застревают на одном из движений, входящих в линейно организованную серию движений, вследствие персеверации. При этом иногда возникает иллюзия наличия симультанной, конструктивной, пространственной апраксии при поражении премоторныхотде- iioBкоры головного мозга. При обширных поражениях лобных долей в связи с выраженной инактивностью и аспонтанностыо нарушается непроизвольное сплевывание, откашливание, при относительной сохранности выполнения этих движений, при стимуляции. Обследование речевых функций. Обследование чтения и письма. Заключение о речевом статусе больного с аф. Принципы, задачи и методы восстановит работы. Особенности восстановит обучен на ранних этапах. Особенности восстановлен речи в резидуальный период. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 848. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |