Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Видов знания в джайнизме. Джайнская доктрина неоднородности: найявада и саядвада.




Джайнское учение о познание состоит из доктрины о достоверных источниках знания (прамана) и теории «неоднородности»(анэнантавада)

Виды знания(джняна)

1)Чувственное восприятие и логический вывод(мати)

2)Изучение священных джайн,писаний или слова,авторитетного человека(шрута)

3)Ясновидение(авадхи) –знание происходящего в других местах,событий ,явлений,только после освобождения от кармы.

4)Телепатия(манах-парья), т.е. чтение чужих мыслей. Возникает в случае преодоления кармы,которая мешает познанию. Достижима только человеком.

5)Всеведение (кевала-джняна) Открывает путь к мокше .Это высшая цель познания.Полное,совершенное знание.

Первые 3 могут быть как Истинными, так и Ложными. Последние две могут быть только И.

В результате правильного познания должно быть достигнуто, «благое воззрение»-необходимое условие,для освобождения. 

В познании необходимо ориентироваться на многомерность и многогранность реальности,учитывая в своих теоретических построениях множество точек зрения, поскольку сама действительность «неодносторонняя».

(Всякая однородность приводит к ошибке,ибо сама действительность неоднородна,многогранна.

Доктрина неоднородности включает в себя два раздела:

1)Учение о точках зрения(«Наявада»)

2) «Некоторым образом»(«Сьядвада»)

Наявада-познание вещей и их отношений с различных точек зрения

Наявада учит о возможности рассмотрения всякого предмета с этих точек зрения:

(1)Найгама –найяя –общеупотребительная,ненаучное выражение бытовой речи

2)Самграха-рассмотрение вещи,как принадлежащей к классу)

3)Вьявахара- обыденная,частная,подробная с точки зрения деталей

4) Риджисутра- пространственно-временная.С т.з. постоянного момента.Что мы делаем в данный момент времени.

5)Шабда- контекстуальная

6)Самабхирутха- этимологическая,подробности

7)Эвамбхута- фиксирует только одно значение корня слова применительно к данному объекту

 

Джайнская сьядвада(«сьяд»- возможно,некоторым образом)

Заключается в описании любого объекта с этой стороны:

1)Некоторым образом существует

2)Некоторым образом не существует

3)Некоторым образом сущ. и не сущ.

4)Некоторым образом неописуем

5)Некоторым образом сущ. и не описуем

6)Некоторым образом не сущ. и не описуем

7)Некоторым образом сущ., не сущ. и не описуем. Стрела для слепого человека.

 

Подобная ориентация на многомерность реальности и контекстуальность описания в сфере познания является выражением идеи ненасилия(ахимса)- главной идеи джайнского учения. Учитывая различные аспекты сущего в процессе познания и вынесения суждений,сознание «тем самым ненасильственно» воспринимает реальность,не нанося «вреда» ни одной из ее сторон или граней.

 

Билет 4

Представление древних египтян о человеческой природе и человеческом уделе.

Основные компоненты человеческой природы: Ах, Ба, Ка, Ха.

Ка – жизненная энергия человека, его двойник (рождающийся вместе с ним и определющий его судьбу). Изображался как человек, но с поднятыми вверх руками. Человек и его Ка похожи «как две руки» (соответствует русскому «как две капли воды»). После смерти человека двойник Ка обитает в его гробнице, ему приносят жертву в заупокоенную часовню. В то же время Ка живет на небесах.

Ха – эмпирическая сущность, тело(физическое тело человека).

Ба – сущность души человека, «жизненная сила» (духовная сущность, признающая уникальный характер личности). Ба образуется из совокупности человеческих чувств, желаний, эмоций.(Асирис - Ба бога Ра). Ба представлялось как нечто существующее после смерти человека и изображалось, как птица с человеческой головой. Ба и тело умершего человека были связаны. Ба мог отделиться от человека и перемещаться, существуя в загробном мире. Именно поэтому нужно бальзамировать умершее тело, чтобы сохранить его для Ба.

Ах – дух(«светлый», «просветленный», «блаженный») в загробном мире( просветление, которое обретается в Дуат). Также является составной частью души человека. Но, что он представлял из себя неизвестно. Изображался Ах в виде хохлатого ибиса.

Представления о загробной жизни у египтян менялись. В древнем царстве считали, что в царстве мертвых правит бог Инэп, отвечал за бальзамирование. В среднем царстве Инэпа сменил Осирис, он вершил суд над умершими. В Древнем царстве люди считали, что не нуждаются в постоянной поддержке богов. Для людей того времени характерен материализм. В Среднем же царстве все изменилось: люди стали больше внимания уделять загробной жизни, почитанию богов. Считалось, что существует некая связь человека с богом. Менялись отношения между людьми. Если в древнем царстве соц. иерархия была выражена очень ярко, то в среднем эта разница постепенно ликвидируется. Бедный имел такое же право на благосклонность бога, как и богатый. Все люди после смерти могли наслаждаться вечной жизнью как царь в древнем царстве. Умерший на суде мог говорить свободно. В среднем царстве большой вес имела категория маат (правда, справедливость). Царь творит Маат(порядок) и пытается уничтожить Исефет (беспорядок). В древнем Египте больше, чем в других странах древности предавали значение человеку.

(Ха - тело как физический компонент человека, Ба - душа прежде всего как источник жизненной силы, Ка - двойник (в частности, как дубликат человека в Дуат), Ах - дух (в частности, как светоносное духовное начало человека в Дуат). )










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 492.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...