Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психотерапевтическая работа при аф.




В комплексе восстановительных мероприятий  большое место занимает психотерапевтическая работа. В большинстве случаев аф приводит к нетрудоспособности и социальной дезадаптации: лишение привычных норм коммуникации, осложняющее взаимоотношения с семьей и обществом. В начальный период могут быть состояния как острого переживания случившегося, так и недостаточное осознание тяжести заболевания.Со временем «внутренняя картина» патологического состояния претерпевает определенную эволюцию. Больные остро переживают свои ощущения, что проявляется в невротических реакциях вторичного характера. Заостряются преморбидные черты личности, иногда появляются суицидальные тенденции. При этом психич нарушен могут возникать на фоне как незначительного восстановления речи и др высших психич функций, так и при положит клинич динамике.

Больные избегают развернутых речевых контактов, объясняя это своей «неполноценностью по речи». Поэтому целесообразно использовать психотерапию и аутогенную тренировку, направленную на выработку установки преодоления «чувства болезни и безнадежности».

Общая психотерапияпредполагает наличие благоприятного психологического климата. Виды – индивидуальная и групповая психотерапия. Ведущая роль принадлежит групповой:создается речевая среда, стимулирующая к общению, направленность на решение социально-психологических задач реабилитации, коррекции изменений личности. Показана лицам с негрубыми нарушен речи, котор не испытывают серьезного словарного дефицита или резко выраженных трудностей программирования речевого высказывания. Однако, даже при положительной динамике восстановления, возникшее убеждение в своей неполноценности достаточно стойко, что осложняет возможность достижения максимального восстановительного эффекта.

 

Групповые занятия позволяют объективно оценить состояние коммуникативной функции со стороны др членов группы, что способствует выработке объективной самооценки. Показания даются врачом-невропатологом и нейропсихологом по результатам нейропсихологического обследован, логопедом по данным меддокументации. Противопоказан: выраженные изменения личности: негативизм в поведении с окруж, агрессивность, ипохондрия, психопатические черты.

Негрубая выраженность дефекта позволяет объединить в одну группу лиц с моторными и сенсорными афазиями. Наиболее эффективно создание закрытых групп (с постоянным составом участников), т.к. создает облегчающий работу фон – взаимосвязь, взаимовлияние, пример, самооценка.

Овладениеаутогенной тренировкойосновано на принципах последовательности и поэтапности. Курс 4–6 недель, оптимальное число участников  5–6 чел. Ведут дневники, в котор отмечают успехи, трудности овладения аутотренингом после каждого занятия. Разработке адекватных приемов работы помогают устные самоотчеты проходящих восстановительное обучение.

Большое значен имеет отношение к своему дефекту: имеет место как недооценка, так и переоценка своих возможностей. У одних возникают элементы логофобии, неуверенность в поведении,др, не избегая соц взаимодействия, не прикладывают достаточных усилий для реализации своих потенциальных возможностей.

 

Необходимо сформировать правильное отношен к собственному дефекту,объяснить:

1. что мозг обладает большими, но не безграничными компенсаторными возможностями, чтобы не создавалась установка на «сверхзадачу». Постепенно подводить к мысли, что отсутствие той или иной способности не препятствует соц адаптации, убедить в неизбежности ухудшен состояния при чрезмерных нагрузках.

2. объяснить,что лекарства не сделают чуда. Необходимы терпение и аккуратность в выполнении назначений, активное участие в лечебном процессе.

3. объяснить, что не пострадали ни мышление, ни психич сфера в целом, а утратилась способность говорить.

4.. Проводить беседы о связи «руки и речи»:одно помогает другому, стимулирует к более активному участию в овладении трудовыми навыками, повышает эффективность занятий.

 

Семейная психотерапия.Родственников обучают правильной реакции на негативное отношен больного к ряду семейных проблем, связанных с изменением его статуса в семье.Напр, снижение авторитета среди родных может привести к аффективным состояниям. Нормализация поведения больного, его эмоционального статуса создает благоприятный фон для восстановлен нарушенных функций.

Восстановленпраксических и гностических функций.

Виды работы:

выработка умения ориентации в окружающем. В качестве главной компенсаторной опоры  используется речь. Предлагается запомнить путь от палаты до кабинета врача, от дома до поликлиники с помощью подробного словесного описания, оживляются в памяти известные приемы ориентации на местности по солнцу, звездам, растительности и т.п.;

восстановление способности к симультанному восприятию пространственной ситуации.Компенсаторная опора-речь. Предъявляется текст, содержащий пространственную ситуацию, напр: «Мама с сыном пошли гулять. Мальчик убежал и спрятался за деревом. Мама ищет мальчика». Рассматривая иллюстрацию, больной, «подготовленный» текстом, старается воспри­нять всю ситуацию целиком. Далее фактор предварительной установки с помощью текста играет все меньшую роль. Предъявляется тот же рисунок с подписью «спрятался» или «где шалун?», а затем-без подписи. По мере восстановления способности к симультанному восприятию реальных пространствен­ных ситуаций, переходят к абстрактным ситуациям («крест под кругом», «круг над квадратом», «круг между тре­угольником и квадратом» и пр.);

восстановление способности к симультанному восприятию предмета:

-восприятие реальных предметов с привлечением различных компенсаторных опор, напр, ощупывания;

-восприятие рисованных изображен предметов, на кото­р специально выделены их отличительные признаки, напр, у кружки ручка(в отлич от изображенного рядом ста­кана без ручки);

преодоление игнорирования правой стороны зрительных об­разов:

-работа на листах,  разделенных пополам жирной чертой или с половинами разных цветов (левая -окрашенная, пра­вая-белая);

-рисование или письмо с правой стороны листа с предварительной установкой на это;

-анализ изображений предметов имеющих симметричные правую и левую стороны (человека, циферблата часов)

• фиксация внимания на том, что обе стороны изображения идентичны:

-дорисовываниенедостающих деталей изображений-справа;

-опознание искаженных изображений, устра­нение искажений;

преодоление апраксии одевания: выполнени операций одевания с предварительным анализом дейст­вия, их вербализацией; с рассматриванием соответствующих схем. Операции одевания предъявляются  «от высокоавтоматизированных до выполняемых редко».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 423.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...