Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вайшешика об универсуме, как комбинации 4х типов вечных атомов и «вездесущих» субстанций. Концепция творения и разрушения универсума.




Теория мироздания вайшешиков, пытаясь объяснить происхождение и разрушение мира, сводит все сложные вещи к четырям видам атомов- атомам земли,воды, огня и воздуха- и поэтому называется атомистической. Атомистическая теория вайшешиков дает объяснение лишь той части вселенной которая невечна, то есть является субъектом происходящего со временем возникновения и разрушения составных, сложных вещей. Вечные части вселенной- четыре рода атомов и пять субстанций (акаша, пространство, время, ум и душа)- на подлежат рассмотрению атомистической теории потому, что они не могут быть ни созданы, ни разрушены. Сложные же объекты, начиная с двойки, или первоначального соединения двух атомов (двьянука), являются невечными. Все сложные объекты образованы комбинацией атомов и разрушаются с их разъединением. Первоначальная комбинация двух атомов называется двьянукой, или двойкой, а комбинация трех двоек- трьянукой, или триадой. Согласно философии вайшешика, триада яляется минимальным воспринимаемым объектом. Атом и двойку невозможно воспринять с помощью чувств, они, следовательно, познаются с помощью логического вывода. Все разрушимые объекты физического мира и сам физический мир состоят их четырех видов атомов, соединенных в двойки,, триады и другие возникающие из них более крупные соединения.

Философы-вайшешики представляют мироздание в ощем следующим образом. Вселенная есть система физический предметов и живых существ, пребывающих в телах, наделенных чувствами, умом, интеллектом и самолюбием. Все это существует и взаимодействует в акаше (эфире). Порядок мира в целом есть моральный порядок, ибо жизнь и судьба всех индивидов управляются в нем не только физическими законами пространства и времени, но также всеобщим моральным законом кармы. В. Считают,что исходным пунктом создания или разрушения является воля верховного властителя (Махешвара), который правит всей вселенной. Властитель имеет склонность к созиданию такой вселенной, в которой единичные существа могли бы получить по заслугам надлежащую долю удовольствия или страдания. Из сочетания двоек и триад атомов воздуха возникает физ элемент- воздух, подобным образом приходят в движение атомы воды и образуется вещество вода, далее из движения атомов земли-земля и также свет. После этого поо мысли бога появляется зародыш вселенной из атомов земли и света. Бог одушевляет этот великий зародыш мировой душой- Брахмой, которая наделена высшей мудростью, отрешенностью и совершенством. Созданный мир продолжает свое существование в течение многих лет. Но он не может существовать вечно. Бог предусматривает освобождение от страданий всех существ на некоторое время. Это осуществляется богом посредством разрушения мира. Так период созидания сменяется состоянием разрушения. Периоды созидания и разрушения составляют полный, вечно повторяющийся цикл, называемый кальпа.

Процесс мирового распада представляет собой следующее. Когда с течением времени Брахма(мировая души), как и другие души покидает свое тело, у Махешвары появляется желание разрушить мир. Вместе с тем созидательная адришта- то есть невидимое моральное начало живых существ, противодействующее разрушительной адриште,- прекращает свою деятельность в пределах активной,поддающейся восприятию жизни. Когда в душах начинает действовать разрушительная адришта, она порождает движение атомов, составляющих их тело и чувства. Благодаря этому движению происходит разъединение атомов и следующий за этим распад тела и чувств. После разрушения тела и его чувств остаются только изолированные атомы. Точно также возникается движение в атомах, из которых образуется элемент земли и его последующее разрушение из-за их разъединения. Таким образом, происходит последовательное разрушение физических элементов: земли, воды, света и воздуха. Так распадаются и разрушаются все эти физические элементы, а также все тела и чувства. После этого остается лишь 4 изолированных друг от друга вида атомов (земли,воды,света и воздуха) и вечные субстанции: акаша, время, пространство, ум и души.

Билет  13.

Состав Авесты. Зороастрийский «символ веры» и главные молитвенные формулы.

Авеста дошла до нас в двух редакциях:

1.Сборник молитв на авестийском языке. Название сборника – «Вендидад садэ»-«Чистый Вендидад». Используется при богослужении. Так же сюда входят «Висперед», «Ясна».

2.Собрание тех же частей. Используется для сисематического изучения. Сопровождается комментариями на пахлевийском языке – «Зенд».

«Зенд - Авеста» - «Текст и толкование».

Состав Авесты:

1. Вендидад(Кодекс против дэвов) – свод законов, направленный на отвращение злых сил, дэвов и водворение праведности. Состоит из 22 глав. Содержит предписания об искуплении грехов.(Ахура-Мазда – добро; Анхра-Манью – зло). Основная идея Авесты: «Есть лишь один путь, это путь праведности, все остальное – беспутие»

2. Висперед(«Все владыки» - «гении благих существ») – молитвенные песнопения. По содержанию примыкает к «Ясне». Состоит из 24 глав(«кардэ»)

3. Ясна(«почитание», «ритуал») – молитвы, произносимые при жертвоприношении и богослужении, восхваления божеств. Состоит из 72 глав(«ха»), в том числе 17 глав – «Гат»(«песня») – наиболее древняя часть Авесты.

4. Яшты(«почитание», «восхваление») – хвалебные гимны. Состоит из 22 песнопений. «Яшты» отличается от «Ясны» тем, что каждая молитва посвящена только одному божеству.

5. Малая Авеста(«Харде Авеста») – краткие молитвенные тексты.

Зороастризм –одна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Заратуштры, полученном им от Бога Ахуры-Мазды. Основа учения – свободный нравственный выборчеловеком благих мыслей, благих деяний.

Ахура –Мазда («Господь мудрый») – верховный бог зороастрийского пантеона, в системе дуализма тождественный мировому Добру и противостоящий Анхра-Манью.

Две важнейших молитвенных формулы Авесты («Ахуна-Варья» и «Аша-Вахишта»):

1. «Ахуна Варья» - главная зороастрийская молитва. Заклинает Бога, чтобы утвердилась его воля и наступило его царствие.

2. «Аша-Вахишта»: Правда [Аша] есть лучшее благо. Счастье есть. Счастье тому, чья правда [соответствует] высшей правде. (Перевод Гарнцева М.А.) Аша-Вахишта – авест. «лучшая истина». Вторая по святости зороастрийская молитвенная формула.

Символ Веры:

- обещание жить правдиво, отречение от дэвов

- благословение мысли

- благословение слова

- благословение дела

- все благое в мире создано, принадлежит и исходит от Ахура-Мазды










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 360.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...