Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соотношение понятий Джет и Нехех в древнеегипетской мысли.




Билет 1.

 1. Эволюция гелиопольской теокосмогонии.

Гелиополь никогда не был столицей Египта. Однако космогоническая версия происхождения Гелиополя, сложившаяся в 5 династии, была распространенной, а главные боги гелиопольского пантеона были особенно популярны во всей стране. Египетское название города – Иуну(город столбов).

1. Вначале был Нун - бескрайняя, неподвижная, холодная и инертная жидкость, окутанная тьмой. Тысячелетия ничто не нарушало покой. Но однажды из океана воссуществовал Атум - владыка Вселенной. Вселенную по-прежнему сковывал холод, все было погружено во тьму. Атум искал место, на которм он мог бы встать. Тогда он создал Бен-Бен - первозданный холм.

2. Атум был холмом. Луг бога Ра достиг хаоса и холм ожил, став Атумом. Обретя под ногами землю, Атум стал думать, что сделать. Задумал он в своем сердце, потом выплюнул Шу (бог ветра, воздуха), изрыгнул Тефнут (влага) и воскликнул: «Да возрастут они». Атум вдохнул в своих детей РАРHРа. Но свет не был создан. Была тьма и дети Атума потерялись. Атум послал на их поиск свое око (солнце). Пока оно бродило по водной пустыне, бог создал свое новое око - Луну. Старое око возвращается. Атум заплакал от радости, его слезы упали на первозданный холм и так появились люди. Старое око разгневалось, увидев, что Атум создал ему замену. Тогда Атум взял его на лоб себе. Око стало хранителем Атума и установленного им и богиней Тефнут маат (мирового порядка).

 

Откровение бога жизни.

Тексты саркофагов, 80-е заклинание.

Заклинание 80 из текстов саркофагов относится к серии заклинаний, в которых речь идет о боге воздуха Шу и о стихии воздуха, понимаемой как ба бога Шу.

Бог, возникший сам по себе (Атум) рассказывает не о самом себе, а о своих детях (Шу и Тефнут)

Шу - жизнь, Тефнут - маат(Правда)

Нехех (полнота времени), Джет (неизменяемая вечность) – 2 космогонических принципа, пронизывающих собой «Все» (Атума).

 

Неспособность к действию – непереносимое состояние для Бога-творца. Возникновение мира есть чит? «прихождение в себя», переход от неспособности действовать и раслбаленности к самосознанию, воле, действию. В культуре эти два состояния передаются через зримые образы – «лежание» и «вставание».

Чарвака, как радикальная школа настики и ее основные тезисы.

Чарвака - материалистическая атеистическая школа инд. философ. учения, отрицающего авторитет Вед-настика.

Чарвака категорически отвергает авторитет Вед, не верит в жизнь после смерти, отвергает существование бога, в том числе Атмана-Брахмана. Строит свое мировоззрение на основе тезиса о первичности материи. Дхарм не существует, нет воздаяния за поступки. Чарвака утверждает, что сущесвует только один мир, воспринимаемый чувствами.

Последователи этой школы считают, что основа сознания заключается в их элементах(бхута): земля, вода, огонь, воздух. Из сочетания элементов возникло тело, также от их смешения возникло «Я»; то, что называется душой, неотделимо от тела, растворяется в нем. Когда элементы распадаются, сознание исчезает. Душа есть тело, особенностью которого является сознание.

Смысл жизни человека-получение удовольствия. Не стоит из-за боязни страдания отвергать удовольствие.

Отрицается существование судьбы, так как все в мире совершается в силу внутренней природы самих вещей.

 

Билет 2.

Памятник мемфисской теологии.

В Египте существовало несколько теологических школ. Одна из них мемфисская. Мемфис некоторое время был столицей. Птах – главный бог мемфисского пантеона.

Хет-Ка-Птах- изначальное название Египта- дом бога Птаха.

«Вначале было слово и слово было у Бога, и слово было Бог»

Творение выражается так: мысль, посетившая сердце бога, и произношения повеления воплощают ту мысль в реальность.

Сердце - орган, в котором зарождается мысль.

Язык - орган, который превращает эту мысль в реальность.

Данная концепция создавалась с целью ассимилировать гелиопольскую теокосмогонию и таким образом превзойти ее. Это ярко выражено в том, что Птах породил Атума (главный бог гелиопольск. теокосмогонии)

Эннеада (девятка) богов – это губы и зубы Птаха. Всюду, где присутствует мысль и повеление –творит Птах.

Произнесение имени- это само творение (Шу и Тефнут были названы Птахом и тем самым появились на свет)

«Девятка создала зрение, слух ушей, дыхание носа, чтобы они осведомляли сердце. Ибо это именно оно дает выходить всякому знанию , а язык повторяет все задуманное сердцем.»

Так были созданы духи Ка и определены духи Хемсут,которые творят всю пищу и еду.

О Птахе было сказано так: «Тот, который создал Атума и произвел богов.»

Птах родил богов, создал города, номы, поставил богов в их святилища, учредил жертвы, создал их тела по желанию их сердец.

Джайнизм и его история. Джайнское учение о субстанциях, их существенных и привходящих признаках.

Джайнские учения связывают с именем 24 тиртханкаром(проповедником) Джина(победитель) Махавиры, он завершил плеяду джайнских тиртханкаров. Его деятельность относится к 6-5 вв до н.э.

История Джины Махавиры во многом сходна с историей Будды.Согласно преданию 11 его учеников создали после его смерти 12 книг Джайнизма + 14 «лекций» учителя.

В дальнейшем последователи джайнизма разделились на

1)Дигамбаров(одетые в стороны света)

2)Шветамбаров(одетые в белое)

Джайнское учение можно охарактеризовать как плюралистичский реализм. Признает существование мира вещей в независимости от человеческого сознания.Еще в чреве матери Джива Махавира начал практиковать Ахимсу –не навреди живому.После смерти родителей в 30 лет начал жизнь аскета, Его цель-освобождение.

Джайнское учение о субстанциях.

Субстанция – это сочетание текучести и самотождественности. Суть субстанции – ее неизменность.Субстанция обладает 2 видами признаков: существенные и привходящие. Существенные признаки принадлежат субстанции до тех пор, пока она существует. Без них субстанция перестает быть тем, чем она является.(сознание является существенным признаком)

Привходящие признаки непостоянны. Принадлежат субстанции на время.

(желания,воля,наслаждение,страдание,)

Подвергаются изменениям -модусы.Существенные признаки – «гуна», привходящие –«парьяя».

Учение о 5 субстанциях:

1) Джива –все живое, живая душа;

Аджива- противопоставление дживе

2) Путгала- вещество;

3) Акаша- эфирное пространство;

4) Дхарма-условие движения;

5) Адхарма-условие покоя;

6) Кала-время.

Душа(джива)- обладающая сознанием субстанция.Сознание –сущность земли.Душа вечна.Подобно свету душа пронизывает все тело.

Материальные субстанции могут соединяться и разъединяться.

Пространство дает место протяженности(пространство:пустое и протяженное)

Дхарма и Адхарма- условия движения и покоя(лишенные формы,пассивные субстанции)

Помимо атрибутов и модусов субстанция имеет характеристики:

1)возникновения

2)пребывания

3)исчезновения 

Они относятся не к природе сущности а лишь к ее проявлениям.

 

Билет 3.

Соотношение понятий Джет и Нехех в древнеегипетской мысли.

Представление о полноте времени в Египте выражалось двумя словами «джет» и «нехех». В совокупности обозначало что-то вроде объединенного двойного времени. Каждое из слов отчасти заключает в себе смысл и значение наших слов «время» и «вечность.»

В 17 главе египетской «Книги мертвых» выражение «все сущее» идет от «джет» и «нехех».

Наиболее близки эти понятия паре слов «изменчивость» и «завершенность». По-египетски изменчивость –хепер, завершенность-тем. Эти два понятия воплощены в богах Хепри(становящийся)и Атуме(Завершенный). Хепри- нехех, Атум- джет.

О времени «нехех» говорят, что оно идет. Это время, как непрерывный поток времени (дней,месяцев,лет). Сходно с нашим понятием времени.

О времени «джет» говорят, что оно «пребывает» , «продолжается», «длится».Это время,в котором сохраняется завершенное то,что осуществилось в потоке времени «нехех» и теперь перешло в другую форму времени, в котором нет изменчивости и движения. Продолжение бытия, того что уже завершилось.

Осирис является богом временного аспекта «джет». (он даже именуется так в некоторых текстах). Осирис – бог умерших.Он царит в том временном измерении, где пребывает в неизменном и непреходящем состоянии все, что уже закончило свое бытие под лучами солнца, в измерении другого бога. Этот бог- солнце. Солнечного бога называют нехех, желая подчеркнуть, что он все время находится в движении. Время, по представлению египтян ,сочетает в себе «время Солнца» и «время Осириса».

Джет- завершенная всевременность в загробном мире, в царстве Дуат.

Нехех – вчера, сегодня,завтра. Было, есть, будет.

Джет- продолжение бытия того, что уже завершилось.

Нехех- изменчивость и поступательное движение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 378.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...