Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Методы, формы и диагностика в обучении




Вопросы к обсуждению:

1. Форма обучения, ее признаки.

2. Разновидности форм обучения, взаимосвязь между ними.

3. Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

4. Организационные формы обучения: основная и вспомогательные.

5. Вспомогательные организационные формы обучения в современной школе:

· семинарские занятия

· лабораторные, практические занятия, практикумы

· факультативные занятия в школе

· экскурсии

· домашняя учебная работа

· .внеурочная, внеклассная, внешкольная учебная работа.

6. Является ли случайным, что категория формы используется в педагогики с разным оценочным содержанием: нейтрально (формы процесса обучения, форма организации урока), позитивно (Диствервег требовал: «преследуй всегда формальную цель, или одновременно формальную и материальную») и негативно (педагогический формализм – как проявление бездушия, бессердечия и бессмысленности «педагогических мероприятий»)?

7. Установите соотношение между понятиями: «инспектирование образования», «внутришкольный контроль», «педагогическая диагностика». Являются ли они синонимами и, если нет, то почему?

8. Выделите те направления развития педагогической науки (направления исследований), которые представляются Вам наиболее существенными.

9. Основные факторы, влияющие на развитие форм организации обучения.

10.  Достоинства и недостатки индивидуальной формы обучения.

11. Смысл индивидуально-групповой формы обучения.

Задание. Постройте модель форм обучения.

     Примечание:

основной акцент на занятии следует сделать на раскрытии 5-го вопроса (он не рассматривался в лекции).

Задание. Вспомогательные формы обучения.

     Для выполнения задания каждый студент должен подготовить короткое сообщение (до 10 минут) об одной из вспомогательных форм обучения и выступить с ним в роли учителя перед группой (т.е. донести его так, чтобы каждый студент понял материал, успел записать, задать уточняющие вопросы, получить компетентные ответы и т.п.)

     При оценивании докладчиков (а это делает вся группа) обращается внимание не только знаниям педагогики, но и уровню преподавательских умений: выделять главное, соотносить диктовку с рассказом, держать оптимальный темп работы, умение уточнять, отвечать на вопросы, вести полемику, держать внимание слушателей, владеть речевыми интонациями и др.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16.

Тема 5. Методы, формы и диагностика обучения

Вопросы к обсуждению:

1. Урок как основная организационная форма обучения.

2. Классификация типов уроков и их структура.

3. Нестандартные уроки.

4. Взаимосвязь урока с другими формами организации обучения.

5. Основные функции современного урока.

6. Дидактические требования к современному уроку.

7. Психологические требования к уроку.

8. Гигиенические требования к уроку.

9. Требования к технике проведения урока.

Задание. Разработка плана-конспекта урока.

Содержание работы.Разработайте план-конспект нестандартного урока (на выбор): урок-КВН, урок ролевых игр, урок «Поле Чудес», урок-заочное путешествие и других по своему предмету.

При разработке плана-конспекта урока учтите дидактические, психологические, гигиенические требования к современному уроку, а также требования к технике проведения урока.

Задание. Анализируем текст

* Выделите основные идеи.

* Выразите свое мнение о прочитанном.

* Ответьте, если необходимо, на вопросы.

Каким становится сегодня урок? Он приближается к природе ребенка. В систему школьного обучения не так давно вошла игра, имитация. Заметим, что педагогика очень была увлечена дидактикой в ущерб развитию эмоциональной сферы учеников. Вспомним учителей-новаторов, которые так много внимания уделяли режиссуре урока. Урок, выстроенный по законам режиссерского искусства, содержит в себе определенным образом заданную логику поведения учеников в предлагаемых обстоятельствах. Что значит Пережить ребенку в день три урока иностранного языка (в вариативных школах вводится билингвизм)? Здесь и утомляемость, и возможность смещения языковых систем, и большое интеллектуальное напряжение, а в итоге – падение учебной мотивации. Учителя переводят поле урока в поле игры. И вот уже второклассники играют в Незнайку, в Петрушку, в Чебурашку и др. Предлагаемые учителемправила аналогичны правилам играющих детей. Снимается страх перед иноязычной лексикой: есть азарт игры в слова, желание многое узнать, а для того надо многое и выучить. Происходит целеполагание в учебном процессе: цели деятельности учителя совпадают с целями ученика.

Контакт в игре, как отмечает исследователь этой проблемы, держится с помощью моделирования экстремальной ситуации на протяжении всего урока, что и провоцирует ученика на ответную реакцию, может быть даже не словесную, а внутреннюю. Игровым Ярилам на равных подчиняются учитель и ученики. На таких уроках: с одной стороны, выполняются реальные учебные задания, с другой – ряд моментов урока носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее нормативными обстоятельствами. Провоцируя воображение детей, учитель разжигает их к интеллектуальному поединку открытиями. В обычных уроках ученик ищет кратчайший путь к результату, устраняя все препятствия, но если в уроке есть экстремальные ситуации, он добровольно вступает в игру, принимая правила, которые усложняют путь к цели. В данной модели урока ученик испытывает себя на самостоятельность, что и называет Л. С. Выготский зоной ближайшего развития ребенка. Разумные рамки правил в сочетании со свободой творческой реализации развивают интуицию учеников. Назовем эти правила.

1. Священны смысловые акценты урока.

2. Исключается критика, можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают неточной.

3. Поощряется самое необузданное ассоциирование: чем более дикой кажется идея, тем лучше.

4. Количество предложенных идей должно быть как можно больше.

5. Разрешается как угодно комбинировать высказанные идеи, а также видоизменять, «улучшать» идеи, выдвинутые другими (Т. И. Руднева).

А какие требования, по вашему мнению, предъявляют подобные правила игры к учителю?

В контексте данных рекомендаций попытайтесь сконструировать отдельные фрагменты урока по «своему» предмету.

Обсуждаем высказывания о значении урока в жизни детей и общества

Хороший урок должен иметь четыре свойства: ясность, ассоциацию, систему и метод.

И. Гербарт

Урок есть важнейшее открытие классической педагогики и творческой практики. Еще долгое время он будет служить воспитанию подрастающего поколения.

Ш. А. Амонашвили

Урок предан не детям, а законам формальной дидактики, – он – основная форма организации процесса обучения, а не основная форма организации жизни самих детей. Урок нуждается в обновлении,очеловечивании.

Ш. А. Амонашвили

Урок в современной школе нечто большее, чем форма организации обучения. Это очень ответственная, важная часть всего педагогического процесса, в котором ученик получает образование, воспитывается, развивается, социально взрослеет и постепенно приобретает готовность к созданию общественных ценностей.

Г. И. Щукина

Современный урок призван дать навыки самообразования и заложить прочную основу единой системы непрерывного образования.

В. Д. Хадаев

Урок, как в фокусе, собрал в себе все проблемы школьного воспитания, отразил общий облик школы и состояние дела воспитания детей и несет на себе как проклятие времени, так и благодать переломного периода общественного развития.

Н. Е. Щуркова

Три постулата заложены в основании новой технологии урока,

Первый: «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в современной деятельности детей и учителя».

Второй: «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой Жилій должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой Цультуры».

Третий: «Человек в качестве осмысления истины и субъекта учения на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства».

Н. Е. Щуркова

Общение – это урок сотворчества, совместного мышления, партнерства, урок свободы, где всякий может и должен высказаться», не подстраиваясь под кого-то. Это, наконец, урок приобщения к своему духовному «я» другого и приобщения себя самого к Духовному «я» других; шаги навстречу, союз равных и разных.

Е. Н. Ильин

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...