Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Августовский путч 1991 г. и распад СССР
Начиная с 1989 г. влияние партийно-государственной номенклатуры на происходящие в стране процессы неуклонно уменьшалось. Новые политические и коммерческие структуры медленно, но уверенно набирали силу. Все это вызывало открытый и скрытый протест «господствующего класса» партийных функционеров. Последней каплей, подтолкнувшей партийно-государственное руководство СССР к выступлению, была угроза подписания 22 августа 1991 г. нового Союзного договора, который был выработан в ходе переговоров представителей республик в подмосковной резиденции М.С. Горбачева в Ново-Огарево. Согласно этому договору республики, входящие в новый Союз, получали значительно больше прав, а союзный центр из управляющего превращался в координирующий. В компетенции союзного руководства предполагалось оставить лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел, частично налоговой и социальной политики. Планировалось совместное решение некоторых вопросов союзными и республиканскими органами власти. Прежде всего, это касалось принятия новых законодательных актов, определения налоговых отчислений в пользу центра и основных направлений их расходования. Все остальные стороны жизни общества были в пределах компетенции республик. Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Грузия и Армения отказались подписывать даже этот достаточно либеральный договор и объявили о создании независимых государств. Чтобы сорвать подписание нового союзного договора и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась отстранить законного Президента СССР М.С. Горбачева от власти. Воспользовавшись тем, что М.С. Горбачев находился на отдыхе в Крыму, 19 августа 1991 г. в стране было введено чрезвычайное положение. На улицы Москвы и ряда других крупных городов были введены войска, включая танки. Почти все центральные газеты, за исключением «Правды», «Известий», «Труда» и некоторых других коммунистических изданий, были запрещены. Прекратили работу все каналы Центрального телевидения, за исключением первой программы, и почти все радиостанции. Деятельность всех партий, кроме КПСС, была приостановлена. Переворот возглавил Государственный комитет по чрезвычайному положению - ГКЧП. В его состав вошли: вице-президент СССР Г.И. Янаев, секретарь ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета обороны О.Д. Бакланов, председатель КГБ СССР В.А. Крючков, премьер-министр СССР В.С. Павлов, министр внутренних дел СССР Б.К. Пуго, председатель Крестьянского союза СССР В.А. Стародубцев, министр обороны СССР Д.Т. Язов и президент Ассоциации госпредприятий А.И. Тизяков. Главную задачу переворота ГКЧП видел в восстановлении в СССР доперестроечных порядков. Был взят курс на ликвидацию политики гласности, многопартийности, упразднение коммерческих структур, уничтожение ростков демократии и восстановление всесилия КПСС. Основным политическим соперником ГКЧП являлось демократическое руководство РСФСР. Именно против него и был направлен основной удар. Вокруг здания Верховного Совета РСФСР («Белого дома») были сконцентрированы войска, которые должны были занять здание, разогнать российский парламент и арестовать наиболее активных его участников. Однако переворот не удался. Население страны в основной массе отказалось поддержать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против своих граждан. В ночь на 20 августа вокруг «Белого дома» выросли баррикады, на которых находилось несколько десятков тысяч человек, а часть воинских подразделений перешла на сторону обороняющихся. Переворот весьма негативно был воспринят за рубежом, откуда сразу прозвучали заявления о приостановке помощи СССР. Кроме того, он был крайне плохо организован и подготовлен, отсутствовало деятельное оперативное руководство. Уже 22 августа путч[137] потерпел поражение, а сами члены ГКЧП были арестованы. Сразу же после поражения путча практически во всех крупных городах прошли массовые манифестации, направленные против политики КПСС. Это послужило поводом для подписания 23 августа 1991 г. указа Президента России о приостановке ее деятельности. По указанию Б.Н. Ельцина были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов и партийных архивов. КПСС перестала существовать как правящая, государственная структура. Однако влияние партийных работников на экономическую и политическую жизнь не исчезло, так как наиболее активная их часть уже находилась в новых сферах общественной жизни России и других республик. Одновременно с прекращением деятельности КПСС был временно закрыт ряд газет, прежде всего коммунистической ориентации - «Правда», «Труд», «Советская Россия» и некоторые другие. После победы демократической революции в августе 1991 г. процессы, которые шли в экономической, политической, идеологической и других сферах жизни общества, резко ускорились. В сентябре все союзные республики, которые еще не декларировали своего полного суверенитета и независимости, сделали эти заявления. Высшими органами власти в суверенных республиках стали республиканские Верховные Советы, реальная власть все больше стала концентрироваться в руках республиканских президентов. В России, например, в сентябре-ноябре 1991 г. все основные законодательные акты вводились не постановлениями парламента, а указами президента. После событий августа 1991 г. Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов СССР потеряли свое политическое значение. Очередной съезд народных депутатов СССР, состоявшийся в конце августа - начале сентября 1991 г., был последним. Съезд заявил о своем самороспуске. Верховный Совет должен был быть собран в конце сентября в новом составе на основе фиксированного представительства от республик. Но каких-либо актов, имеющих законодательную силу, принято не было, поэтому, когда 21 октября собрался Верховный Совет СССР нового состава, он не имел никаких реальных прав и полномочий. В сентябре-ноябре 1991 г. М.С. Горбачевым были предприняты отчаянные попытки не допустить окончательного экономического и политического развала Советского Союза. Работа велась в двух направлениях: создание экономического союза и формирование новых политических отношений между республиками. В сентябре по согласованию с Верховными Советами и президентами нескольких республик был создан Межреспубликанский экономический комитет - МЭК, который возглавил И.С. Силаев. Наибольшим успехом МЭК была подготовка экономического соглашения, которое подписали девять республик: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан. Армения участвовала в работе комитета в качестве наблюдателя, государства Прибалтики прислали своих представителей. Лишь Молдова и Грузия полностью проигнорировали МЭК. Данное соглашение было реальным шагом, призванным приостановить развал единого хозяйственного организма. Однако экономический кризис продолжался, и, стремясь его смягчить, республики и даже отдельные районы вводили серьезные ограничения на вывоз из них различных продуктов и товаров. Противоречия в отношении политического союза были значительно более серьезными. Государства Прибалтики, Украина, Молдова, Грузия и Армения отказались даже обсуждать эту проблему. Первые предварительные переговоры состоялись лишь во второй половине ноября, в них участвовали президенты семи республик. В результате переговоров президенты пришли к заключению о необходимости создать новое государство на конфедеративной основе и дать этому государству название Союз Суверенных Государств - ССГ. Однако особая позиция руководителей Украины, которые взяли курс на полную политическую и экономическую независимость, обрекали усилия по созданию нового Союза на неудачу. На местах Советы практически повсеместно были отстранены от власти, которая концентрировалась в исполкомах, а в ряде мест, таких, как Москва, Санкт-Петербург и некоторых других - в мэриях и префектурах, созданных мэриями. Происходил процесс ужесточения и централизации власти. Президент РСФСР попытался распространить институт префектов на всю Россию, назначая на эти должности преданных себе людей. Однако данная политика вызывала противодействие местных властей и успеха не имела. С августа 1991 г. демократическое движение, сыгравшее решающую роль в подавлении августовского путча, стало постепенно отстраняться от выработки и принятия ключевых политических решений. Власть сосредоточилась в руках административной и хозяйственной бюрократии, новой финансовой элиты. Их усилия были направлены на приспособление демократической политической жизни к узкогрупповым интересам элитных слоев. Это привело к резкому снижению политического участия масс населения, которые увидели стремление новой бюрократии к переделу бывшей государственной собственности в своих интересах. Борьба за собственность вызвала целую серию конфликтов между элитными группировками, что, в свою очередь, повлияло на эффективность функционирования институтов власти, способствовало падению производства, росту инфляции и снижению уровня жизни населения. После провозглашения независимости обострились отношения между республиками по пограничным вопросам. Ряд народов Северного Кавказа, входящих в состав РСФСР, провозгласил независимость и суверенитет и выступил с политическими и территориальными претензиями, как к РСФСР, так и к своим соседям. Наиболее ярко это проявилось в возникновении Чеченской республики, выделившейся из состава Чечено-Ингушской автономной республики РСФСР. События в Чечне и ряде других районов Северного Кавказа, не утихающая война в Южной Осетии - все это поставило Кавказ к концу 1991 г. на грань гражданской войны. Экономическое положение России и других государств бывшего СССР осенью-зимой 1991 г. стремительно ухудшалось. Темпы инфляции возросли до 25-30% в месяц, сокращалось промышленное и сельскохозяйственное производство. Все это при увеличении выпуска новых денег привело к тому, что к концу 1991 г. на полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания. Возникли проблемы в снабжении населения самым необходимым: хлебом, молоком, картофелем. Для многих категорий населения, особенно для пенсионеров, молодых людей, встала проблема выживания. Во многом данная ситуация была вызвана действиями нового российского руководства, повторявшего ошибки бывшего союзного. Здесь сыграло свою роль заявление Б.Н. Ельцина от 28 октября о том, что с января 1992 г. цены практически на все товары будут отпущены и будет отменен контроль за заработной платой во внебюджетной сфере. Кроме этого правительство России официально заявило, что в 1992 г. планируется провести массовую приватизацию предприятий промышленности, транспорта, торговли, а на селе должен произойти переход к фермерскому хозяйству. Это заявление вызвало новый скачок инфляции, резкое падение курса рубля к доллару США, к окончательному исчезновению товаров и продуктов из магазинов. Все стали стремиться придерживать товары и избавляться от денег. Девальвация советского рубля привела к тому, что ряд республик объявил о введении своих денег, а правительство РСФСР заявило о возможности введения российского рубля. Объявление о прекращении финансирования союзных министерств также усилило панику в финансовых кругах страны. Сложности в народном хозяйстве РСФСР усугублялись отсутствием стабильности и согласованности в кадровой политике российского правительства, где происходили частые конфликты и смены состава. Надежды на выход из кризиса возлагались на массированную помощь со стороны Запада. Однако получение иностранной помощи и кредитов приводило к тому, что быстро возрастал долг республик бывшего Советского Союза, который к концу 1991 г. превысил 70 млрд. долларов США и имел явную тенденцию к увеличению. Политическая активность широких масс населения после августовского путча и последующих выступлений против КПСС, заметно пошла на убыль. Каких-либо крупных манифестаций и митингов в конце 1991- начале 1992 гг. уже не происходило. Невелико, по сравнению с предыдущими годами, было и число забастовок, так как значительная часть работников находилась под угрозой увольнения. Демократические партии переживали серьезный кризис. Антибольшевистский пафос, который их объединял, иссяк, и они остались перед лицом грядущей всеобъемлющей экономической катастрофы, из которой не видели выхода. Поскольку к общим соглашениям лидеры политических партий и движений прийти не смогли, усилилась их конфронтация и борьба за власть. Подобные процессы происходили и на высшем республиканском уровне, и на местах, как в России, так и в бывших союзных республиках. В сфере внешней политики также происходили серьезные изменения. В отличие от Западной Европы, где нарастали интеграционные процессы, восточноевропейские государства оказались подвержены влиянию центробежных сил. Крушение коммунистической системы вызвало взрыв сепаратистских тенденций в агонизировавшем Советском Союзе. С сентября 1991 г. де-факто уже не существовало прежнего Советского Союза. Латвия, Литва и Эстония стали полностью независимыми, их официально признали Россия и некоторые другие страны. Грузия, Армения, Украина и Молдова также стремились проводить полностью независимый курс. Повторилась, только в еще более ярко выраженном варианте, ситуация 1917 г., когда крах центральных политических институтов, властных структур, господствовавшей идеологии привел к возникновению новых центров власти, формировавшихся на окраинах империи на националистической основе. В 1991 г. для распада коммунистической «империи» оказались гораздо более благоприятные условия, объективно подготовленные самими большевиками еще при создании СССР. В советской идеологии была заложена идея о праве наций на