Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Джайнские этика и сотереология: «три жемчужины» добродетельной жизни и пять великих обетов.




Джайнская этика в «сжатом виде» выражается «Тремя жемчужинами» («Три ранга»):

1. Правильное знание (самьяг джняна) – знание реальности, которое можно получить, изучая теории тиртханкаров – учителей, которые уже достигли освобождения. Правильное знание – знание всей истины, которая достигается устранением карм.

2.  Правильное видение ( самьяг даршана) – уважение к истине( шраддха)

3. Правильное поведение ( самьяг чаритра) – контроль страстей, чувств, мыслей, речей, действий, воздерживание от дурного и выполнение справедливого(в том числе пяти великих обетов)

«Три жемчужины» ведут к спасению, освобождению души от зависимости и от перерождений. Главная цель – достижение совершенства.

Пять великих обетов:

1. Ахимса – ненасилие. Воздержание от насилия по отношению ко всем живым существам. Неповреждение жизни другого следует из идеи потенциального равенства всех душ и принципа обратности ( золотой закон нравственности)

2. Астея – воздержание от воровства (неворовство). Собственность другого священна, благополучие – внешний покров жизни. Следовательно, нарушая благополучие, причиняешь вред жизни.

3. Сатья – нелживость, воздержание от лживости, высказывание доброй правды, преодолевание привычки насмехаться.

4. Брахмачарья – целомудрие. Воздержание от следования своим слабостям, в том числе, воздержание от брака.

5. Апариграха – воздержание от всех привязанностей к чувственным объектам, быть отрешенным.

Соблюдение пяти великих обетов ведет к четырехстороннему совершенству – безграничное познание, вера, сила и блаженство.

Однако, наиболее эффективным средством для достижения освобождения души, от кармической зависимости является медитация. Благодаря аскезе джива может стать освобожденной душой, сиддхой(достигшей) и больше никогда не воплощаться.

Освобождение в джайнизме является единственным состоянием души, в котором джива полностью проявляет свое чистое сознание и пребывает в вечном блаженстве всеведения. Однажды достигнув мокши, душа уже никогда не возвращается в круговорот рождения смертей.

Билет 5

Категория Маат в древнеегипетской мысли.

Маат – «порядок», «справедливость». Слово Маат передает идею разумного порядка, управляющего всем и охватывающего весь мир.

Отклонение от Маат – Исефет(беспорядок).

Когда мир входит в состояние беспорядка он уже не соответствует Маат. Смысл и порядок пребывают там, где есть изобилие. Маат – первозданная полнота смысла, проявляющаяся в изобилие и справедливости. (Там, где все обеспечены, нет угнетенных, ни один человек не совершит насилие над другим человеком, никто не должен страдать.)

Изначально, прерогатива творить Маат была у царя, но по факту это была общая миссия всех людей.

Царь вершит Суд и умиротворяет богов, тем самым способствует утверждению маат.

Царь владеет двумя божественными силами (которые являются живым орудием бога-творца). Сиа («понимание») и Ху(«действенное слово»). Сиа помогает царю постичь первозданную полноту смысла и запечатлить ее в своем сердце. Ху дает его словам силу мгновенно превратиться в действительность. «Полнота» тподразумевает изобилие земных плодов и их справедливое распределение. О первом заботятся боги, о втором - царь.

Культ состоит в том, что царь подносит богам Маат. Под маат здесь понимается хвалебная песнь, описывающая изначально свойственную творению полноту смысла и посредством действенного слова Ху, воплощает ее в действительность.

Ху – стремление бога творца к изобилию («полнота»), выражающее себя в слове, Маат – изобилие(«полнота») хорошо организованного и обеспеченного сотворенного мира, которое «подносится» Богам посредством культовой хвалебной песни, а в мире людей постоянно поддерживается посредством созидающего справедливость судейского слова. Маат – смысл, который царь постигает с помощью Сиа и изрекает с помощью Ху.

Поэтому египетское представление о религии можно выразить как «творить маат». «Творить Маат» - это означает приносить жертвоприношение, кормить умерших. Все это делает царь. Царь творит Маат и уничтожает Исефет.

Маат:

1.порядок.

2.справедливость(доброе начало+Джут)

3. Ху+Сиа

4. Царь творит Маат и пытается уничтожит Исефет.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 384.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...