Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Методы, формы и диагностика обучения




Вопросы к обсуждению:

1. Сущность понятия «метод обучения», метод как многомерное явление.

2. Функции методов обучения.

3. Классификации методов обучения

· Моноклассификации:

- по источнику знаний

- по логическому пути усвоения знаний

- по дидактическим целям (М.А. Данилов, Б.П. Есипов)

- по характеру познавательной деятельности, или по познавательной активности школьников (И.Я. Лернер, М.М.Скаткин)

· Биклассификацияметодов обучения по степени активности учителя и самостоятельности учащихся (М.И. Махмутов).

· Триклассификацияметодов обучения по дидактической цели и соответствующими ей видами деятельности учителя и учащихся (В.А. Онищук).

· Поликлассификацияметодов обучения на основе целостного подхода (Ю.К. Бабанский)

4. Классификация методов обучения по составу социального опыта.

5. Характеристика методов обучения

· словесных:

рассказ, объяснение, беседа, лекция, инструктаж, учебная дискуссия;

Конференция

Конспектирование

Составление плана

Аннотирование

Реферирование

Рецензирование

Цитирование

Составление тезисов

· наглядных:

демонстрация

иллюстрация

Видеометод

· практических:

метод упражнений,

лабораторных и практических работ.

6. Проиллюстрируйте на примерах соотношения между методами преподавания, методами учения, методами контроля.

7. В чем, на Ваш взгляд, наиболее существенные стимулы и, напротив, препятствия к широкому распространению инновационных методов в современном образовании?

 

Задание. Составление таблицы классификаций методов обучения

Содержание работы. Опираясь на учебники по педагогике (см. список рекомендуемой литературы), составьте сравнительную таблицу классификаций методов обучения по образцу.

Авторы классификации Признаки классификации Методы обучения Способы их выражения Содержательная характеристика Достоинства и недостатки
           

 

Задание 2. Презентация методов проблемно-развивающего обучения.

Содержание работы. Работа в группах.

Учащиеся разбиваются на микрогруппы (по 4-5 человек).

Каждая группа выбирает карточку с текстом-описанием какого-либо метода проблемно-развивающего обучения. Учащиеся внимательно изучают текст и готовят презентацию своего метода в какой-либо творческой форме.

Текст 1. Монологический метод обучения.

Признаки: наличие вербального изложения учителем учебного материала, описательное объяснение фактов и т. п., спорадическое возникновение проблемных ситуаций. Доминирует исполнительская деятельность учащихся: наблюдение, слушание и запоминание, выполнение действий по образцу; контроль и оценка по качеству воспроизведения знаний.

Определение: монологический метод - это обусловленная принципами обучения система правил подготовки и изложения обучающим учебного материала с целью объяснить учащимся готовые выводы науки в форме рассказа или школьной лекции с применением аудиовизуальных средств и формировать у учащихся знания и умения на уровне их восприятия и понимания.

Основные функции: а) передача учащимся готовых выводов науки в виде фактов, законов, принципов, правил и положений; б) организация повторения и закрепления пройденного материала, углубление знаний; в) совершенствование репродуктивного мышления.

Правила: 1) сообщить учащимся учебный материал, дать его описание или объяснение для запоминания или применения в упражнениях; 2) выбрать и применить приемы побуждающего воздействия; 3) показать образцы действий (показать на примерах, как выполнить то или иное действие); 4) контроль и оценку знаний и умений проводить по качеству воспроизведения усвоенного материала.

Применение: монологический метод применяется в форме рассказа, лекции с использованием таких приемов, как описание фактов, демонстрация явлений, напоминание, указание и др. Этот метод предполагает деятельность учащихся копирующего характера: наблюдать, слушать, запоминать, выполнять действия по образцу, работать с таблицами, приборами, решать типовые задачи и пр.

Текст 2. Показательный метод обучения.

Признаки: 1) показывается логика решения научной проблемы ученым или решение нравственных проблем писателем; 2) показывается образец доказательства, рассуждений, путь поиска истины; 3) показываются способы решения практической проблемы.

Определение:  показательный метод — это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки и объяснения учебного материала путем постановки проблемы и показа способов ее решения или путем показа учащимся образца логики научного исследования, формирование у них способов поисковой деятельности.

Функции:  формирование у учащихся понятия о логике и способах решения научной или практической проблемы, формирование представлений о способах творческой деятельности.

Правила: 1) создать проблемную ситуацию и объяснить сущность основных понятий путем показа решения проблемы; 2-4 правила те же, что и у монологического метода.

Способы применения: в форме рассказа (лекции) с показом логики открытия, решения научной или практической проблемы, показом конструирования способа действий, сопровождаемым демонстрацией опытов, диа- и видеофильмов.

Активизируют деятельность учащихся такие приемы: постановка проблемных вопросов, которые вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоциональное отношение; демонстрации, подтверждающие или опровергающие выдвинутые предположения, что позволяет удерживать внимание учащихся на изучаемых понятиях; связь с производственным опытом; оценочные обращения учителя, его уверенность в доступности учебного материала; стимулирование уверенности учащихся в своих возможностях. Деятельность носит репродуктивный характер.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...