Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Санкхья и ее история. Понятие пракрити и пуруши в классической санкхьи. Учение о трех гуннах.




Творец системы санкхья - мудрец Капила. Первой работой школы санкхья принято считать "Санкхья-сутру" Капилы. Но т.к. она была очень краткой, Капила написал более подробную работу "Санкхья-правачана-сутра". Самым ранним дошедшим до нас авторитетным источником по философии санкхья является работа Ишвара-Кришны "Санкхья-карика".

"Санкхья"-гл."считать"

1. Пракрити- первопричина, воплощение активности, без умственного зрения(слепой).

Доказательство сушествования пракрити: А). Все отдельные элементы мира ограничены и взаимосвязаны, поэтому должна быть неограниченная и независимая причина их бытия. Б). вещи должны иметь общую причину. В). Все следствия порождаются деятельностью некоторой причины, содержащей в себе возможность их возникновения.

Пракрити состоит из трех гун: саттва, раджас, тамас.

В санкхье гуной называется составной элемент, или компонент, а не атрибут, или качество. Гуны невоспринимаемы. Заключение об их существовании делается на основании наличия объектов, являющихся их следствиями.

А). Саттва лежит в основе удовольствия, легкого и светлого.
Б). Раджас - природа страдания, в также подводном им и побуждения.
В). Тамас - природа безразличия, а также всего тяжелого и свертывающегося.

Гуны находятся как в конфликте, так и в содружестве друг с другом. Они вечно изменяются и преобразуются

2. Вторым признаваемым школой санкхья типом первичной реальности является Селф(я). Пуруша- понятие, связанное с Селф, зримый разум, сознание.

Пассивный, но зрячий Пуруша+Пракрити(слепой)-саньйога(соприкосновение) До соприкосновения→Гуны начинают вибрировать→возникают продукты эволюции→начинается история универсума.  

Пуруша+пракрити+13 карм+5 органов чувств+5 органов действия=25 элементов(универсум)



Билет 14

Описания Ахура-Мазды и Анхра-Манью в Авесте. Дуализм добра и зла. «Аша».

Авеста- священная книга в зороастрийской религии. Характернейшей чертой зороастризма является его резко выраженный дуализм — признание в мире двух начал, доброго и злого, борьба которых и составляет содержание существования мира.Дэвы – злые духи, асуры – добрые духи, которых нужно почитать.

Ахура-Мазда- верховное божество иранского пантеона, имя которого можно перевести как «Высшая Мудрость». В проповеди Заратуштры он был провозглашен единственным Творцом неба и земли. В системе дуализма тождественный мировому добру и противостоящий Анхра-Манью. Анхра-Манью- злое начало.

Ормазд(Ахура-Мазда) и Ахриман(Анхра-Манью) – это противопоставление добрых и злых сил. Ахура-Мазда «был, есть и будет». Анхра-Манью «был, есть и не будет». Эта формула предполагает конечность злого духа. Отец двух близнецов(Анхра-Манью и Ахуры-Мазды) Зурван(время). Зурван акарана- вечное время, Зурван дарахвадата- конечное время. Зурвн- двуполое существо, бог времен и судеб. Захотел родить Ормазда, но засомневался, что у него получится. Тогда в чреве зародился Ормазд и Ахриман. Узнав об этом, Зурван поклялся отдать власть перворожденному. Ормазд знал это и рассказал о клятве Ахриману, тот порвал бок и тогда 10000 лет на земле правило Зло, но потом воцарилось Добро (Ормазд).

Все пространство делится на 2 части: одна часть – бесконечный свет, область добра и Ахура-Мазды, другая – бесконечная тьма, область Зла и Ахримана.

Злой Дух — Анхра-Манью в борьбе с Добром обладает войском, которое по силе и структуре соответствует войску Ахура-Мазды. Постепенно в зороастрийской литературе выработалась даже точная система соответствий, где каждому божеству противостоит определённый дэв. К первоначальным противопоставлениям относится Воху-Мана — Ака-МанаЗлая Мысль»), и основное противопоставление всего зороастризма: с одной стороны АшаПравда»), а с другой —ДруджЛожь»); мир Ахура-Мазды — мир Правды, мир Анхра-Манью — мир Лжи.

Основную силу в войске Ахримана составляют дэвы. Заратуштра загнал под землю всех дэвов, которые ранее ходили по земле в человеческом облике. Теперь их место — под землёй, в горах и пещерах и, конечно, в первую очередь на севере — там, где живут кочевники — почитатели дэвов. Большая часть легиона дэвов оформилась уже позднее, путём олицетворения бед, несчастий и пороков и противопоставления добрым божествам.

Анхра-Манью будет побежден на исходе человеческого времени войском Спасителя-Саошьянта, стоящего во главе всех душ живших когда-либо праведников. Мифическая история зороастризма завершается очищением, после которого что-либо причастное злому началу не может существовать на свете, таким образом, дуализм становится прошлым и наступает всеблагое царствие Ахура-Мазды.

«Аша»:

Слово «Аша» — это авестийское понятие, переводится на современный язык как «Истина, «Правда». В индоиранской религии Аша — это, главным образом натурфилософское понятие: наиболее глобальный и общий закон мироздания, регулирующий восходы и заходы Солнца, смену времён года, «воскресение» и «умирание» природы и т.д. Однако в индоиранскую эпоху этот термин имел также социальное и этническое содержание. Понятие «Аша» включало существующий иерархический уклад общества, справедливость, верность договорам и др. В учении Заратуштры нравственно-этическое содержание понятия «Аша» становится главенствующим. В «Гатах» и «Младшей Авесте» Аша — персонификация приверженности зороастризму, соблюдения триады «благие мысли, благие речи, благие дела» в личностном и социальном плане. Написание «Аша» передаёт традиционное (жреческое) произношение. Западные диалекты древнеперсидского языка (близкого к древнему арийскому) передают понятие Аша в форме Арта (например, страна Артания у славян). В «Младшей Авесте» понятие Аша иногда персонифицируется как божество Арштата. В системе дуализма Аша противопоставляется Друджу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 360.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...