Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кризис перестроечных процессов




 

К осени 1990 г. стало очевидно, что после пяти с половиной лет реформ Советский Союз вошел в новую стадию своей истории и с точки зрения внутренней политики, и в развитии отношений со всем миром. Произошли изменения в общественном сознании, сделавшие невозможным возврат к прошлому состоянию. В то же время ни одна из ключевых проблем страны не была решена. Экономика впадала во все более глубокий кризис, а попытка органичного соединения рынка с планово-государственным регулированием привела к серьезному кризису производства. Проснувшееся национальное самосознание народов СССР породило межнациональные конфликты, которые центр подавлял силой. Примером этого служили события в Азербайджане, Литве, Латвии. Политический плюрализм в значительной степени наталкивался на сопротивление со стороны КПСС, не желавшей, несмотря на отмену 6-й статьи Конституции, выпускать руль управления государством из своих рук. С особой остротой в конце 80-х - начале 90-х гг. встала проблема федеративного устройства СССР.

Политизация общества вызывала как позитивные, так и негативные сдвиги, поскольку затрагивала интересы самых различных социальных слоев и групп населения, всю систему управления. К тому же стал резко снижаться уровень жизни, проявился кризис структур власти, обострились межнациональные противоречия, увеличивалось число этнических конфликтов, главным образом на основе нагнетания национальных страстей и амбиций в борьбе за власть на местах. Именно межнациональная сфера наиболее полно аккумулировала все ошибки, промахи и просчеты социально-экономического развития и политического руководства.

Учитывая обострение межнациональных противоречий и усиление центробежных сил в Союзе, IX Съезд народных депутатов СССР 25 декабря 1990 г. принял постановление о проведении 17 марта 1991 г. всенародного референдума по вопросу о сохранении Союза ССР. Такой референдум в масштабе страны проводился впервые в ее истории. Против него выступил ряд республик - Грузия, Армения, Латвия, Эстония, Литва, Молдова. В результате референдума 76,4% граждан, принявших в нем участие, высказались за необходимость сохранения Союза как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности.

Однако процесс распада СССР был уже объективно необратим. Под воздействием «парада суверенитетов», «войны законов», междоусобиц на местах и вялой реакции на все это со стороны Центра, Советский Союз, вопреки итогам референдума, стал стихийно распадаться. В обществе нарастало напряжение. Особенно острые формы кризисные явления во всех сферах жизни страны приобрели к концу 1990 - первой половине 1991 г. К этому времени политическая и экономическая ситуация в СССР резко ухудшилась. Инфляция, повышение цен, экономический развал, паралич властных структур, нарушение экономических и иных связей между республиками и регионами, нерешительность и неразбериха в действиях руководства - все это усиливало нестабильность в обществе и политическую борьбу за власть.

Национально-территориальный принцип, положенный в основу союзного договора 1922 г., являлся бомбой замедленного действия. В условиях административно-командной системы при монопольной власти партии, всесилии КГБ и подавлении сепаратизма и инакомыслия любые попытки пересмотра федеративного договора с учетом интересов всех субъектов были нереальными. Перестроечные процессы, и в первую очередь - гласность, перевернули общественное и национальное сознание людей, породили тенденции суверенизации. Позиция руководства СССР эволюционировала по мере увеличения масштабов сепаратизма: от попыток опереться на силу в борьбе с непокорными Прибалтийскими республиками («кровавое воскресенье» в Вильнюсе 13 января 1991 г.) до согласия на выработку нового союзного договора на равноправных условиях.

Несмотря на то, что М.С. Горбачев, избранный III Съездом народных депутатов в марте 1990 г. Президентом СССР, получил значительные властные полномочия, его реальное влияние на политические процессы в стране неудержимо падало. С начала 90-х гг. все большую силу приобретало движение демократических сил, нацеленных на свержение тоталитарного режима. М.С. Горбачев, являясь руководителем КПСС, не мог не попасть под огонь критики демократов, которые считали партию и ее политику адаптации[130] советского общества к новым реалиям, основным препятствием для создания демократической политической системы. С другой стороны, М.С. Горбачев подвергался откровенным нападкам консервативного крыла партии, видевшего в действиях Генерального секретаря и его единомышленников угрозу не только всевластию КПСС, но и политической стабильности в обществе, а в конечном итоге, и самой партийно-государственной системе. Оформление оппозиции в высших эшелонах власти в значительной степени ускорило процесс создания зачатков многопартийности в обществе. С весны 1990 г. реформаторский потенциал руководства КПСС и СССР оказался в основном исчерпанным. Более того, партия фактически стала тормозить проведение радикальных экономических и политических реформ, стремясь сохранить монополию на политическую власть, блокируя отмену 6-й статьи Конституции СССР. Это привело к тому, что политическая инициатива стала переходить к быстро структурирующимся демократическим силам.

Курс на децентрализацию в рамках политики перестройки способствовал подъему национально-демократических движений в союзных республиках, в том числе и в России. С момента зарождения демократическое движение России было крайне разнородным и включало в себя сторонников «экономической демократии», средние городские слои с высоким образовательным уровнем, представителей кооперативного движения. Их объединяло стремление демонтировать однопартийный режим в стране. В дальнейшем должно было произойти неизбежное размежевание демократических сил, поскольку конечные цели разношерстных демократических слоев были разные.

На раннем этапе развития демократии значительную роль играло движение «Демократическая Россия», оформившееся в ходе подготовки выборов народных депутатов РСФСР весной 1990 г. Оно выступило в роли открытой альтернативы КПСС. Несмотря на расплывчатые программные требования реформирования общества на основе общечеловеческих требований, «Демократическая Россия» получила широкую поддержку в обществе, особенно в крупных городах. Успех «Демократической России» на весенних выборах 1990 г. значительно поколебал позиции КПСС и создал предпосылки для последовательного осуществления курса на демократизацию и суверенизацию России. В условиях противостояния «Демократической России» и союзной партийной номенклатуры проблема суверенизации России вышла на первый план. Стремление уйти из-под власти коммунистического центра не только обеспечивало возможность проведения демократических преобразований в России, но и стимулировало движение к суверенитету и обособленности других союзных республик, где, в отличие от России, оно было окрашено лозунгами национального возрождения. Все это таило в себе опасность дезинтеграции и фрагментации СССР, да и самой России. Политика суверенизации, несмотря на очевидные демократические намерения и принципы, заложенные в ее основу, на деле стала способствовать реализации в наиболее последовательном виде ленинской схемы построения Советского государства, суть которой сводилась к идее: «Каждому этносу - своя государственность». На практике осуществление такого курса вело к созданию условий для возникновения и эскалации[131] межэтнических конфликтов, придавало импульс центробежным тенденциям.

После избрания на I Съезде народных депутатов РСФСР Председателем Верховного Совета республики Б.Н. Ельцина и принятия 12 июня 1990 г. «Декларации о суверенитете Российской Федерации» политическая инициатива стала переходить к демократическим силам. В борьбе за практическую реализацию идеи суверенитета новое российское руководство начало перевод под свою юрисдикцию экономики России. Кроме того, оно было вынуждено предпринять собственные шаги по реформированию экономики, находившейся в кризисном состоянии. Летом 1990 г. Г.А. Явлинский, С.С. Шаталин и другие видные экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала за этот срок провести приватиза­цию[132] государственных предприятий и значительно уре­зать экономическую власть Центра. Данный проект со­здавал реальную основу для экономического союза рес­публик. Но под давлением консерваторов М.С. Горбачев отка­зался от поддержки этой программы. В этих условиях руководство России заявило, что начнет осуществление предложенной программы в одностороннем порядке, опираясь на финансовую поддержку Запада. Была создана согла­сительная комиссия из представителей правительства России и союзного руководства, которая в поисках компромисса пошла фактически на выхолащивание радикальных аспектов программы. Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку только в 1997 г.

Тем временем экономический кризис углублялся. Падение производства повлекло за собой быстрое снижение жизненного уровня основной массы на­селения. Лишь в одном 1990 г. инфляция составила около 25%, а рост цен 40-50%. В 1991 г. темпы инфляции стали еще более внушительными и концу года со­ставляли 5-10% ежемесячно. Незначительные компен­сации наименее обеспеченным слоям населения не могли остановить ускоряющееся падение их жизненного уровня. В стране расцветала спе­куляция, черный рынок, мафиозные группы захватывали целые сферы в торговле и распределении.

С конца 80-х гг. забастовки, которые раньше были редки и пресекались всевозможными, в том числе и судебными, средствами, стали обычным явлением. После грандиозных выступлений шахтеров в крупнейших угольных бассейнах в 1989 г. угрозы забастовок со стороны железнодорожников и металлургов уже никого не удивляли. В 1989-1991 гг. бастовали или угрожали забастовками сотни тысяч рабочих почти всех отраслей промышленности.

В основном рабочие предъявляли экономические требования: повышение зарплаты, улучшение условий труда и жизни. Но в ряде случаев, как, например, у шахтеров в 1990-1991 гг., предъяв­лялись и политические требования предоставления предприятиям большей свободы и независимости, принятия законов о самоуправ­лении, аренде и даже отставки правительства СССР. В ряде случаев забастовки носили националистический характер. Так, например, в 1990-1991 гг. Азербайджан блокировал железнодорожное снаб­жение с Арменией, а Грузия в 1990-1991 гг. - снабжение Южной Осетии. С большим трудом правительству СССР в 1990-1991 гг. удава­лось сдерживать размах забастовочного движения, которое грозило окончательно сокрушить экономику страны.

После отставки с поста главы правительства Н.И. Рыжкова в 1991 г. консерваторы в союзном руководстве требовали наделения нового премьер-министра В.С. Павлова чрезвы­чайными полномочиями. В партии все чаще звучали требования отставки М.С. Горбачева с поста Генерального секретаря ЦК КПСС. Становилось очевидным, что политическая борьба вокруг содержания, темпов и методов реформы эконо­мики вступило в решающую фазу. Речь теперь уже шла не о подновлении традиционной экономической моде­ли, а о полном ее демонтаже и замене новой.

Союзное правительство, по сути, блокировало радикальные устремления российских лидеров и, отстаивая идеи планово-рыночной экономики, в значительной степени способствовало еще большей консолидации демократических сил российского общества вокруг Б.Н. Ельцина. Весенняя забастовка шахтеров в 1991 г. с требованиями отставки союзного правительства за его нежелание проводить реформы, поддержка «Демократической России» профсоюзами, попытки центра дискредитировать Б.Н. Ельцина - все это обострило политическую ситуацию в стране. В условиях резкого сопротивления союзного руководства демократизации и суверенизации III Съезд народных депутатов России принял решение о введении поста Президента Российской Федерации. Это стратегическое решение имело серьезные политические последствия не только для судьбы Российской Федерации, но и всего Советского Союза. С одной стороны, это создавало необходимые условия для более энергичных действий российского руководства, а с другой, закладывало новое противоречие в политической системе общества. Конституция РСФСР 1978 г. базировалась на принципе всевластия Советов, который никоим образом не сочетался с постом и полномочиями Президента. Советы, являясь лишь формальным прикрытием власти КПСС, по своей природе не были способны осуществлять не только реформы, но и повседневное управление государством. Попытка опереться на них в реформаторской деятельности неизменно должна была привести к конфликту законодательной и исполнительной ветвей власти.

12 июня 1991 г. на всенародных выборах Президента РСФСР одержал победу лидер «Демократической России» Б.Н. Ельцин. Созданная на базе региональных организаций КПСС, находившихся на территории РСФСР, компартия России потерпела сокрушительное поражение, в ее рядах начался раскол. Позиции консерваторов резко ослабли, союзное руководство с трудом контролировало ситуацию в стране.

В 1990-1991 гг. М.С. Горбачеву и его сторонникам так и не удалось выработать новый подход к решению проблем федеративного устройства страны. «Парад суверенитетов» союзных республик стимулировал процесс суверенизации субъектов федерации России. Популистская политика Б.Н. Ельцина поощряла этот процесс. «Берите суверенитета столько, сколько проглотите», - заявлял он ходе своей предвыборной президентской кампании. В результате возникла опасная тенденция, ведущая к углублению неравноправия национальных республик, краев и областей в составе РСФСР, усилению дистанцирования автономий от Москвы и ослаблению российской государственности.

Новая политическая ситуация заставляла центр во главе с М.С. Горбачевым искать выход. Противостояние Президента СССР и российского лидера грозило общенациональной трагедией. Первый желал сохранить хрупкое равновесие между реформаторами и консерваторами, а также соблюсти интересы центра в связи с возрастающими требованиями республик, добивавшихся самостоятельности, суверенитета и даже полной независимости. Второй выступал бесспорным лидером лагеря сторонников решительного продолжения реформ. На фоне этого противостояния велась настоящая «война законов», парализовавшая всякую конструктивную деятельность и усугубившая экономический кризис.

Во имя предотвращения краха союзной государственности М.С. Горбачевым была предпринята отчаянная попытка разработки и заключения нового Союзного договора между республиками, положения которого позволяли значительно расширить их полномочия. Фактически это был проект конфедеративного[133] договора. Действия М.С. Горбачева, получившие поддержку российского руководства, вызвали сопротивление консервативного крыла в ЦК КПСС, лидеров КП РСФСР, союзного правительства и большинства в Верховном Совете СССР.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...