Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?




Вынося эти вопросы на референдум, законодатели рассчитывали, что в результате ухудшения экономического положения избиратели выразят недоверие политике президента и ему самому. Однако при подготовке референдума всего за три недели президентская сторона сумела заручиться поддержкой многих популярных людей, в первую очередь, из среды творческой интеллигенции. Через контролируемые электронные средства массовой информации исполнительная власть создала устойчиво-негативный образ Верховного Совета и Съезда народных депутатов как политического центра контрреформаторских сил, стремящегося вернуть страну к доперестроечным порядкам.

Референдум, проведенный 25 апреля 1993 г., показал, что 58,7% высказались за доверие президенту, 55% одобрили социальную политику президента и правительства. Основная масса населения страны высказалась против идеи досрочных выборов, как президента, так и парламента. Выраженная на референдуме поддержка курса реформ, проводимого правительством, стала той основой, которая позволила продолжить подготовку про­екта новой Конституции. Она была призвана утвердить президентскую республику и создать сильную исполнительную власть.

Политические оппоненты Б.Н. Ельцина предприняли ответные меры для нейтрализации развернутого конституционного процесса. Так вице-президент А.В. Руцкой начал громкую кампанию по обвинению высших государственных чиновников в коррупции. Председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов отказался участвовать в работе конституционного совещания, открывшегося в Москве 5 июня 1993 г. и избрал тактику блокирования президентских инициатив путем использования межпарламентских организаций в рамках СНГ, заявляя о необходимости восстанов­ления СССР.

Конфликт все более и более локализовывался как верхушечное явление, хотя обе противоборствующие стороны, пытаясь доказать собственную легитимность, обращались за поддержкой к населению. Политическая же активность общества значительно упала, что служило наглядным свидетельством олигархизации российского политического процесса. Многочисленные изменения, вносимые в Конституцию страны, уже не могли разрешить глубинных политических противоречий, а принятие новой Конституции блокировалось парламентом, который стремился сохранить свою роль ведущего политического института. В конечном результате, отказавшись от политико-правовых методов урегулирования конфликта, обе противоборствующие стороны прибегли к силовым методам.

Конфликт на высшем уровне государственной власти России активно использовали наиболее активные прокоммунистические силы, стремящиеся взять политический реванш - «Фронт национального спасения», Движение «Трудовая Мос­ква» и другие. Они инициировали многочисленные митинги и марши протеста, которые состоялись 23 февраля, 1 и 9 мая 1993 г. Зачастую эти акции сопровождались столкновениями с силами правопорядка, что влекло за собой человеческие жертвы. Парламентская оппозиция активно использовала массовые мани­фестации коммунистов и радикалов для дестабилизации президентской власти и блокирования экономических реформ.

Исходя из сложившейся в обществе кризисной обстановки, 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин вновь выступил по телевидению с обращением к народу, в котором объяснил сложившуюся ситуацию в стране. В тот же день был подписан президентский Указ №1400 «О поэтап­ной конституционной реформе». В нем Президент постановил прервать осуществление Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации законодательных, распорядительных и контрольных функций, назначить выборы в Государственную Думу Федерального Собрания на 12 декабря 1993 г., наделить Совет Федерации функциями палаты Федерального Собрания.

Указ Б.Н. Ельцина о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов противоречил Конституции и вызвал ожесточенное сопротивление наиболее агрессивной части депутат­ского корпуса. На созванном 23 сентября Х Съезде народных де­путатов, несмотря на отсутствие кворума[146], было объявлено о досрочном прекращении Б.Н. Ельциным президентских полномочий и о возло­жении их на А.В. Руцкого. Действия Б.Н. Ельцина были оценены съездом как государственный переворот. Депутаты назначили силовых министров из лиц, ранее отстраненных главой государства от должностей, и решили обо­ронять здание Верховного Совета, который фактически был блокирован силами МВД. А.В. Руцкой, возглавивший оборону здания, занял бескомпромиссную позицию и ответил отказом на требование о сдаче оружия. Апогеем кризиса стали агрессивные действия национал-коммунистической оппозиции во главе с А.М. Макашевым, организовавшей прорыв отряда боевиков в центр города и попытку вооруженного захвата Останкинского телецентра в ночь с 3 на 4 октября 1993 г.

Утром 4 октября в Москву были введены тан­ковые части Московского военного округа, которые с помощью специальных ­подразделений МВД во второй половине дня штурмом овладели зданием Верховного Совета, арестовав Р.И. Хасбулатова, А.В. Руцкого и некоторых других оппозиционных депутатов.

Одной из главных причин поражения парламента в противостоянии с исполнительной властью стала попытка его руководства опереться не на элитные группы, вовлечь их в конфликт в качестве активного участника. Это грозило нарушить сложившийся механизм развивающегося политического процесса, таило в себе опасность того, что существующие элиты утратят решающую роль в разработке и принятии политических решений. Именно поэтому эти группировки, первоначально оказавшие поддержку руководству Верховного Совета, затем от нее отказались.

В период «августовской республики» стало очевидно, что развитие страны вступило в новую фазу:

- демократическое движение, сыгравшее решающую роль в уничтожении тоталитарного режима и подавлении августовского путча, стало постепенно отходить от выработки и принятия ключевых политических решений;

- реальная власть сосредоточилась в руках административной и хозяйственной бюрократии, новой финансовой элиты, чьи усилия были направлены на приспособление демократических институтов к узко групповым интересам элитных слоев;

- произошло резкое снижение политической активности населения, которое увидело стремление новой бюрократии к переделу государственной собственности в своих интересах;

- борьба за собственность вызвала целую серию конфликтов между элитными группировками, что, в свою очередь, повлияло на эффективность функционирования институтов государственной власти, способствовало падению производства, росту инфляции и ухудшению уровня жизни населения.

Тем не менее, несмотря на политический кризис, продолжавшийся практически весь 1993 г., в сфере экономики продолжались широкомасштабные рыночные преобразования. Проходило акционирование предприятий, приватизация государственной собственности, активно велась борь­ба с инфляцией, которая стабилизировалась к декабрю на уровне 15-17% в месяц. Правительство предпринимало активные попытки по сдерживанию падения курса рубля по отношению к мировым валютам, неоднократно проводилось централизованное увеличение размеров заработной платы в бюджетной сфере, наметилась тенденция на ликвидацию дефицита государственного бюджета. Большое значение для укрепления российского рубля имело решение Центрального Банка России об изъятии с 26 июля 1993 г. из обращения го­сударственных казначейских билетов Банка СССР образца 1961-1992 гг. Это решение оказало боль­шое влияние на финансовые отношения России с бывшими рес­публиками СССР, ускорив введение ими национальных валют.

Радикальные перемены, происшедшие в стране во второй половине 80-х - начале 90-х гг.не могли не затронуть науку, культуру, образование и вызвали в обществе духовный кризис. Каждая из противоборствовавших в эти годы политических сторон пыталасьобвинить в нем своих оппонентов. На самом же деле его наступление было связано, главным образом, с болезненной сменой тра­диционных мировоззренческих установок, крушением веры и надежд многих россиян в утопическую идею коммунизма, переходом прежде «монолитного» в идейном отношении общества к плюра­лизму идеологии и творческих концепций.

Отвергнутый принцип «социалистического реализма» породил «вакуум» в искусстве, что привело к утверждению непривычного и казавшегося тогда заманчи­вымпостмодернизма[147] и концептуализма[148], оказавшихся известными и интересными лишь узкому кругу ценителей. Те же произведения культуры, которые в эти годы получили международное признание, например премии «Оскар» был удостоен фильм Н.С. Ми­халкова «Утомленные солнцем», специаль­ным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С.В. Бодрова «Кавказский пленник», были созданы именно в традиционном реалистическом стиле.

Несмотря на серьезное падение объемов кинопро­изводства, в начале 90-х гг. вышли в свет такие получившие широкое признание картины, как «Луна-парк» П.С. Лунгина, «Анкор, еще анкор!» П.Е. Тодо­ровского, «Окно в Париж» Ю.Б. Мамина, «Сны» К.Г. Шах­назарова и другие. В основе этих произведений лежали попытки порой ироничного ос­мысления прошлого и настоящего России, причин, приведших страну к тяже­лым испытаниям в конце XX века.

Российская литература обогатилась новыми произведениями В.П. Аксенова («Желток яйца»), В.П. Астафьева («Прокляты и убиты»), Г.Я. Бакланова («Свой человек»), Б.Л. Васильева («Капля за каплей»), А.А. Вознесенского («Аксиома самоиска», «Рос­сия Воскресе»), Е.А. Евтушенко («Не умирай после смер­ти»), Ю.М. Нагибина («Бунташный остров»), А.И. Солженицы­на («Красное колесо»).

С успехом прошли персональные художественные выставки И.С. Глазунова и А.М. Шилова. Яркими события­ми культурной жизни Москвы и Санкт-Петербурга стали многочисленные художественные выставки, а в музее изобразительных ис­кусств им. А.С. Пушкина россияне впервые смогли увидеть уникальные коллекции мировых сокровищ - «Золото Шлимана», «Фаберже» и другие.

Значительные средства стали выделяться правительством на реставрацию памятников российской культуры. Была капитально отреставрирована Третьяковская галерея, завершена полная реконструкция цирка на Цветном бульваре, возрождены центральные исторические части крупных городов. В Москве начал воссоздаваться взорванный в 30-е гг. Храм Христа Спасителя, многочисленные церкви и мо­настыри.

В то же время развитие культуры в условиях пере­хода к рынку имело и другую, также весьма важную сторону. Начало перехода к рынку, жесткаямонетаристская политика первых лет реформ поставили в наиболее тяжелые условия именно тех, кто в прежние годы был наиболее горячим сторонником перемен - интелли­генцию, деятелей науки, культуры, образования.

Особо противоречивые процессы протекали в сфере культуры. С одной стороны, деятели отечественной ли­тературы, искусства получили то, за что они активно боролись - свободу творчества, ликвидацию партий­ного контроля, цензуры. Но, с другой стороны, после­довало резкое падение общекультурного уровня насе­ления. Многие деятели культуры с целью элементарно­го выживания устремились зарабатывать деньги, оста­вив традиционное ремесло, прекратив творческую дея­тельность. В условиях сокращения финансирования отечественной науки и образования началась массовая эмиграция из страны деятелей отечественной науки и культуры, приведшая к оттоку многих лучших умов и талантов. Интеграция в мировую цивилизацию обернулась не только зна­комством с поистине выдающимися произведениями мировой культуры. В страну хлынул мощный поток низкопробных подделок, вовсе не способствую­щий формированию вкуса и высоких нравственных ка­честв молодежи. Это, в свою очередь, привело к размыванию многих черт тради­ционной для россиян морали и в немалой степени способствовало росту преступности и падению нравов.

Претерпела изменения и политика в области обра­зования. «Закон об образовании» ликвидировал одно из выдающихся завоеваний прежней системы - обязательное всеобщее среднее образование. Вмес­те с тем, новые власти добились отхода учителей и учащихся от единообразия и идеологизированности учебного процесса. Появились многие новые учебники и учеб­ные пособия, в которых смело ставились и решались актуальные проблемы по различным научным направлениям. Были, конечно, и такие книги, в кото­рых по издавна сложившейся в России традиции, в угоду новой конъюнктуре плюсы быстро менялись на минусы и наоборот. Появились и новые типы учебных заведе­ний - гимназии, лицеи, колледжи, частные универси­теты. Правда, зачастую желание получить быструю прибыль от платных образовательных услуг входило в неизбежное противоречие с главной задачей новых типов учебных заведений - качественной под­готовкой специалистов. В 1993 г. была введена новая система многоуровневой подготовки учащихся в вузах - бакалавриат[149], магистратура[150]. Однако слепое заимствование зарубежного опыта, а иногда и просто названий, не могло привести и, как правило, не приводило к положительным результа­там. Отечественный же опыт в сфере об­разования стал забываться, не изучался должным образом и практически не использовался.

Все это говорило о том, что с крахом прежней партийной монополии на руководство наукой, культурой, обра­зованием новое российское руководство сочло, что для прогресса этих сферах достаточно лишь полученной свободы. В то же время это «свободное плавание», наряду с известными пробле­мами и упущениями, учило интеллигенцию выживанию в новых экономических условиях.

Предвыборные обещания Б.Н. Ельцина дать регионам «столько суверенитета, сколь­ко смогут проглотить» обернулось нарастанием центробежных тен­денций в самой России. В условиях же наметившегося ослабления центральной власти и краха СССР тяга к самостоятельности в некоторых автономных республи­ках и областях России заметно усилилась. В ряде из них решениями, принятыми на референдумах или сес­сиях Верховных Советов, были введены посты президентов. 27 октября 1991 г. в ходе выборов в Чечено-Ингушской АССР ее президентом был избран Д.М. Дудаев. В то время в Москве мало кто обратил на это серьезное внимание - все были заняты проблемами разваливавшегося на глазах СССР и дележа его «наслед­ства». Однако по мере укрепления власти Д.М. Дудаева тяга его к еще большей самостоятельности от центра неук­лонно росла. Сокращались поступления в союзный и республиканский бюджет от предприятий Чечено-Ин­гушетии, новоиспеченный президент все меньше счи­тался с представительными органами власти. Начали формироваться собственные вооруженные силы, весьма скоро «приватизировавшие» вооружение Советской Армии, расположенное на территории республики. Доходы от продажи нефти шли исключительно в местный бюджет, а тот, в свою очередь, использовал их для закупки вооруже­ния в мусульманских странах, вербовки там военных инструкторов, поддержки разбросанной по всему СССР чеченской диаспоры[151].Сепаратистские тенден­ции в стране еще больше усилились после провозглашения в начале февраля 1992 г. государственной независимости Татарстана.

Первоначальное отсутствие жесткой реакции на это решение делало соблазнительным принятие аналогич­ных документов и в других национальных регионах России. 6 июня 1993 г. провозгласила свою независимость в составе Российской Федерации Ингушетия, а 23 июля 1993 г. президенты Чечни и Ингушетии подписали договор о принципах определения границ между двумя республи­ками. Если в двусторонних отношениях им удалось быстро добиться согласия, то в отношениях Грозного с Москвой этого так и не произошло. Несмотря на подписанный 30 марта 1992 г. Федеративный договор, регионализация превратилась в устойчивый фактор развертывания российского политического процесса.

Внешняя политика России в 1992-1993 гг. главным образом была направлена на урегулирование отношений со странами «ближнего зарубежья», при чем важнейшими проблемами были: статус Крыма и Севастополя, защита государственной границы в Таджикистане, вооруженный конфликт в Абхазии. В целом же мировое сообщество оказывало значительное со­действие проведению реформ в России, понимая, что в дальнейшем судьба всего мира во многом будет зависеть от степени интегрированности нашей страны в мировую экономику и гармонизации ее политического курса с политикой ведущих держав мира.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...