Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Более сложным по сравнению с натуральным является товарное хозяйство.
Под товарным понимается такое хозяйство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка. Необходимым условием возникновения товарного производства, является общественное разделение труда, при котором происходит специализация производителей на изготовлении конкретной продукции. В истории общественного разделения труда выделяют три этапа общественного разделения труда: · скотоводство отделилось от земледелия, что создало условия для регулярного обмена между племенами: · отделилось ремесло от земледелия, что означало зарождение товарного производства: · произошло обособление торговли от производства и выделение купечества. В этот период рыночные связи стали регулярными. Причиной возникновения и развития товарного производства служит экономическая обособленность производителей друг от друга отношениями собственности. Возникло оно в период разложения первобытной общины, когда стала появляться частная собственность. Этапы развития товарного производства связаны с развитием обмена, рынка. Выделяют следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый, деформированный. Каждому типу рынка соответствует особая модель товарного производства: 1. товарное производство неразвитого рынка (простое товарное производство): основано на общественном разделении труда, частной собственности на средства производства, на личном труде товаропроизводителя. В условиях простого товарного производства на рынок поступала лишь часть созданного продукта. Поэтому оно не охватывало всю экономику, т.е. не являлось всеобщим. 2. товарное производство свободного рынка (рыночная экономика): отмечено принципиально новой чертой: оно приобрело всеобщий характер. Это значит, что: – товаром стала рабочая сила человека и на смену личному труду производителя пришел наемный труд; – подавляющая часть продукта общества стала предназначаться не для личного потребления, а для рынка, для продажи. Товарное производство на этом этапе характеризуется свободной конкуренцией, поэтому его еще называют капитализмом эпохи свободной конкуренции, или «свободной экономики». Почти полное отсутствие вмешательства государства в хозяйственную жизнь дает возможность называть его «чистым» капитализмом. Повсеместное использование системы рынков и цен для координации деятельности послужило основанием называть этот тип товарного производства рыночной (капиталистической) экономикой. Рыночная экономика сформировалась на стадии машинного производства. 3. товарное производство регулируемого рынка отличается наличием в экономике двух секторов: государственного и частного с высокой долей каждого из них в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. Государство активно вмешивается в рыночную экономику, но не сводит на нет регулирующую роль рынка, его «невидимую руку». Регулируемый рынок формируется в условиях монополизации экономики, когда перед правительством появляется задача – ограничить монополию. Главными формами государственного регулирования являются законодательная, налоговая, финансовая. Товарное производство регулируемого рынка имеет несколько моделей: – социальное рыночное хозяйство; – смешанная экономика; – корпоративная экономика. Отличаются они, прежде всего целенаправленностью государственных программ. В социальном хозяйстве главная цель – защита интересов граждан; в смешанной экономике – создание условий для развития предпринимательства; в корпоративной – защита интересов крупного бизнеса. Первая модель наиболее типична для Германии, вторая – для США, третья – для Японии и Швеции. 4. товарное производство деформированного рынка характерно для командно-административной экономики и предполагает развитую систему общественного разделения труда, развитое машинное производство, постоянное регулирование национальной экономики, подавление свободных рыночных отношений. Административно-командная экономика имеет две модели: планово-директивную и нормативную. – планово-директивная система основана на полной централизации хозяйственной деятельности как в распределении ресурсов, так и в установлении цен. – нормативная модель допускает расширение самостоятельности товаропроизводителей: план-директива, обязательный для выполнения каждым предприятием, сменяется системой нормативов, программ и менее жестким планированием: Выбор модели рыночной экономики – это выбор системы методов государственного воздействия на национальную экономику.
ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА. Ключевой категорией товарного производства является товар. Существуют разные понимания его сущности. Альтернативные теории свойств товара и стоимости: 1. В марксистской теории товар рассматривается как полезный человеку продукт труда, предназначенный для продажи. Из этого определения следует, что: – товаром является только то, что удовлетворяет какую-либо потребность человека; – товаром является то, на что затрачен труд человека; – товаром является то, что предназначено для продажи. 2. В австрийской экономической школе предельной полезности товар определяется как специфическое экономическое благо, являющееся результатом экономической деятельности, получаемое в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями и предназначенное для обмена. Общим между этими определениями является то, что в них товар рассматривается как результат труда. Отличие состоит в том, что второе определение учитывает соотношение между потребностью в благе и доступностью этого блага, а первое – не учитывает. Несмотря на различие подходов, и той, и другой школой признается, что товаром могут стать и созданные трудом полезные продукты. Товар обладает двумя свойствами: · способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Это свойство товара называется его потребительной стоимостью. Каждый товар обладает потребительной стоимостью. Она удовлетворяет потребности не только самого его создателя, но и других людей, т.е. является общественной потребительной стоимостью. А самого товаропроизводителя она интересует лишь потому, что связана со способностью товара обмениваться на другие товары. · способностью обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции есть меновая стоимость товара. Вопрос, что лежит в основе обмена и определяет количественную пропорцию, в которой один товар обменивается на другой, также неоднозначен. По мнению сторонников трудовой теории стоимости, обмениваемые товары имеют общую основу в виде трудовых затрат, которые и определяют стоимость. По мнению сторонников теории предельной полезности, в основе обмена лежит полезность. Представители затратной концепции сводят стоимость к издержкам. На рынке товары обмениваются друг на друга посредством денег.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 301. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |