Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание. Неформальное содержание образования.




Прочитайте выдержки из статьи Тубельского А.Н. «Уклад школьной жизни – скрытое содержание образования» (полностью статья опубликована в журнале «Вопросы образования», №4 за 2007, с. 177 – 180) и ответьте на вопросы:

1) Что порождает включать в понятие «содержания образования» заведомо трудноуловимые компоненты?

2) Как определяет компоненты «скрытого содержания образования» автор и что бы Вы могли добавить к этому?

3) Какие элементы социального обихода и культурной реальности, на Ваш взгляд, также являются существенными элементами содержания образования?

В отечественной литературе были попытки говорить о проблеме уклада. У П. Лесгафта, А. Макаренко, В. Сухомлинского мы находим целые страницы рассуждений о духе школы, духе класса, стиле отношений, отличающем один коллектив от другого, — обо всем, что сегодня мы вкладываем в понятие уклада. Они обращали внимание на то, что специфическая атмосфера, дух школы не в меньшей степени определяют образование, чем набор учебных предметов, предметные специализации, объем изученного материала и т.п. Сущность данного феномена выявляет термин «скрытое учебное содержание» (hiddencurriculum), которым пользуются многие западные исследователи.

Мне представляется вполне приемлемым термин «скрытое содержание образования». Я полагаю, что к нему следует отнести следующие феномены школьной организации:

· различного рода дифференциацию школьников по способностям, включая наше отечественное изобретение последних лет — классы коррекции и специальные классы для одаренных детей (классы «дураков» и классы «ботанов», как их называют дети);

· структуру реальной власти в школе (тоталитарную или иерархическую, демократическую или либеральную);

· язык класса или школы (разумеется, не по формальному признаку, а по реально действующей семантике, тону, стилю лексикона);

· сложившуюся практику отвечать учителю то, что он ждет, а не то, что думает ученик;

· умение действовать в ситуации контрольной работы или экзамена (сложившиеся правила списывания, подглядывания, угадывания);

· реальное распределение учебного времени (не по учебному плану или расписанию, а фактически используемого учеником времени — у одних учебное время составляет реально 12 часов в день, у других не наберется и получаса).

Все эти и другие феномены, эффекты, или, выражаясь языком зарубежных коллег, скрытое учебное содержание, сегодня не находятся в поле внимания ни учителей, ни школьных управленцев, ни исследователей, ни армии различных инспекторов и экспертов, которые за последние годы наводнили школу. Возможно, именно благодаря эффекту скрытого содержания образования как раз и происходит нечто такое, что реализует некоторые цели, которые не имеют никакого отношения к – заявленным в принятых стандартах.

Если подходить к укладу как к части содержания образования, как к части обязательного образовательного минимума и возможного образовательного стандарта, то возможны и построение его гипотезы, и экспериментальная ее проверка, и описание содержания, по крайней мере, в двух параметрах: инвариантная часть и вариативная.

В процессе нашей экспериментальной работы установлено, что к инвариантной части уклада следует отнести такие его черты:

· обеспечение ребенку в школе возможности выбора не только учебного курса или факультатива, но и темы, темпа усвоения, учителя, варианта поведения, формы и способа действия;

· наличие не регулируемых и не регламентируемых строго образовательных пространств, в которых нет жестких, кем-то заранее извне установленных правил, где субъектом создания правил является сам ученик вместе со взрослыми и товарищами;

· обязательное участие ребят и учителей, а возможно, и родителей в создании норм и правил общей жизни (так, в нашей школе имеются школьная Конституция и сообща придуманные школьные законы и положения). Уклад только и возможен как договор между теми, кто в нем будет жить, при открытости принимаемых решений, возможности для каждого члена коллектива влиять на характер решений, касающихся всей школы, при самых разнообразных структурах самого коллектива и органов его управления, самоуправления, соуправления;

· развитие условий, позволяющих построить образовательный процесс, в котором ученик переставал быть объектом педагогических воздействий и становился субъектом своего образования.

К вариативным же параметрам уклада можно отнести, как показывает анализ нашего опыта и изучение практики нескольких школ России, следующие условия.

1. Возможное устройство школы как действующей модели открытого гражданского общества. Единственным ограничением при этом является свобода других людей при собственном действии, не запрещенном законодательством страны и законодательством школы.

2. Выборность руководящих органов коллектива, которая возможна на определенном этапе его развития, также относится к вариативной части уклада как компонента содержания образования.

3. Введение социально-трудовой практики как самостоятельного образовательного пространства, не только обеспечивающего освоение окружающей социальной среды, но и создающего особый стиль отношений в коллективе.

4. Разновозрастные учебные группы, клубы, кружки, школьные научные, коммерческие общества — все это можно также отнести к вариативной части, создающей свободный, гуманный, толерантный уклад жизни.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...