Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виджнянавада как школа махаяны. Виджнянавадины о «только-сознании», о «бессамосности» личности и дхарм и о «сокровищнице-сознаний».




Виджняна переводится как сознание, либо распознавание. Отрицание реальности объектов внешнего мира, но признание реальности сознания.

Виджнянаваду относят к махаяне (большая колесница, предусматривает групповое освобождения (пробуждение)). Йогачары в отличие от мадхъямиков считают сознание реальным. Реальность сознания должны быть признана хотя бы, потому что без него невозможно правильное мышление. Только сознание реально. Внешние реальности не существуют. Условия определенного момента превращают определенную цель в зримую, делают ее осознанной и живой. Сознание, как вместилище всех идей вещей называется алая-виджняна («сокровищница-сознания»)- является неземной субстанции. Аффекты не могут быть уничтожены сами по себе, без радикального переформирования всего поля сознания. Именно «сокровищница-сознания» должна подвергнуться полной трансформации. Трансформация сознания вела к обретению нирванистического состояния в данной жизни и устранению аффектов. В сансарном состоянии «сокровищница-сознания» обуславливал индивидуальность психики. Но в момент достижения просветления все субъективное в нем полностью уничтожалось. Объект, рассматриваемый как плод ментального конструирования объявлялся нереальным, но мысль об объекте, осознание объекта с неизбежностью должны быть признаны реальными. В ходе религиозно-духовной практики сознание объекта должно было быть подвергнуто преобразованию. В следствие этого выдвинулся принцип «только-сознание».

Нельзя доказать, что вещи существуют вне нашего сознания- не существует ничего,кроме сознания того, что ничего не существует. Все нереально, а но факт сознания нереальности- реален.

Бессамостность (найратмья) личности и дхарм в вижднянаваде - то же, что пустотность (шуньята) их в мадхьямике, т.е. несубстанциальность, бессущностность.

 

Билет 9

Шумерское сказание о потопе.

«Сказание о потопе». Единственная таблица (обнаруженная в Нипур) дошла до нас в очень плохом состоянии. В связи с этим в документе отсутствуют несколько важных частей. Однако мы можем восполнить утраченная по более поздней вавилонской версии мифа о потопе, упоминавшегося в эпосе о Гильгамеше и в легенде об Атрахасисе.

Начало текста до нас не дошло , но судя по всему там говориться, что земля уже была организована, боги установили на ней мир и порядок и создали людей. Мы также не знаем ,почему боги наслали на людей потоп ( некоторые предполагают, что причина заключается в ослабшей вере в могущество богов). Доступный для понимая текст начинается с того момента, где некое божество (исследователи предполагают ,что это Эйя (Эа)- покровитель людей, демиург, бог подземных вод) сообщает остальным богам о своем намерении спасти человечество, считает, что спасшиеся люди построят храмы в знак благодарности. Следующие несколько строк также плохо сохранились, так что мы точно не знаем, что он делал. Далее, миф переносит нас в прошлое. Повествует о сотворении всевозможных живых четвероногих тварей. Далее рассказывается о том, как была ниспослана царская власть, а также созданы 5 старейших городов. Потом нить происходящего снова обрывается. Скорее всего в ней говорится о грехах людей, за что на них наслали потоп. Далее речь идет о том, что на совете богов принято наслать на землю потоп. Но не все с этим согласны.  Инанна плакала  о своем народе. Эйя хочет спасти свой народ. Зиусудра ,одно из главный действующих лиц мифа, предстает как набожный и богобоязненный царь. Во всех своих делах руководствуется указаниями, полученными от богов (сновидениями и предсказаниями). Он слышит голос Бога, скорее всего Энки, который предупреждает его о намерении богов. К сожалению, следующие строки тоже отсутствуют. В них, судя по всему, содержались инструкции Зиусундре относительно постройки нового корабля. Эти же мотивы мы находим в вавилонской версии мифа и в Библии. В течение 7 дней и 7 ночей на земле бушует буря такой силы, что даже боги страшатся ее. Наконец, на небе появляется Бог Солнца (Уту), который осветил и обогрел землю. Зиусудра принес ему в жертву волов и овец. Последние строки мифа повествуют о том, что Зиусудра получил в дар вечную жизнь и боги перенесли его ( а по некоторым версиям и его жену) в аналог библейского райя- Дильмун. «Сказание о потопе» просуществовало тысячелетия. Легенда о потопе вошла в мифологию и религию многих народов. Благодаря Библии оно стало достоянием многих монотеистических религий (христианство и тд), где является одним из центральных сюжетов. «Сказание о потопе» остается ценнейшим реликвией истории шумерской цивилизации. По сей день привлекает ученных всего мира. 

Логический реализм ньяи: учение о 16 падартхах.

«Ньяя»- означает правило, царский указ, логика. Ньяя являет собой не просто логику, но полную эпистемологию (научное знание) объясняющую психологические, логические, метафизические и теологические вопросы. Основатель учения- Гаутама Акшапад. У истоков лежит ньяя-сутра. Логический реализм ньяя выражен в том, что их взгляд на мир основан не на вере,а на логике и критическом мышлении. В соответствии с этим они считают, что наивысшую цель в жизни (освобождение) можно достичь только через правильное познание реальности. Реализм теории ньяя опирается на теорию познания, являющуюся логической основой всякой философии.

Ньяики выделяют 16 падартх:

1.Прамана (путь всего истинного познания, источники достоверного знания).

2.Прамея (нечто познаваемое; объекты, имеющие значение для освобождения).

3.Саншая (сомнение, состояние неопределенности ).

4.Прайоджана (цель, ради которой или чтобы избежать которую совершается действие).

5.Дриштанта (бесспорный факт ,иллюстрирующий общее правило).

6.Сиддханта (догма, то, что признается истинной в данной системе, школе).

7. Аваява (член силлогизма).

8. Тарка (гипотетический аргумент, косвенный способ обоснования заключения).

9. Нирная (уверенность в правильном решении проблемы, определенное знание о чем-либо).

10. Вада (дискуссия, ведущаяся по всем законом логики с целью отыскания истины).

11.Джалпа (спор,без желания достичь истины) .

12. Витанда (спор, в котором оппонент ничего положительного не выдвигая пытается опровергнуть чужие суждения).

13. Хетвабхаса (означает хетту,т е причину, которая кажется, но не является достоверной причиной).

14.Чхала (нечестный ответ, которым хотят опровергнуть утверждение, придав ему не тот смысл).

15. Джати (уклончивый и изворотливый ответ).

16. Ниграхастхана (основа поражения в споре).

 

Билет 10

Описание изначального состояния мира в Аккадском теокосмогоническом эпосе «Энума Элиш».

«Энума Элиш»- «когда вверху». Поэма описывает изначальное состояние мира, еще до рождения первых богов. Изначальное описание мира: вводный хаос, отсутствие идеи неба над головой, не было земли внизу, ни единого островка, никакого бога.

Божество пресных подземных вод Апсу соединяется с божеством соленых морских вод Тиамат→ осажают ил (Лахму и Лахаму)→новая земля : горизонт (Аншар и Кишар)→два диска (небо+земля)- разделены насильно.

Апсу (водный хаос)           Тиамат (божество соленых морских вод)

Лахму+ Лахаму (ил в первородном океане).

Аншар + Кишар (горизонт, небесная и земная окружность)

Ану (бог небес)

Нудишмуд («созидающий», Энки/Эйя) бог мировых пресных вод.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 354.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...