Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Афферентная-моторнаяаф. системный дефект. Нарушене чтения и письма.




Эта форма аф возникает при поражении нижних отделов постцентральной зоны левого доминантного (у правшей) полушария головного мозга на уровне вторичных полей коры.

Первичный дефект – афферентная артикуляторная апраксия, основное проявление которой – распад обобщенных артикуляторных поз звуков речи – артикулем. Больной не способен воспроизводить звуки речи – артикулировать их. В тяжелых случаях речь отсутствует, в менее тяжелых случаях ограничена в объеме – искаженно произносятся звуки близкие по способу и месту образования (гоморганные) звуки. Характерный симптом – поиски артикуляции.

Наряду с первичным дефектом обнаруживаются и системные вторичные нарушения.

К ним относится оральная апраксия, невозможность воспроизводить произвольные движения ротовыми органами.

Для больных с грубой артикуляционной апраксией и отсутствием экспрессивной речи  характерно    воспроизведение высокоавтоматизированных речевых штампов в моменты эмоционального подъема, наличие речевых «эмболов» – «осколков» слов как бы затыкающих брешь в речевых затруднениях и несущих важную коммуникативную функцию, а также автоматизмы порядковой речи.

При менее грубой степени речевого дефекта присутствует повторная речь, но она затруднена. Больной вглядывается в визуальный образ артикулемы собеседника. У таких больных называние предметов первично не нарушено. Они воспроизводят достаточно много слов- номинаций. Однако при их произнесении отмечаются трудности. Состояние фразовой и прежде всего диалогической речитакже зависит от степени грубости артикуляционного дефекта. При грубой форме афферентной моторной афазии фразовая речь отсутствует. Чаще всего больные ограничиваются ответами «да» и «нет». Если присутствует фразовая речь, то темп речи замедлен, интонация утрирована. При легкой степени нарушения речевая активность достаточна, но в речи присутствуют аграмматизмы. Звуконаполнение в слове может быть неправильным, а абрис слова (звуковой образ) всегда сохраняется.

 

Понимание речи первично не нарушено, но ограничено. Больные понимают ситуативно-бытовую речь. Но при показе предметов, частей тела, выполнении устных инструкций допускают ошибки. Эти трудности обусловлены невозможностью полноценной опоры на проговаривание во внутренней речи из-за расстройств артикуляции. По той же причине – недостаточности артикуляционных опор – присутствуют ошибки в дифференциации фонем. Хотя первично дифференциация фонем, даже оппозиционных, не нарушена.

Чтение и письмо нарушены, но в разной степени, в зависимости от тяжести афазии. У больных с грубой афазией чтение преимущественно глобальное и «про себя». Больные могут прочитывать идеограммные слова и раскладывать подписи под картинками. Вслух затрудняются в прочитывании даже отдельных букв, хотя и показывают их по названию. Письмо сводится к написанию своей фамилии. При списывании воспроизводят текст точно таким, каким он предъявлен («рабское копирование»), но при этом не производят звуко-буквенный анализ состава слова и не восполняют пропуски букв. При негрубой степени выраженности афазии письмо доступно из-за первичного распада ассоциативной связи артикулема – графема. Допускаются пропуски букв, литеральные параграфии, нарушен звуко-буквенный анализ состава слова. При попытках письма больные многократно повторяют каждый звук слова, пытаясь привязать к нему какое-либо упроченное слово.

Методика логопедич работы по преодолению афферентономоторнаф.

 

Центральная задача – восстановление артикуляторной деятельности,  цель – восстановление устной экспрессивной речи. Основным методом восстановления речи -метод смысло-слуховой стимуляции слова. Он предусматривает произношение не звука, а целого слова. Восстановление звуко-артикуляторного анализа и кинетической основы слова проводится на основе восстановленного активного и пассивного запаса слов. Работа имеет 4 стадии (Цветкова) Задача1 стадии-растормаживание непроизвольно протекающих речевых процессов (счет, дни недели, пение и т.д.). Важно использовать остатки эмоциональной речи, воспроизведение имен близких, чтение стихов.

Задача 2 стадии – восстановление произнесения слов путем перестройки нарушенной речевой функции, т.е оживление и обогащение смысловых связей. Работа начинается с попыток восстановить произнесение слова целиком, без четкой артикуляции составляющих его звуков. Основной путь – переключение внимания с артикуляторной стороны речи на общую смысловую и звуковую структуру слова. На 3 стадии решается основная задача – звуко-артикуляционный анализ составных элементов слова. Основной метод – ритмическое выделение элементов слова с помощью отстукивания его слоговой структуры с упражнениями в напевном проговаривании. Проводят работу над письмом и чтением, так как на предыдущих этапах все внимание обращено на переключение внимания с произносительной стороны речи на смысловой уровень. Письменная же речь – форма произвольная и осознанная. Именно при письме необходим осознанный звуко-буквенный анализ.

Основн задача4стадии- перевод от умения вычленять звуко-буквенные элементы слова к умению их артикулировать, т.е восстановление собственно кинестетических схем артикуляции. Основной метод – имитация поз артикуляционного аппарата логопеда с контролем перед зеркалом. Следующий используемый метод – метод выделения звука из слова, имеющегося в активном словаре. Связная фразовая речь восстанавливается быстро, сразу после восстановления системы артикуляций, не требует специального обучения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 387.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...