Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сходства и различия фиванской теологии Амуна-Ра и амаранской теологии Атона.




В период нового царства большое распростронение получила теология Амуна-Ра. Он возник в среднем царстве как результат отождествления двух божеств: Амона(покровителя царей) и Ра – солнечного Бога. В новом царстве, при 18 династии фиванских царей о нем разрабатывалось учение как о высшем существе, первым среди богов.

Во время правления Тутмоса 3 были распространены « жертвенные формулы»(произносились во время жертвоприношений). В них была включены Амона-Ра. По ней:

1. Бог-покровитель некоторого города, области.

2. Владыка времени и вечности.

3. Первобытный бог. ( « Единственный в начале творения»)

4. Создавший людей и богов.

5. Живое пламя, поднимающееся из первобытных вод.

6. Тот, кто задумывает все сущее.

7. Он говорит и то, что должно произойти, происходит.

Все эти идеи, кроме первой связаны с идеей единственности Бога. Бог Амон принимает на себя роли Творца и Солнечного бога, как бы впитывая в себя сущности бога Атума и бога Ра.

Фиванская теология ставит свои цели создать понятие бога, вмещающее в себя традиции, связанные как с Амоном, так и с Ра, и именно понятие высшего существа, собирающее в себе много аспектов, принадлежавшее ранее разным богам, является связующим элементом. Это решение проблемы представления «Бога», а не «одного из Богов» в рамках политеистической религии.

Воля Бога направлена не на что-то конкретное, а сразу на «все сущее». Мир возникает и существует по воле Бога.(здесь имеется ввиду не вся реальность, а лишь мир богов, воплощенный, скрытый от людей.

Амун обладает сознанием, речью и волей, а также высшей «этической инстанцией». В отличие, от старых богов он не всегда доступен для людей. Сначала человек должен « поместить его в свое сердце», лишь тогда он приблизится к богу. Истинным храмом нового бога является сердце человека.

↓ Далее Реформа Эхнатона.

Религиозный переворот Эхнатона был главным религиозно-историческим событием во времена нового царства.

Главный аспект новой реформы заключался в том, что она предусматривала «отмену» всех богов, заменяя их одним единственным – Атоном. В отличие от теологии Амуна-Ра, называвшей того лишь главным из богов; новое воззрения отрицало существование всех богов, кроме одного. Поклонение другим богам было запрещено, имя бога Амуна было стерто со всех храмов.

Новая религия обожествляет солнце и все, что с ним связано. Согласно «гимну Атону» солнце приобретает следующие свойства:

1. Пребывает на небе в одиночестве, подобно единому и одинокому Солнечному богу.

2. Солнечный бог далек и непостижим.

3.  Находится далеко, но его свет достигает земли.

Свет:

4. Открывает для людей мир, делая его зримым и проходимым

5. Наполняет мир телесным присутствием, красотой бога

6. Открывает людям бога и одновременно скрывает его

7. Дарует всем глазам способность видеть

8. Оживляет все сотворенные существа

9. Является взглядом бога, которым он созерцает свое творение

Движение:

10. Является «работой» бога(восхождение/нисхождение по небу

11. Его ритмом бог создает время, вместе с временем и прошлое

12. Так же сроки жизни разных существ.

Таким образом, происходит демифологизация солнечной теории - из процесса движения светила по небу исключаются все дополнительные действующие лица, само оно получает множество различных толкований. Новое божество лишено человеческого обличия. Оно постоянно оживляет мир, заставляет его подчиняться себе, делает свою работу для людей, оживляя их для царя. Царь должен управлять миром для божества и доставлять ему все, что он пожелает. Понятие поместить бога в свое сердце стало доступно только царю и царице.

Аморанская теология ставит на место Амуна, в фиванской теологии – царя, а бог есть нечто высшее.

2.Хинаяна: вайбхашика и саутрантика. Васубандху о дхармах и классификации дхарм, сансаре и нирване.

Хинаяна в буквальном смысле означает «малая колесница». Этим термином обозначают южные буддийские школы. Малый путь предназначен исключительно для одного человека. Подразумевает единичное освобождение.

Хинаяна состоит из Выйбхашики и Саутрантики.

Вабхашики(представители непосредственного реализма) – комментаторская школа. «Сокровищница Абхидхармы» - важнейший памятник школы Вайбхашики.(автор- Васубандху).

Целиком отвергают знание сутр и признают только абхидхарму. Обращаются к опыту(знание, полученное путем контакта с объектом), который порождает неоспоримые свидетельства о природе вещей.

Основное понятие для хинаянских философов – дхарма. Утверждается, что все дхармы существуют. В вайбхашике существуют дхармы прошлого, будущего и настоящего. Ум и вещи реальны. Вещи существуют вне сознания. Они воспринимаются непосредственно.

Философия школы опирается на теорию дхармочастиц, поток сознания, реально существующие в прошлом, настоящем и будущем. Для каждой отдельной частицы пребывания в этих трех временах состовляет 1/75 долю секунды(вспышка дхармы). За это мгновение дхарма успевает возникнуть, произвести действие или войти в какое-то сочетание частиц и исчезнуть, уступив место следующей дхарме.

Саутрантика – школа хинаяны(сутровая школа). Основатель саутрантики - Кумарлата или Кумаралабха. Признают познаваемость мира с помощью вывода, признают реальность ума и внешних объектов, но у нас нет восприятия мира. Мы располагаем только знаниями в нашей голове, с помощью которых, делает вывод о существовании внешних объектов.

Знание объекта обнаруживает его отличительные особенности. Мир является внешним по отношению к сознанию. Наша вера в него основана на умозаключении. Для них реально только настоящее (реален лишь миг). Дхарма может вспыхнуть и потухнуть. Дхарма существует только в данный миг.

Утверждают, что без признания внешних объектов невозможно объяснить их иллюзорную видимость.

Восприятие зависит не только от ума, но и от других условий.

1. Воспринимаемый объект

2. Познающий ум.

3. Чувства, чтобы определить вид объекта

4. Вспомогательные условия ( свет, удобное положение)

В результате появляется копия или идея объекта в уме. Из этой идеи мы делаем вывод о существовании объекта.

Сансара- индивидуальное бытие в состоянии претерпевания. Сансара(вруговорот бытия, перевоплощение) – подчинение себя дхармама аффективности.

Нирвана(«затухать») – конечная цель человеческого существования, осуществление которой равнозначно окончательному уничтожению страданий; состояние сознания, в котором элемент потока сознания(дхармы) пребывает в покое. У всего есть своя причина, кроме нирваны.Нирвана ничем не сотворена и ничем не обусловлена, невоспринимаема органами чувств. Нирвана – это высшая цель всех живых существ. Нирвана – освобождение от страдания. Нирвана: 1. Свобода от желаний, страданий и привязанностей. 2. Освобождение от перерождения.3. состояние сознания, в котором элементы потока сознания(дхармы) пребывают в покое. 4. Высшая цель всех живых существ.

Дхарма – вспышки психо-соматической энергии, которые наполняют поток, входят в поток. И закон, и все, что им обусловливается (поток дхарм).

Классификация дхарм:

1.По группа соотнесения.

2.По источникам сознания.

3. По классам элементов.

В абхидхармической философии. Этим классификациям предшествует классификация всех дхарм на два вида: причинно-обусловленные (санскрита) и причинно-необусловленные (асанскрита).

· Причинно-обусловленные- существуют и возникают, поскольку человеческий организм и психика подчинены в своем функционировании закону причинно-зависимого возникновения. Данный тип дхарм делится на 5 групп: а) материя (рупа) ; б) чувствительность (ведана); в) идея (санджня); г)распознавание (виджняна); д) волевые акты/силы (санскара);

· Причинно-необусловленные (ансанскрита)- несвязанны с причинно-зависимым возникновением. Данный тип дхар включает в себя три дхармы: два уничтожения (ниродха, посредственное знание+ непосредственное знание) и акаша- эфирное пространство психического опыта с отсутствием материального препятствия. 

2.По Васубандху. С притоком аффективности и без притока аффективности.

· С притоком аффективности- саасрава. Причинно-обусловленные , за исключением «истины пути».

· Без притока аффективности.

3.Классификация по источникам сознания. Распределяет потоки дхарм по субъективному и объективному фактору в возникновении актов сознания.

4.Классификация по классам элементов. Рассматривает дхармы с точки зрения их родовых характеристик в динамике протекания психологической жизни противопоставленному времени астрономическому (кала).

Центральный тезис Вайбхашики: «все дхармы существуют реально». Центральный тезис Саунтрантики: «реальны лишь настоящие дхармы».

 

Билет 7










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 371.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...