самоопределение вплоть до отделения. Государственное устройство основывалось на формально добровольном, но зафиксированном в Конституции договорном объединении союзных государств, созданных на базе крупных наций. Территориально-государственное размежевание, хотя проводилось волевыми решениями и не следовало строго национальному принципу, имело в своей основе именно его. Республиканские органы управления, мало отличавшиеся по своим реальным полномочиям от органов управления крупными областями РСФСР, имели, тем не менее, все атрибуты государственных органов власти, включая выборные органы - Советы, исполнительную власть в лице министерских структур. С крушением КПСС исчез политический институт, объединявший властные структуры СССР. Съезд народных депутатов СССР, формировавшийся преимущественно на базе того же номенклатурно-партийного механизма, не мог выполнить той цементирующей роли для Советского Союза, которую выполняла Коммунистическая партия - в отличие от нее съезд был лишь надстройкой, у которой не было рычагов власти на местах. Не мог выполнить этой роли и Президент СССР, избранный все тем же съездом. К тому же оба властных института оказались полностью дискредитированными как ходом перестройки и бесконечными провалами во всех сферах жизни, так и конкретной политической ситуацией, связанной с путчем ГКЧП, продемонстрировав либо свою беспомощность, либо сочувствие путчистам. Мина замедленного действия, заложенная под российскую государственность при создании СССР, неотвратимо должна была взорваться. И она взорвалась, как только исчезли скрепляющий каркас - безраздельная власть коммунистической идеологии с ее «пролетарским», «советским» интернационализмом, и несущая конструкция этой идеологии - властные структуры в лице Коммунистической партии. Вакуум, образовавшийся с ослаблением влияния коммунистических идей в последние годы перестройки, был уже существенно заполнен националистическими идеями, облекавшимися сначала в форму экономического суверенитета и перераставшими в лозунги государственной независимости. Центростремительные силы, объективно основанные на многовековой общности большинства территорий бывшей Российской империи, закрепленной мощными интеграционными процессами в советское время, в конкретной общественно-политической и экономической ситуации рубежа 80-90-х гг. оказались крайне ослаблены. Распад экономических связей, крушение властных структур, единой государственной идеологии, утрата общественным сознанием общегосударственных ценностей и четких ориентиров, растерянность широких слоев населения в критической ситуации, - все это стало благодатной почвой для действий политических сил, заинтересованных в крушении СССР как единого государства. В обществе не оказалось влиятельных сил, заинтересованных и способных сохранить Союз ССР. К тому же эти силы и сама идея были дискредитированы провалившимся выступлением ГКЧП. После его поражения распад СССР, начавшийся еще в конце 80-х гг., принял лавинообразный характер. Республиканские органы власти были заинтересованы в кардинальном перераспределении властных полномочий в свою пользу еще задолго до осени 1991 г. За ними стояли интересы местных политических элит - как новых, поднявшихся на волне перестройки, так и старых, партийно-номенклатурных. После подавления путча и те, и другие использовали лозунг национальной независимости, одни - чтобы получить власть, другие - чтобы сохранить ее. Ни тех, ни других не интересовали объективные интересы народов своих республик, опасность резкого обострения экономического кризиса с распадом СССР, падение уровня жизни населения, неизбежность обострения национальных конфликтов вплоть до гражданской войны и региональных войн из-за взаимных территориальных претензий в связи с искусственно проведенными границами. В устранении центральных политических институтов, в том числе Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета, Президента СССР были заинтересованы и соответствующие республиканские структуры. Последним актом политической драмы распада СССР стали события конца 1991 г. 1 декабря 1991 г. состоялся референдум о будущем Украины. В отличие от ранее проведенного референдума, на котором большинство жителей Украины высказались за сохранение Союза ССР, результатом данного референдума стала поддержка идеи независимости. Тем самым позиция украинского руководства получила правовую основу, а выход из СССР крупнейшей республики стал толчком к его окончательному распаду. Лихорадочные попытки М.С. Горбачева сохранить объединение советских республик в какой-либо государственной форме оказались безрезультатными. Время было упущено, влияние центральных органов власти оказалось утраченным. Президент Украины Л.М. Кравчук заявил, что Украина будет заключать политические союзы с республиками-государствами, но не войдет в союз, где над государствами будет еще центральный управляющий орган. Союзный договор 1922 г. был денонсирован парламентом Украины. Позиция других республик не была единой. Развал Союза ССР довершили Беловежские соглашения. 8 декабря 1991 г. руководители трех славянских республик - России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.М. Кравчук) и Белоруссии (С.С. Шушкевич), являвшихся государствами - учредителями СССР, констатировали, что Союз ССР как «субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Одновременно было объявлено об образовании Содружества Независимых Государств. Президент СССР и другие союзные органы власти вынуждены были признать эту политическую реальность, хотя в течение нескольких дней предпринимались попытки политического сопротивления ставшему уже необратимым процессу. Встреча руководителей трех славянских республик вызвала определенную напряженность в отношениях с другими республиками. 12 декабря 1991 г. состоялась встреча президентов республик Средней Азии и Казахстана в Ашхабаде, где была выработана единая позиция этого региона. 21 декабря была принята Алма-атинская декларация, провозгласившая образование одиннадцатью бывшими республиками СССР Содружества Независимых Государств. 25 декабря 1991 г. М.С. Горбачев в последний раз в качестве Президента СССР выступил по телевидению с обращением к народу и объявил о своей отставке. ВЫВОДЫ
К началу 80-х гг. отставание СССР от стран Запада в темпах экономического развития, в области новой техники и технологий стало носить угрожающий характер. Преодолеть это отставание в рамках прежней системы партийно-государственного руководства экономикой было невозможно. Не только для западных специалистов, но и для большинства населения страны стали ощутимы издержки существующей экономической системы, которая не могла удовлетворить даже минимальных потребностей населения в товарах и услугах. Попытки реформировать общество начались после смерти Л.И. Брежнева именно со сферы экономики. Однако все усилия Ю.В. Андропова изменить существующее положение дел к лучшему в рамках прежней административно-командной системы положительных результатов не дали. Приход к власти в марте 1985 г. М.С. Горбачева положил начало периоду широкомасштабных реформ сложившейся в 30-е гг. социально-экономической и общественно-политической системы. Поначалу лидеры страны во главе с М.С. Горбачевым не предпринимали радикальных шагов по изменению системы. Лишь после того, как «косметические» меры к положительному результату не привели, стало ясно, что менять надо саму систему. Главными итогами и результатами «перестройки» стало духовное раскрепощение общества, пробуждение самосознания советских людей, обретение ими свободы выражения своих взглядов и чувств, начало трудного пути к собственному мнению по поводу происходящих в стране событий. Через политику «гласности» страна пришла к выводу о необходимости перехода к рыночной экономике, основанной на плюрализме различных форм и укладов хозяйства. Промедление в переходе к рынку объяснялось противодействием консервативных сил в руководстве страны и боязнью возможного социального взрыва. Но именно промедление с этими мерами и привело в итоге к смене самого руководства страны в 1991 г. Попытки демократизировать отжившую политическую систему, в основе которой лежала монополия коммунистической партии на власть и марксистско-ленинская идеология, закончились ее крахом. Перемены в политической системе привели к тому, что произошел демонтаж тоталитарных политических структур. Однако крах отжившего политического режима сопровождался и распадом единой страны. Политика «нового политического мышления» привела к значительному ослаблению угрозы мировой термоядерной войны и укреплению доверия в сфере отношений Восток-Запад. Однако отказ советского руководства от военной поддержки политических режимов в странах «социалистического лагеря» привел к «бархатным революциям» или вооруженному свержению социалистических правительств в большинстве из них. Результатом нового внешнеполитического курса советского руководства стала ликвидация биполярной системы международных отношений. ГЛАВА Х НОВАЯ РОССИЯ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 364. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |