Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 5. Методы, формы и диагностика обучения
Вопросы к обсуждению: 1. Подготовка урока. 2. Целеполагание на уроке. 3. Педагогический анализ урока. 4. Типы анализа урока: краткий анализ; аспектный анализ; полный анализ; структурный анализ; поэтапный анализ; комплексный анализ и др. 5. Основные требования к самоаналазу учителем урока. 6. Образовательные системы: классно-урочная, семестрово-зачетная, модульная. 7. Разработка систем и форм организации обучения, направленных на модернизацию классно-урочной системы обучения. 8. Исторический экскурс развития образовательных систем: · Система индивидуального обучения античного периода; · Белл-Ланкастерская система массового обучения; · Система самостоятельного обучения. Далтон-план; · Бригадно-лабораторная система группового обучения; · Система комплексного обучения методом проектов; · Батавская и Мангеймская системы избирательного обучения 9. Классно-урочная система обучения. Ее достоинства и недостатки. 10. Семестрово-зачетная система обучения. Границы ее применения в современной школе. 11. Вальдорфская школа и педагогика. 12. Модульная система обучения в современной школе.
Анализируем текст • Выделите основные идеи. • Выразите свое мнение о прочитанном. • Ответьте, если необходимо, на вопросы. Как известно, сложившуюся в России систему образования называют наследием Яна Амоса Коменского. Многие считают его школу воплощением гуманистических взглядов на педагогику, на ребенка. Но то, во что превратилась система почти за 400 лет своего существования, вызывает сегодня очень жесткую критику. Ее обвиняют в авторитарности, жестоком отношении к ребенку. «В середине восьмидесятых годов среди советского учительства были распространены настроения «беженцев от Коменского». Многих учителей угнетало, что жесткая классно-урочная система не развивает личность ребенка, не дает возможности сотрудничать с детьми, заставляет быть начальником над учениками. Педагогика сотрудничества вступила в противоречие с самой природой школы. Стремление к творческому воспитанию, воспитанию в свободе вступает в конфликт с четко регламентированной организацией школьной жизни. Класс, урок, предмет – три измерения системы Коменского – в конце двадцатого века стали для учителей преградой, камнем преткновения на пути к нормальным отношениям с детьми. Основной причиной этих противоречий можно назвать отчуждение детей от содержания их собственного образования. То, что Коменский считал одним из главных достоинств своей системы, прекратилось в огромный недостаток – тщательно отобранный, хорошо скомпонованный учебный материал, который учитель с легкостью (обязательное условие) должен преподавать детям. Оказалось, что если ребенок не участвует в создании, в порождении этого материала, если пищу для его ума и души готовят без участия ребенка, а послушному ученику остается лишь усвоить кем-то приготовленное, ничего не получается. Ни развития, ни сотрудничества, ни свободы. А к концу двадцатого века стало вдруг очевидно, что именно эти понятия стали основными ценностями человеческой жизни. Это звучит маловероятно, но уже многие учителя считают, что формальные знания вторичны по сравнению с чувством собственного достоинства, способности к самоопределению, чувством свободы, способностью к сотрудничеству и общению. Изменились образовательные ценности. А система образования осталась прежней. Бегство учителей из системы Коменского стало первым явным, видимым даже ненаучной общественностью, сигналом: время классно-урочно-предметной системы образования закончилось. (А. Адамский) · Как случилось, что изобретение Я. А. Коменским великой дидактической системы превратилось в жестко-авторитарную школу? · То, что система перестала удовлетворять требованиям времени, – это возможно, но почему в ней процветает авторитаризм и не приживается сотрудничество? · Прав ли, по вашему мнению, автор статьи в своих выводах о том, что классно-урочная система полностью себя исчерпала? Обсуждаем высказывания о смысле учения и воспитания в жизни человека Повторение – мать учения, но смертельный враг творчества. Л. Мартынов Час работы научит больше, чем день объяснения. Ж. Ж. Руссо Жизнь похожа на урок алгебры. Как только вы решите одну задачу, учитель задает следующую. Дж. Дент Кто умеет воодушевлять людей, тот может отказаться от принуждения В. С. Гроссман Первым ключом мудрости является постоянное и частое вопрошание. Пьер Абеляр ...более разумен сельскохозяйственный подход: создайте хороший климат, обеспечьте соответствующую подкормку и предоставьте людям расти самим по себе. Вот тогда они вас удивят. Мак Грегор Жаль, что не существует учебного заведения, где учили бы слушать. Ведь хорошему управляющему надо уметь слушать не меньше, чем говорить. Ли Якокка От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа. Дж. Локк Счастье человека – где-то между свободой и дисциплиной. Одна свобода без строгой дисциплины и правила без чувства свободы не могут создать полноценную человеческую личность. И. П. Павлов Задание.Заполнение таблиц. Содержание работы.Проанализировав различные источники информации (см. список рекомендуемой литературы), заполните следующиетаблицы: А) «Исторические формы и системы организации обучения».
Б) «Достоинства и недостатки исторически сложившихся форм организации обучения».
Задание.Составление схем исторически сложившихся форм организации обучения. Содержание работы. Работа в группах. Учащиеся разбиваются на микрогруппы. Каждая микрогруппа выбирает для себя карточку с названием какой-либо исторически сложившейся формы организации обучения. Задача – схематически изобразить выбранную исторически сложившуюся форму организации обучения, отобразив в схеме ее признаки, сущность и особенности организации учебного процесса. Задание.Презентация исторически сложившихся форм организации обучения. Содержание работы. Работа в группах. Учащиеся продолжают работать в сложившихсямикрогруппах. Задача – за определенное время подготовить презентацию в любой творческой форме выбранной исторически сложившейся формы организации обучения. В презентации должны быть отражены признаки, сущность, особенности организации учебного процесса, достоинства и недостатки выбранной историческисложившейся формы организации обучения.
Задание.Письменно провести соответствующий анализ подготовленного ими плана-конспекта урока Предварительная подготовка.Учащиеся в методических журналах находят, конспектируют и приносят на занятие план-конспект любого урока по своему предмету. Задание.Работа с текстом анализа урока Содержание работы.Учащиеся разбиваются на четыре группы. Каждая группа получает текст с одним из типов анализа урока: структурным, аспектным, кратким, дидактическим. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 364. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |