Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Решаем педагогические задачи




Познакомьтесь с педагогической ситуацией.

Ответьте на вопрос.

а) Урок математики в VII классе. Тема урока «Площадь треугольника». Учащимся предлагалось решить задачу: найти площадь прямоугольного треугольника по данным двух катетов – 4 см и 7 см. Ученики решить ее затруднились: «Мы этого еще не умеем!» Ученики предложили различные способы решения задачи, проверили их достоверность. При помощи учителя они доказали гипотезу, достроив прямоугольный, треугольник до прямоугольника. Сформулировали правило на основе доказательства.

Домашнее задание: найти другие способы доказательств теоремы о нахождении площади треугольника.

Вычлените структуру урока. К какому типу вы отнесете этот урок? Какие методы использованы учителем?

 

б) Изучение по биологии темы «Основные группы растений».

В начале урока каждый ученик в течение 20 минут под руководством учителя овладевает необходимыми программными знаниями, умениями и навыками по одной из групп растений на выбор – бактерии, водоросли, грибы, лишайники, мхи, папоротникообразные, голосеменные и т. д.

Затем до окончания урока все ученики по очереди работают в парах сменного состава друг с другом, они меняются ролями, выступая то в качестве обучаемых, то в качестве обучающих.

Какие задачи решал педагог, организуя процесс обучения таким образом?

Какие способы влияния и от кого ощущали на себе ученики в процессе изучения темы?

В чем вы видите педагогическое значение ситуаций выбора в процессе обучения?

Задание.Посещение и анализ урока с точки зрения определения эффективности методов, приемов и средств обучения

1. Учащиеся в микрогруппах (3-4 человека) осуществляют наблюдение урока, фиксируют его ход в тетрадях.

2. Обсуждение урока и выявление методов, приемов и средств обучения на разных этапах урока осуществляется в микрогруппах на учебном занятии.

3. При обсуждении урока с точки зрения определения эффективности методов, приемов и средств обучения учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

4. Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения?

5. Соответствовал ли выбор методов и средств обучения поставленной триединой цели урока, специфике учебного предмета, содержанию конкретного учебного материала, возрастным особенностям детей?

6. Правильно ли выбран метод введения нового материала (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, проблемное изложение нового материала)?

7. Ограничился ли учитель только объяснительно-иллюстративными и инструктивно-репродуктивными методами? Инструктивно-репродуктивный метод предполагает закрепление объясненного учителем или прочитанного самим учащимся материала путем организации их воспроизведения.

Формы репродуктивного метода:

а) репродуктивная беседа для закрепления теоретического материала;

б) репродуктивное применение этих знаний на практике (применение, воспроизводящее образцы действий, – это решение задач, примеров, упражнений, заданий по данному образцу);

в) использование алгоритмов, памяток в процессе выполнения заданий;

г) использование элементов программированного обучения;

д) работа над ошибками, направленная на закрепление правил, анализ ошибок учащихся;

е) упражнения в мыслительных операциях (анализ, синтез, сравнение, классификация, определение понятий и др.).

8. Имела ли место самостоятельная работа с учебником? Если да, то на каком этапе урока и какой характер носила эта работа?

9. Разнообразными ли были методы и приемы закрепления теоретических знаний и выработки умений и навыков в их применении?

10. Имело ли место нарастание степени самостоятельности в системе упражнений, заданий (от заданий на воспроизведение к творческим заданиям)?

11. Рациональными ли были приемы самоконтроля?

Задание. Анализ урока с точки зрения осуществления основных дидактических принципов каждый учащийся осуществляет по следующей схеме.

Этап урока Содержание работы Методы и приемы обучения, реализованные на данном этапе урока Средства обучения, использованные на данном этапе урока
       

 

Примечание. Проверка и оценка результатов наблюдений учащимися урока с точки зрения определения эффективности методов, приемов и средств обучения проводится на основе заполненной таблицы.

Задание. Посещение и анализ урока с точки зрения его структуры, содержания и методики проведения (Методические рекомендации)

Учащиеся в микрогруппах (3-4 человека) осуществляют наблюдение урока, фиксируют его ход в тетрадях.

При записи урока целесообразно придерживаться следующего плана:

а)класс, школа, учитель, дата посещения;

б) тема урока;

в) цель урока;

г)  тип урока.

 

Ход урока

Объяснение, вопросы, задания и обобщения учителя Действия учащихся (наиболее типичные) Замечания и выводы по ходу урока
     

 

Обсуждение и анализ урока с точки зрения его структуры, содержания и методики проведения осуществляется в микрогруппах на учебном занятии.

Анализ урока с точки зрения его структуры, содержания и методики проведения рекомендуется осуществлять по следующей схеме.

Оцениваемые параметры

Оценка

реализовано полностью реализовано частично не реализовано
1. Тема и основные задачи урока: • правомерность постановки данной цели в цикле или блоке уроков (если она ставится самостоятельно); • доведение до учащихся темы, образовательной, воспитательной, развивающей задач урока      
2. Структура и организация урока: • соответствие структуры урока его цели и типу; • логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока; • целесообразность распределения времени по этапам урока; • рациональность использования оборудования кабинета; • научная организация труда учителя и учащихся; • организация начала и конца урока; • оптимальный темп ведения урока; • наличие плана и степень его выполнения      
3. Содержание урока: • научность материала; • правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся; • соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель; • воспитательная направленность урока; • связь теории с практикой; раскрытие практической значимости знаний; • обучение учащихся применению своих знаний на практике; • связь изучаемого материала с ранее пройденным; • приемы повторения; • межпредметные связи; • реализация развивающих возможностей урока в плане формированияактивной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов; • подведение учащихся к восприятию новых знаний, выделение главной идеи нового материала; • формирование новых понятий; • актуализация опорных знаний; • организация самостоятельной работы учащихся; • характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса; • инструктаж и помощь учителя; • речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство; • качество знаний учащихся, их умений и навыков; • речь учащихся      
4. Методика проведения урока: • правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом: а) темы урока; б) цели урока; в) возможностей класса; г) возможностей самого учителя; д) учебно-материальной базы; • использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся); • хронометрирование урока (его структурные компоненты) и целесообразность распределения времени; • целесообразность и характер проверки домашнего задания; • характер постановки цели для учащихся и мотивирование учащихся (скрытые, открытые, даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске или в тетради для учащихся, осуществляется ли в ходе урока соотнесение промежуточных результатов с целью); • характер представления нового материала со стороны учителя и характер его восприятия и осмысления учащимися (исходит ли инициатива от учителя или учеников или является переменной, степень самостоятельности учащихся); • развитие навыков и умений (запоминание и использование материала); • методы и приемы, применяемые учителем на каждом этапе урока; разнообразие методов и приемов, применяемых учителем; • организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, ступень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.); • владение методами активного обучения; целесообразность их применения на данном уроке; • педагогическая техника учителя: • темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся; результативность урока, оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся, организация домашней работы      

Выводы и предложения.

1. Достиг ли урок поставленной цели?

2. Насколько эффективны пути достижения поставленной на уроке цели?

Проверка и оценка результатов наблюдений учащимися урока с точки зрения его структуры, содержания и методики проведения проводится на основе фиксированных записей.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 350.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...