Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В зависимости от чувствительности (наклона кривых) спроса и предложения к изменению цены различают затухающие, усиливающиеся и равномерные колебания цены.
P S P S P P1 α‑окрестность S точки равновесия P1 P1 PE PE PE P0 P2 P2 P0 P0 D D D Q0 Q2QE Q1 Q Q2Q0QEQ1 Q Q0 QE Q1Q График 6.9. Паутинообразная модель равновесия спроса и предложения. Рассмотрим подробнее как в результате затухающих ценовых колебаний устанавливается равновесие. В паутинообразной модели предполагается, что объем спроса, ориентируется на фактическую цену товара текущего периода. Объемом предложения текущего периода руководят ценовые ожидания предшествовавшего периода, основанные на предположении, что текущая цена сохранится и в следующем периоде (т.е. объем выпуска текущего периода производители планируют в предыдущем периоде, исходя из цен, сложившихся на тот период). На (графике – 1) производители в текущем периодеt0 предлагают товар в объемеQ0 по ценеР0, что ниже равновесных параметров рынка. При ценеР0 наблюдается дефицит, который толкает цену товара к повышению и она, превысив равновесный уровеньРЕ, устанавливается на уровнеР1. Именно эта высокая цена и повлияет на решение производителей увеличить выпуск в следующем периоде до уровняQ1. Однако в следующем периодеt1 объем спроса, ориентирующегося на ценуР1 окажется меньше предложения. Избыток товара на рынке собьет цену ниже равновесной до уровняР2. Но разница междуРЕ иР2, как видно по графику, меньше, чем междуРЕ иР1 Соответственно, в периодt2 объем предложения при ценеР2 снизится доQ2, что несколько ближе к равновесному, чем объем предложения предыдущего периода. Так, постепенно в результате ценовой и количественной (объемной) подстройки предложение полностью или практически полностью удовлетворит спрос в объемеQE при ценеРЕ. На рынке автоматически установится равновесие. Если же производители сильнее реагируют на изменение цены, чем предъявители спроса (в этом случае кривая предложения более пологая, чем кривая спроса), то цена будет колебаться во времени с нарастающей амплитудой (график – 2), т.е. ценовые колебания будут усиливаться и цена будет все больше удаляться от равновесной. Такая ситуация говорит о крайней нестабильности положения производителей отрасли. Усиление неустойчивости рынка теоретически может привести к его разрушению. Одинаковая чувствительность спроса и предложения к изменению цены (что графически выражается равным по модулю наклоном этих кривых) порождает равномерные колебания (график – 3), т.е. цена колеблется в определенном коридоре, не останавливаясь на равновесном значении. Поэтому соотношение между спросом и предложением выражается либо как избыток (если цена выше равновесной и движется к верхней границе ценового коридора), либо как дефицит товара (при движении цены от равновесной к нижней границе ценового коридора). Проблемы установления и устойчивости равновесия учитывающие рынок одного товара или отрасли, подразумевают установление частичного равновесия. Однако в экономической теории существует понятие общего равновесия, т.е. равновесного состояния всей рыночной системы, что в микроэкономике означает одновременное достижение равновесия на всех рынках (на рынках благ и рынках ресурсов). С помощью модели общего экономического равновесия исследуется взаимосвязь всех рынков экономической системы. Таким образом, равновесие цен носит одновременно и устойчивый, и гибкий характер: они реагируют на объективные изменения рыночных условий и одновременно сдерживают субъективное, необоснованное их изменение. Следует отметить, что степень зависимости спроса и предложения от изменения цены у разных товаров неодинакова: реакция спроса и предложения на изменение цены у одних товаров больше, у других – меньше, у некоторых товаров ее вообще нет. Для учета этой особенности товаров используется понятие «эластичность спроса и предложения». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 324. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |