Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Текст 1. Структурный анализ урока.




1  Выявить главные элементы урока и определить основные виды работы с учащимися.

2 Определить их последовательность и целесообразность.

3 Выявить временной фактор и его рациональность по этапам урока.

4, Как развивается учебная деятельность учащихся от первого до последнего структурного элемента урока?

5, Взаимосвязь отдельных структурных элементов урока.

6, Какова результативность отдельных этапов урока в конечном усвоении знаний учащихся?

Текст 2. Аспектный анализ урока.

1.  Постановка и решение на уроке триединой задачи.

2. Оптимальность выбора типа и структуры урока для решения данной аспектной задачи.

3.  Соответствие содержания, понятий, факторов и идей изучае­мого материала решению данной аспектной задачи.

4. Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи?

5. Проанализировать использование форм и методов обучения, воспитания, развития.

6. Работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой.

7. Как организована и каков уровень самостоятельной работы каждого учащегося?

8. Достигнут ли результат по его аспектной цели?

9. Как на уроке оценивались знания, умения и навыки, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата?

Текст 3. Краткий анализ урока.

1. Постановка на уроке триединой задачи.

2. Какими методами она решалась?

3. Примеры, подтверждающие работу учителя по реализации цели урока.

4. Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи?

5. Проанализировать использование форм и методов обучения, воспитания и развития.

6. Какова работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой?

7. Как организована и каков уровень самостоятельной работы каждого учащегося?

8. Достигнут ли результат по его аспектной цели?

9. Как на уроке оценивались знания, умения и навыки, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата?

Текст 4. Дидактический анализ урока.

1. Общие сведения об учителе и классе.

2. Тема урока, его место в системе уроков по данной теме.

3. Цели-задачи урока (обучение, воспитание, развитие), комплексность их решения.

4. Оптимальный отбор содержания, обучение под поставленные цели.

5. Адекватность, т. е. соответствие методов и средств целям и содержанию урока. Их оптимальность и интенсивность.

6. Тип урока, рациональность избранной структуры урока, т. е. соответствие ее целям, содержанию и методам обучения.

7. Дидактическое взаимодействие на уроке. Технология реализации сотрудничества в обучении.

8. Посильность объема и сложности домашнего задания.

9. Степень реализации триединой задачи урока.

Задание.Обсуждение в группе.

Содержание работы.По истечении времени учащиеся в своих подгруппах обсуждают полученные результаты, уточняют и дополняют их.

Выбирается наиболее удачный вариант для выступления от микрогруппы перед всеми участниками занятия.

Задание.Оценка проведенных анализов уроков.

Содержание работы.Каждая микрогруппа выступает со своим анализом урока, остальные участники делают (дополняют) записи и виде тезисного плана, задают вопросы выступающей микрогруппе.

 

Задание. Заполнение таблицы.

Содержание работы.Проанализировав различные источники информации (см. список рекомендуемой литературы), заполните таблицу «Педагогические требования к современному уроку».

Дидактические требования Психологические требования Гигиенические требования Требования к технике проведения урока
1. Четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. 2. … 3. … 1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения уч-ся. 2…. 3. …. 1. Своевременное и качественное проведение физкультминуток. 2…. 3…. 1. Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся взвешенными. 2…. 3….

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 18.

Тема 5. Методы, формы и диагностика обучения

Вопросы к обсуждению:

1. Контроль в процессе обучения.

2. Сущность контроля, проверки и оценки знаний учащихся.

3. Функции и виды контроля.

4. Познавательная деятельность учащихся и традиционные формы и методы контроля знаний. Контроль успеваемости.

5. Диагностика обученности. Диагностика обучаемости.

6. Тестирование достижений и развития.

7. Педагогическое тестирование: за и против.

8. Ведущие цели введения балльной системы оценивания, ее особенности.

9.  Основные направления совершенствования контроля в современной школе.

 

Задание. Концепция качества образования.

Цель работы: экспликация интуитивных представлений о качестве образования и, на этой основе, формирование концепции качества образования на уровне образовательных учреждений общего и профессионального (педагогического) образования.

Задание 1. Заполните краткую анкету в форме продолжения незаконченных предложений:

1) Актуализация проблемы качества образования обусловлена …

2) Качество образования – это …

3) Качество педагогического образования – это …

4) Качество полученного мною на сегодняшний день образования определяется (перечислить основные достижения и показатели) …

5) Качество полученного мною образования определяется …

6) Качество получаемого мною сегодня образования (выберите адекватный вариант) – высокое, хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное

7) Основным субъектом, обеспечивающим/ответственным за качество получаемого мною образования является …

8) Основными проблемами, влияющими на качество образования в нашем образовательном учреждении, являются: …

9) Основными средствами обеспечения и поддержания высокого качества образования являются …

10) Основными методами и формами повышения и поддержания высокого качества образования являются …

Результаты индивидуального (в малых группах) заполнения анкеты обобщите в виде единой таблицы. Сделайте выводы.

Задание 2. Проанализируйте материалы на сайтах:

· Сайт «Качество и образование»: http://www.tqm.spb.ru/

· Центр аудита качества РГПУ им. А.И.Герценаhttp://www.herzen.spb.ru/main/structure/centers/quality/

· Центр оценки качества образования – программа международного оценивания студентов – мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии: http://www.centeroko.fromru.com/

· Сайт информационной поддержки ЕГЭ: http://ege.ru/

· Центр обеспечения качества образования РАГС:http://www.rags.ru/node/280

и, после обсуждения, заполните таблицу:

1) Основная терминология проблемы качества образования.

2) Субъекты (разработчики, пользователи) систем качества.

3) Основные аспекты (предметы диагностики) качества образования.

4) Основные методы диагностики в сфере качества образования.

5) Основные проблемы обеспечения/поддержки качества образования и преобладающие стратегии их решения.

6) Стратегии совершенствования качества образования.

7) Перспективы решения проблемы качества в отечественном образовании (на примере образовательного учреждения).

Задание. Анализируем текст

Выделите основные идеи.

Выразите свое мнение о прочитанном.

Ответьте, если необходимо, на вопросы.

Любопытное исследование провел ученый Б. Блум. Он показал, что каждый учебный год младший школьник решает приблизительно 200 задач и заданий и столько же раз подвергается традиционному школьному оцениванию. В средней школе ежегодно получает оценки до 2000 раз. С такой высокой частотностью оценки мы не встретимся больше никогда в жизни.

Б. Блум придерживался мнения, что около трети школьников благодаря высоким положительным отметкам становятся привилегированными. Но другая треть детей становится жертвой, теряет всякий интерес к школе. Эти дети деморализованы, часто доведены до неврозов. Оценочный приговор ставит их на безысходные позиции, без шансов на успех, потому что вызывает образ мышлениянеудачника.

Традиционные школьные методы оценки лишь в некоторой степениотражают продуктивность работы ребенка. Они выражают, прежде всего, отношение учителя к тому, какими средствами ученикдостиг результата, какие старания приложил. Понятно, случай от случая отличается, однако с отметкой связано мнение об ученике.

Наказующая школьная отметка формирует у ребенка качества, которых у него прежде не было. Он вовсе не хотел стать плохим учеником, он и не знал, что у него пониженная сосредоточенность, повышенная возбудимость. Пополнение негативных оценок постепенно закрепило у учителя, родителей, соучеников (и у самого ребенка!) впечатление, что он слабый ученик. (А. Пазухин)

Согласны ли вы с подобными выводами? Подтверждает ли школьная практика эти утверждения?

Задание. Обсуждаем высказывания о значении контроля и оценки в жизни человека

Поскольку человек – существо сознательное, он ожидает и предвидит оценку. Оценка влияет, воздействует на его деятельность, направляет в ту или иную сторону, повышает или снижает ее уровень.

С. Л. Рубинштейн

Оценка как специфический вид активности, порой и самостоятельной деятельности, в процессе обучения служит главной цели – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника.

Ш. А. Амонашвили

В рамках стимулирующей оценки контроль служит способом обнаружения достижений и успехов школьников, через призму которых будут рассмотрены также недостатки, пробелы, ошибки. Выполняя подобную функцию в системе оценочной деятельности, контроль создает необходимую опору для стимулирующих содержательных оценок.

Ш. А. Амонашвилш

Механизм оценивания начинает действовать уже в раннем детстве, активно выковывает личность ребенка и продолжает быть ориентиром для взрослой жизни. Школьная отметка – одно из ранних и, самых болезненных столкновений ребенка с социальной жизнью.

Н. Подлеснова

...интеллектуальные действия школьника, которого педагог спрашивает в данный момент, отражают в себе предшествовавшие опросу состояния ожидания, переживания и волевого напряжения.

Б. Г. Ананьев










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 346.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...