Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Решаем педагогические задачи
• Познакомьтесь с педагогической ситуацией. • Ответьте на вопрос. а) Урок математики в VII классе. Тема урока «Площадь треугольника». Учащимся предлагалось решить задачу: найти площадь прямоугольного треугольника по данным двух катетов – 4 см и 7 см. Ученики решить ее затруднились: «Мы этого еще не умеем!» Ученики предложили различные способы решения задачи, проверили их достоверность. При помощи учителя они доказали гипотезу, достроив прямоугольный, треугольник до прямоугольника. Сформулировали правило на основе доказательства. Домашнее задание: найти другие способы доказательств теоремы о нахождении площади треугольника. • Вычлените структуру урока. К какому типу вы отнесете этот урок? Какие методы использованы учителем?
б) Изучение по биологии темы «Основные группы растений». В начале урока каждый ученик в течение 20 минут под руководством учителя овладевает необходимыми программными знаниями, умениями и навыками по одной из групп растений на выбор – бактерии, водоросли, грибы, лишайники, мхи, папоротникообразные, голосеменные и т. д. Затем до окончания урока все ученики по очереди работают в парах сменного состава друг с другом, они меняются ролями, выступая то в качестве обучаемых, то в качестве обучающих. • Какие задачи решал педагог, организуя процесс обучения таким образом? • Какие способы влияния и от кого ощущали на себе ученики в процессе изучения темы? • В чем вы видите педагогическое значение ситуаций выбора в процессе обучения? Задание.Посещение и анализ урока с точки зрения определения эффективности методов, приемов и средств обучения 1. Учащиеся в микрогруппах (3-4 человека) осуществляют наблюдение урока, фиксируют его ход в тетрадях. 2. Обсуждение урока и выявление методов, приемов и средств обучения на разных этапах урока осуществляется в микрогруппах на учебном занятии. 3. При обсуждении урока с точки зрения определения эффективности методов, приемов и средств обучения учащимся предлагается ответить на следующие вопросы: 4. Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения? 5. Соответствовал ли выбор методов и средств обучения поставленной триединой цели урока, специфике учебного предмета, содержанию конкретного учебного материала, возрастным особенностям детей? 6. Правильно ли выбран метод введения нового материала (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, проблемное изложение нового материала)? 7. Ограничился ли учитель только объяснительно-иллюстративными и инструктивно-репродуктивными методами? Инструктивно-репродуктивный метод предполагает закрепление объясненного учителем или прочитанного самим учащимся материала путем организации их воспроизведения. Формы репродуктивного метода: а) репродуктивная беседа для закрепления теоретического материала; б) репродуктивное применение этих знаний на практике (применение, воспроизводящее образцы действий, – это решение задач, примеров, упражнений, заданий по данному образцу); в) использование алгоритмов, памяток в процессе выполнения заданий; г) использование элементов программированного обучения; д) работа над ошибками, направленная на закрепление правил, анализ ошибок учащихся; е) упражнения в мыслительных операциях (анализ, синтез, сравнение, классификация, определение понятий и др.). 8. Имела ли место самостоятельная работа с учебником? Если да, то на каком этапе урока и какой характер носила эта работа? 9. Разнообразными ли были методы и приемы закрепления теоретических знаний и выработки умений и навыков в их применении? 10. Имело ли место нарастание степени самостоятельности в системе упражнений, заданий (от заданий на воспроизведение к творческим заданиям)? 11. Рациональными ли были приемы самоконтроля? Задание. Анализ урока с точки зрения осуществления основных дидактических принципов каждый учащийся осуществляет по следующей схеме.
Примечание. Проверка и оценка результатов наблюдений учащимися урока с точки зрения определения эффективности методов, приемов и средств обучения проводится на основе заполненной таблицы. Задание. Посещение и анализ урока с точки зрения его структуры, содержания и методики проведения (Методические рекомендации) Учащиеся в микрогруппах (3-4 человека) осуществляют наблюдение урока, фиксируют его ход в тетрадях. При записи урока целесообразно придерживаться следующего плана: а)класс, школа, учитель, дата посещения; б) тема урока; в) цель урока; г) тип урока.
Ход урока
Обсуждение и анализ урока с точки зрения его структуры, содержания и методики проведения осуществляется в микрогруппах на учебном занятии. Анализ урока с точки зрения его структуры, содержания и методики проведения рекомендуется осуществлять по следующей схеме.
Проверка и оценка результатов наблюдений учащимися урока с точки зрения его структуры, содержания и методики проведения проводится на основе фиксированных записей.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 350. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |