Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Технико-экономические характеристики портаСтр 1 из 23Следующая ⇒
Лекция № 1 Морской порт, как транспортный узел
Морской порт это транспортный узел, который связывает различный виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной и трубопроводный. Он имеет сложный комплекс сооружений, технических устройств и оборудования, предназначенных для укрытия и отстоя судов, производства погрузочно-разгрузочных работ, выполнения пассажирских операций, а также в порту осуществляется комплексное обслуживание судов: бункеровка, снабжение водой и продовольствием, медицинское обслуживание команд, судоремонт.
Классификация морских портов
По производственному назначению · транспортные (торговые) – осуществляют перегрузочные работы и пассажирские операции; · промышленные – обслуживают отдельные промышленные предприятия, выполняя функции торговых портов; · рыбные (промысловые) – являются базой рыболовецкого флота и промысла морского зверя · военные – базы военно-морского флота.
По месту расположения · береговые– созданы на открытом морском берегу, в заливах или бухтах (Туапсе, Одесса, Новороссийск); · устьевые– расположены в устьях судоходных рек (Санкт-Петербург) · внутренние – расположены вдалеке от устьев рек на расстоянии 100 и более километров, с морем связаны судоходным каналом (Игарка, Мончестер); · лагунные– расположены в лагунах или лиманах, которые отгорожены от моря естественно образованными косами, с морем связаны судоходным каналом (Ильичевск); · островные– находятся на островах и с берегом могут быть соединены эстакадой или дамбой.
По видам перерабатываемых грузов · общего назначения – в них перерабатываются различные виды грузов; · специализированные – в них производят перегрузку одного или нескольких, но одинаковых по виду грузов. Основные элементы портов
Рис. 1. Схема плана порта. Волнолом; 2.мол; 3. подходной канал; 4. внешний рейд; 5. внутренний рейд; 6. берегоукрепительные сооружения; 7. широкие пирсы; 8 внутренний бассейн; 9. прикордонные склады; 10. тыловые склады; 11. железнодорожные и подкрановые пути; 12. сортировочные станции; 13. акватория порта; 14территория порта. Порт состоит из двух основных элементов: водной площади акватории и береговой территории. Акватория порта – часть водной площади, примыкающая к причалам и расположенная вне транзитного судового хода, предназначенная для стоянки судов под погрузочно-разгрузочными операциями. Акватория делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя акватория – водное пространство в пределах подходных каналов и внешнего рейда. Внутренняя акватория – водная часть порта, ограниченная внешними оградительными сооружениями и линией причального фронта, включает в себя внутренний рейд и оперативные бассейны. Территория порта – с водной стороны ограничена причальным фронтом, к которому примыкает прикордонная часть, на ней размещены прикордонные склады, погрузочно-разгрузочное оборудование, железнодорожные и подкрановые пути. В тыловой части территории расположены склады второй линии, тыловые железная дорога и автодорога, оборудование для смежных видов транспорта, административные здания порта. Литература [4] стр.11-21, стр. 47-73
Лекция № 2 Технико-экономические характеристики порта Грузооборот– основной показатель порта, он показывает общее количество грузов, которые прошли через причальный фронт за определенный промежуток времени (сутки, месяц, год), при наличии рейдовой перегрузки грузов с судна на судно, то это количество грузов также включается в грузооборот порта. Грузооборот имеет неоднородную структуру и большую неравномерность во времени. Общий грузооборот делится: 1. ввоз и вывоз; 2. по видам плавания · заграничное – экспорт и импорт; · большой и малый каботаж. 3. по видам грузов. Расчетный суточный грузооборот причалов определяется , (1) где Qсут – навигационный или годовой грузооборот причалов, т; Тнав – продолжительность навигационного периода; Кн – коэффициент неравномерности поступления и отправления груза в порт. Район тяготения к порту – это территория, с которой экономически выгодно вывозить или ввозить грузы через данный порт. Он может находиться в непосредственной близости к порту, а может включать районы достаточно удаленные от порта. На это влияет размещение естественных ресурсов, промышленных предприятий, наличие искусственных и естественных путей сообщения. Грузообороту порта, должна соответствовать пропускная способность порта. Пропускная способность порта показывает, какое максимальное количество грузов может быть переработано в порту за определенный промежуток времени. Она определяет максимально возможный грузооборот и должна быть выше расчетного значения грузооборота. Пропускная способность порта складывается из пропускных способностей причалов и определяется с учетом пропускных способностей всех подъездных путей, складов и оборудования, а также учитываются потери на простои флота, береговых сооружений и оборудования, которые должны быть минимальными. Суточная пропускная способность причала определяется по формуле: , (2) где 24 – количество часов работы порта в сутки, ч; Дч – чистая грузоподъемность судна при загрузке данным грузом, т; aз – коэффициент использования чистой грузоподъемности судна; tгр – время занятости причала выполнением грузовых работ при обработке судна, ч; tп.ст. – время занятости причала под производственными стоянками судна, ч.
Время занятости причала под производственными стоянками, не совмещенными с грузовыми работами для расчетного типа судна, принимается как среднее время по году с учетом вида груза и грузовой операции Судооборот– определяет размеры некоторых основных элементов порта.Годовой судооборот порта определяют отдельно для каждого груза с учетом размеров судов и коэффициента использования грузоподъемности , (3) где Qi – грузооборот по отдельному виду груза за определенный промежуток времени, т; a – коэффициент использования грузоподъемности судов при перевозке соответствующего груза. Величина судооборота – это показатель интенсивности работы порта.
Судоемкость – показывает, какое количество судов может быть размещено в порту единовременно , (4) где tni – время нахождения судна в порту; nci – число судов; a1iи a2i – коэффициенты соответственно месячной и суточной неравномерности захода судов в порт. Пассажирооборот– характеризует пассажирские операции в порту и определяется суммарным количеством пассажиров отправленных и прибывших за определенное время. Литература [4] стр. 21 – 22
Лекция № 3 Судоходные каналы
Искусственные водные пути, устроенные для подхода к портам или для соединения отдельно расположенных водных бассейнов, называются судоходными каналами.
Классификация каналов
По назначению · Соединительные– это канал, связывающие бассейны двух морей, океанов и внутренних водоемов в общую транспортную систему, сокращая при этом протяженность морских путей (Суэцкий, Панамский, Керченский). · Подходные каналы– связывают трассы естественных судоходных морских путей с акваториями и отдельными причалами портов, обеспечивая подход к ним для производства грузопассажирских операций. (С-Петербургский, Архпнгельский). По способу устройства · Открытые каналы– имеют свободное сообщение с внешней и внутренней акваториями из-за одинакового уровня воды. Они делятся на огражденные, не огражденные и комбинированные каналы. – Не огражденный каналпредставляет собой выемку определенного профиля, устроенную по морскому дну, таким образом, устроено большинство подходных каналов. – Огражденный каналзащищен от воздействия волн и наносов искусственными сооружениями – дамбами, волноломами и молами. – Комбинированный каналтрасса канала имеет огражденные и не огражденные участки. · Закрытые (шлюзованные) каналы – устраивают при наличии различных уровней воды в соединяемых бассейнах. Шлюзованными каналами являются Беломоро-Балтийский канал, Панамский канал. 3. По интенсивности судоходстваканалы делятся на классы в зависимости от суточного судооборота 1 класс – более 5 судов 2 класс – от 2 до 5 судов 3 класс – менее 2 судов. Параметры каналов Основными параметрами каналов являются, трасса канала, размеры поперечного сечения и продольный профиль канала. Трасса канала –это расположение продольной оси канала. Она зависит от топографии, рельефа местности, геологического строения участка строительства и гидрологических факторов (волнения и заносимости). Лучшей трассой канала является, когда направление господствующего ветра, течения, волнения и потока наносов совпадают с направлением трассы. Размеры поперечного сечения канала к ним относится глубина канала, ширина канала и уклон откосов канала. Глубина каналаопределяется по формуле , (5) где Тс – осадка расчетного судна, м; SZ – суммарный запас глубины, определяемый по нормам технологического проектирования (НТПМП). Ширина каналаопределяется исходя, из ширины судна и дополнительного запаса, который устанавливается в зависимости от управляемости судна, интенсивности ветра и течения, степени размываемости откосов винтами судна. При одностороннем движении судна ширина канала определяется . (6) При одностороннем движении судна ширина канала определяется , (7) где Вми В’м – ширина маневровой полосы расчетного и встречного судов; С1 – запас ширины между маневровой полосой и откосом прорези канала; С – запас ширины между маневровыми полосами расходящихся судов; DВ – запас ширины, учитывающий заносимость откосов прорези канала. Уклон откосов канала зависит от вида и состояния грунта и изменяется в пределах от 1:20 до 1:2. Продольный профиль канала зависит от условий естественного режима и типа канала. Профиль дна должен обеспечивать судоходную глубину по всей трассе канала.
Литература [4] стр. 134 – 159.
Лекция № 4 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 363. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |