Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Текст 6. Алгоритмический метод обучения.




Основные признаки: устное инструктирование учащихся; показ образца действия и алгоритма (совокупности правил и предписаний) его выполнения; наличие деятельности по образцу и алгоритму; возможны ситуации, когда алгоритмы разрабатывают сами учащиеся.

Определение: алгоритмический метод обучения - это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил организации учителем процесса усвоения новых знаний и способов действий (включая усвоение алгоритмов) путем предписаний и показа алгоритмов выполнения заданий.

Основные функции: формирование у учащихся умений работать по определенным правилам и предписаниям; организация лабораторных и практических работ по инструкциям; формирование умения самостоятельно составлять новые алгоритмы деятельности.

Основные правила: 1 ) учащихся подробно инструктируют, как выполнить задание; 2) им показывают образец практического выполнения задания; 3) при выполнении задания учащиеся пользуются предложенным учителем алгоритмом (или разрабатывают его сами); 4) контроль и оценка осуществляются в ходе и по результатам деятельности.

Применяя алгоритмический метод обучения, преподаватель имеет возможность показать учащимся готовые образцы действий, он дает предписания, учит их алгоритмам действий, учит самостоятельнoсоставлять их, формирует умения и навыки практической исполнительской деятельности (самостоятельное ее планирование, коррекция, контроль, разработка алгоритмов). На основе этого метода формируются индивидуальные способности усвоения новых знаний и овладения умениями.

Реализуется данный метод в форме заданий, выполняемых по алгоритму или поиску нового алгоритма. В основе алгоритмического метода лежит передача алгоритма действия в форме инструктажа о целях, задачах, способах выполнения предстоящего задания (зачем, что и как делать). В зависимости от уровня развитияучащихся инструктаж может быть кратким, обобщенным или подробным, детальным, может проводиться в вопросно-ответной форме или с применением письменных предписаний, карточек, ТСО.

Например, при выполнении лабораторно-практических работ можно предложить такой план деятельности: 1. Цель предстоящей работы. Что нужно сделать, какое новое знание усвоить, каким способом овладеть, какое умение выработать? 2. Что для этого необходимо сделать? Что нужно определить в работе? Какую закономерность необходимо проверить? Как она формулируется, как доказывается? и т. д.

 

Обсуждаем высказывания о методах обучения

Вечный вопрос «как учить?» предстает теперь в виде вопроса… «как помочь ученику выработать собственный способ бытия в культуре, способствовать совершенствованию его индивидуальной системы моделей?»

Э. Н. Гусинский

Методом учителя... становится отыскание условий, которые побуждают самообразовательную активность...

М. В. Кларин

...ничто так не способствует научению, как попытка изложить усваиваемый материал другому человеку.

Ю. 3. Гильбух

Методы обучения (прежде всего корректировки и контроля) несут в себе опасность дидактогений, психотравмирующих воздействий.

Б. Г. Ананьев

В сущности, почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность, ибо это нежное растеньице требует наряду с поощрением, прежде всего, свободы - без него оно неизбежно погибает.

А. Эйнштейн

Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете.

Конфуций

Даже если и есть хороший способ, но не знаешь приемов его осуществления, то результат будет такой же, как будто и нет ничего.

Лао-цзы

Знание, добытое без личного усилия, без личного напряжения, - знание мертвое. Только пропущенное через собственную голову становится твоим достоянием.

Профессор Нойгауз

Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики.

Л. Н. Толстой

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14.

Тема 5. Методы, формы и диагностика обучения

Вопросы к обсуждению:

1. Содержание методов обучения.

2. Выбор методов обучения.

3. Дидактические средства обучения.

4. Характеристика методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.

5.  Отличительные особенности активных методов обучения.

6.  Характеристика методов самостоятельной работы учащихся.

7. Место ТСО в организации учебного процесса в школе.

8. Технические средства обучения как предъявители учебной информации.

9. Взаимосвязь методов и средств обучения.

10. Материальное оснащение учебного процесса и техническая грамотность преподавателя.

 

Адание. Систематическое описание современных средств образования (электронных ресурсов).

Цель работы: создание модели педагогического применения дидактических средств.

Инструкция: скопируйте себе материалы какого-либо из сайтов, приведенных в разделе «Перечень информационных источников». Составьте описание материалов, представленных на сайте по следующей схеме (лучше использовать форму таблицы):

1) Название и электронный адрес ресурса;

2) Пользовательская аудитория (для кого предназначен ресурс);

3) Предмет и тема, при изучении которых этот ресурс востребован;

4) Основное содержание ресурса (краткое описание разделов и блоков);

5) Дидактические возможности ресурса (методы и формы работы);

6) Достоинства и недостатки ресурса.

Для выявления достоинств и недостатков ресурса, воспользуйтесь типовыми позициями (аспектами) анализа:

· Дидактический анализ предполагает определение: цели использования ресурса (чему можно научить с его помощью; структуры содержания; оптимальности сочетания поставленных целей и методических возможностей ресурса);

· Методический анализ предполагает: определение форм организации учебной деятельности; оценка эффективности предложенных методов и методических приемов; форм и способов деятельности учащихся, развиваемых на этом содержании;

· Психолого-педагогический анализ предполагает: выявление возрастной специфики использования ресурса, опорных психологических механизмов, оценка возможностей индивидуализации/дифференциации при использовании средства; прогнозирование возможных проблем и затруднений учащихся;

· Культурологический анализ предполагает: выделение культурно-исторических прообразов соответствующей деятельности; установление соотношения между предполагаемой учебной деятельностью и тенденциями культурной среды.

По результатам проведенной индивидуально (или в малых группах) экспертизы, сопоставьте полученные экспертные оценки, сформируйте обобщенное заключение по выбранному дидактическому средству, а также – сформулируйте рекомендации по доработке и совершенствованию этого средства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...