Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аф у детей и подростков. Причины, диагностика, лечение и профилактика.




Афазия. Характеристика.

Это сложное системное нарушение речи, возникает при органическом локальном поражении кгм; Охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с др. психич процессами, приводит к дезинтеграции всей психич сферы чел.,нарушая, прежде всего коммуникативную функцию речи.

Нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная р, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная р, чтение, счет).

Сложность речевого расстройства при афазии зависит от величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности.

Причины возникновения - нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрагия), травмы, опухоли, инфекционные заболеван головного мозга. Мозговой основой а. является поражение в основном заднелобных, нижнетеменных, височных и переднезатылочных отделов. При поражен этих речевых зон и возникают различные формы а. Существует несколько классификаций, но основной является классификация А.Р.Лурия.

 На основе нейролингвистического анализа (соотнесение характера речи с локализацией поражения КГМ) он выделил 6 форм: афферентная, эфферентная, динамическая – моторные афазии. Акустико-гностическая, семантическая, акустико-мнестическая - сенсорные афазии. Общим для всех форм является системное нарушен р., а не изолированное выпадение какой-либо ее стороны. Каждая форма возникает при поражении определенного участка коры левого полушария мозга (речевой зоны) и находится в зависимости от локализации очага поражен и фактора.

К передней речевой зоне относится задняя треть нижней лобной извилины: 44поле, зона Брока и отделы кпереди от нее (эфферентная моторная аф, динамическая) Поражение этой зоны ведет к нарушен устной экспрессивной речи, к нарушен высказывания. Заднюю часть речев зоны составляют нижнетеменные, височные, переднезатылочные отделы кгм. Повреждения задней зоны приводят к нарушен устной импрессивной речи –деффекту понимания.

Поражения основных речевых зон кгм дают сотйкие и частые нарушен р., поражения в пределах пограничных зон в начале заболеван ведут к большомуколвуафазических расстройств, но они не стойкие и дают большой процент пльного восстановлен речи.

Все формы отличаются по клинической картине дефекта и характеру речевого дефекта, поэтому методика восстановительного лечения д.б. дифференцированной.

 

История развития учения об аф.

В процессе развития учения об афазии изменялись представления о ее природе, структуре, подвергались изменениям и определения а.Систематическое изучение началось во второй полов 19 ст-1этап. Термин «афазия» ввел французский врач Труссо в 1864 году. В тот период классиками неврологии были выделены 2 главные формы а.: моторная - или афазия П.Брока- 1861г и сенсорная- афазия К.Вернике-1874г.

П. Брока- известный французский анатом – впервые описал моторную афазию как результат поражения задней части нижней лобной извилины левого полушария.

Десятилетие спустя в 1874г после открытия П. Брока, крупный немецкий психолог К. Вернике дал первое подробное описание нарушений речи, возникающих при поражен задней трети верхней височной извилины коры левого полушар мозга, которые вызывают нарушение понимания речи, эти симптомы дали основание К.Вернике назвать подобные нарушен р- сенсорной афазией.

В течен последующих десятилетий появились описания ещё ряда аф, в основе котор, как полагали классики неврологии не моторные и не сенсорные расстройства, а нарушения более сложных процессов. Была проводниковая афазия – К.Вернике- когда единственным симптомом было нарушение – повторение слов.

П.Мари 1935г-аф, как результат нарушение только интеллектуальных функций или категориального поведения – К.Гольдштейн, 1947.

2 этап.Начиная с 40-х годов 20 ствозникает новое учение об аф, появление котор было подготовлено развитием многих смежных областей научного знания: физиологии и психологии, неврологии. На стыке этих областей появилась новая наука- нейропсихология,котор легла в основу развития учения об аф. Основоположник- известный психологЛурия, первый, кто перешел от простого описания а., характерного для классич неврологии 19в, к ее анализу, квалификации дефекта. На основе новых эксперементальных и клинич данных аф. стала рассматриваться как системное нарушен р,не изолированное от др. психич функций, а взаимосвязанное с ними. Отечественными исследователями была показана связь нарушений речи при аф. с дефектами восприятия, памяти, воображения и тд., что она является сложнейшим синдромом, включающим нарушен и дрпсихич функций, а не симптомом нарушен только речи.

 

3 этап – дело будущего (согласно А. Р. Лурия). Продолжаются в настоящий момент исследования в области афазии (Э. С. Бейн, М. К. Бурлакова, Т. Г. Визель, Е. Н. Правдина В. М. Шкловский и др.). За последние годы возрос интерес к проблеме межполушарной ассиметрии, к вопросу о связи речи с правым полушарием. Была показана роль правого полушар в реализации интонационно-мелодической стороны речи. В настоящее время проблема локализации речи, в том числе участия правого полушария в возникновении афазии, остается открытой.

 

 

3. Причины аф.

Причинами являются разнообразные органические нарушения речевых систем головного мозга в период уже сформировавшейся речи. При аф наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры головного мозга.

Причинами аф являются: 1травмы головного мозга; 2 воспалительные процессы мозга; 3 опухоли мозга; 4 сосудистые заболеван и нарушения мозгового кровообращения (инсульт).

Сосудистые поражения,к котор относятся инсульты-инфаркты мозга, нарушения мозгового кровообращения могут быть в виде ишемии – голодания мозга или геморрагии – кровоизлияния в мозг, что в любом случае поражает нервные клетки мозга.

В свою очередь, причинами ишемии могут быть: стенозы (сужения сосудов), тромбозы и эмболии в сосудах (сгустки крови и инородные тела), склеротические бляшки на стенках сосудов, длительная артериальная гипотония (слабость стенок сосудов для продвижения крови). А причинами геморрагий, приводящими к разрыву стенок сосудов, являются: высокое артериальное давление, врожденная патология сосудов по типу аневризмы и склеротические наслоения на стенках сосудов, делающие ихломкими.

Травмы мозгаоткрытые и закрытые также разрушают мозг, но при этом возможно глобальное воздействие на весь мозг, по типу контузии, когда помимо нарушения функции возможно изменение динамики (течения) нервных процессов: замедление, истощаемость, ослабление интенсивности, вязкость.

Опухоли,как доброкачественные (по типу гематом), так и злокачественные, сдавливают вещество мозга или прорастают в него, повреждая вещество мозга.

 

 

Аф у детей и подростков. Причины, диагностика, лечение и профилактика.

Афазия у детей наблюдается довольно редко (примерно у 1% ),чаще у мальчиков. Возникает, в основном, в результате чмт, как последствинфекцзаболеван, опухоли. Об аф у реб можно говорить лишь в том случае, если в результате травмы или инфекционногозаболеван нарушилась уже грамматически оформленная речь, т. е. в 2,5-3-летнем возрасте и старше при норм речевом развит. В остальных случаях ранние сложные речев расстройства следует рассматривать как алалию или задержку речев развит. У подростка аф проявляется так же, как у взрослого.

Чем старше реб, тем более сложными будут его речевые расстройства: у  дошкольника, не умеющего читать и писать, естественно, не будут нарушены чтение и письмо, а у школьника могут быть нарушены фонематич слух, все стороны устной и письменной речи; и чем старше ребенок, тем более выраженными будутафазическиерасстройства.

Реб теряет речь иногда сразу, а в др случаях речь распадается постепенно, в большинстве случаев распад не бывает полным и равномерным, отдельные речевые навыки остаются сохранными. Сохранность зависит от тяжести и локализации поражен, от уровня речевого развит к моменту заболеван.

Диагностика включает сбор анамнестич данных, объективный осмотр и общение с реб, лабораторные,инструментальные методы исследован.

Инструментальные методы: ЭЭГ-для оценки активности определенного участка кгм. Рентгенография и КТ черепа-при травмах головы, позволяют определить состояние костей черепа, диагностировать переломы. МРТ головного мозга – наиболее информативный метод, дает возможность установить этиологический фактор и распространенностьпатологич процесса, определить дальнейшею терапевтическую тактику.

Полностью восстановить потерю нейронных связей в кгм невозможно ни лекарственными препаратами, ни занятиями с логопедом, но избежать прогрессирования болезни, минимизировать её проявление вполне реально.

Лечениеподразумевает специальное восстановительное обучен под контролем логопеда. Его суть заключается в активации компенсаторных механизмов мозга при помощи прямых и непрямых способов. Прямые методы показаны на ранних сроках, основаны на активации резервных способностей клеток. Непрямые( обходные методы) компенсируют утраченные функции за счет функциональных перестроек. В зависимости от ситуации и формы аф в качестве материалов для обучен применяются тексты, карточки, картинки, компьютерные программы, различные предметы, ведущую роль играют упражнения с логопедом.

В тех случаях, когда распад речи происходит рано, характер логопедич работы имеет сходство с воспитанием речи у алалика.

Эффективность восстановительного обучен зависит от: формы и длительности заболеван, тяжести поражения ЦНС, этиологического фактора, возраста реб и момента начала терапии. Уровень речевого развития и школьного обучения к моменту заболеван, приведшего к аф, играет не последнюю роль в возможностях и темпе восстановлен.

 

Детский мозг очень пластичен-при ранней диагностике и своевременно начатом восстановительном обучен на протяжен первых недель / месяцев удается добиться быстрого регресса патологии. При тяжелых формах поражен прогноз сомнительный. Неблагоприятный признак-отсутствие позитивной динамики на протяжен первых нескольких недель. Специфической профилактики детских аф не существует. Неспецифические меры подразумевают исключение всех возможных этиологических факторов: раннюю диагностику и лечение фоновых заболеваний ЦНС и сосудов, котор могут вызвать ишемию кгм, минимизацию риска чмт.


5. Сходство и отличие детской аф от аф у взрослых.

Сходство:

1) И в 1-м, и во 2-м случае-это с распад уже сформировавшейся речи.

2) Причины дет.ивзросл.аф. в какой-то мере схожи: травмы, воспалит-е процессы после инфекц-х заболеваний, опухоли; только у дет.редко нарушение мозгового кровообращения (инсульты).

3) При дет.и при взросл. аф. раннее развитие протекало нормально.

4)У дет.шк. возр. очаговые поражения мозга проявляются теми же клиническими картинами, что и у взрослых.

Отличие:

1) Афатические синдромы у дет., как бы они не были тяжелы, очень быстро подвергаются обратному развитию.

2) У дет. дошк. возр. не может быть того многообразия аф., что у взр. (напр, семантическая, динамическая и т.д.; чаще моторная или сенсорная; нет семантической формы поскольку системы символическо-знакового обобщения речевых сигналов у дет. еще не сформировались). Это связано с тем, что речь не достигла у реб того уровня развит что у взр . И чем младше реб, тем клиническая картина становится все менее красочной, менее богатой продуктивными симптомами (симптомами «растормаживания»). Все менее выраженными делаются индивидуальные особенности клинической картины, столь разнообразные у взрослых.

Таким образом, общая незрелость речевой функциональной системы и связанных с речью др высших психич функций у дошкне дает того многообразия проявления аф, котор имеются у взрослых.

3)Отличие-в устранении. Именно, функциональная незрелость всех высших психич функций реб – логической памяти, произвольноговниман, мышлен и особенно речи – приводит к тому, что у маленьких детей очаговый дефект не может быть спонтанно компенсирован за счет сложных межсистемных функциональных отношений, столь характерных для взрослых.

Возрастные особенности проявления афатических синдромов должны учитываться как при диагностике, так и в логопедич работе.

 

6. Сопоставительный анализ алалии и аф.

           

Детские афазии встречаются редко.

Сходство детской афазии с алалиями у детей.

В первом и втором случае нарушаются все компоненты речи – лексика, грамматика, фонетика.

Детей с афатическими синдромами трудно отличить от детей , страдающих алалией, т.е. целостная клиническая картина при детской афазии начинает определяться не столько проявлениями системной недостаточности речевой функциональной системы и ее спонтанными компенсаторными перестройками, сколько проявлениями общей незрелой речевой функциональной системы и связанных с речью других высших психических функций.

В тех случаях, когда распад речи происходит рано, характер логопедической работы имеет большое сходство с воспитанием речи у алаликов.

Различие детской афазии и алалии.

Алалия – системное нарушение речи, поражение наступает внутриутробно, во время родов, в первые годы жизни – до начала формирования речи. Афазия – системный распад уже сформированной речи.

Работу с алаликами характеризуем как воспитание речи, работу с афазиками – как восстановление речи.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 383.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...