Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реформа политической системы




 

По мере развития гласности становилось все более очевидным, что как судьба перестройки в целом, так и важнейшая ее практическая часть - экономическая реформа - упираются в политическую систему общества. Без радикальных изменений в политической сфере было невозможно решение ни технико-экономических, ни социальных задач.

После неудачных реформ первого этапа своей деятельности в 1985-1987 гг. М.С. Горбачев пришел к выводу о необходимости созыва внеочередной XIX Всесоюзной конференции КПСС для выработки магистральных путей обновления социализма. Он обратился к партии, творческой интеллигенции, средствам массовой информации с призывом развернуть широкомасштабную кампанию по подготовке этого форума. Предполагалось, что все здоровые силы общества, поддерживающие политику перестройки, должны оказать помощь партии для осуществления прорыва вперед. Гласности был придан новый импульс «сверху», что привело к анализу в широкой печати принципиальных вопросов - о законности власти самой партии, о природе сталинизма, о правильности исторического выбора, сделанного в 1917 г. Особое место занял вопрос о тактике, стратегии и сущности самой перестройки. Поначалу политические споры велись в историческом контексте, но тенденция от критики сталинизма к признанию порочности административно-командной системы, в рамках которой проводилась сама перестройка, была очевидна.

В июне 1988 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС наконец-то была принята развернутая программа радикальной демократизации общественно-политической жизни и реформы политической системы страны. При И.В. Сталине политическая система подверглась глубоким деформациям, приведшим к окостенению власти, утверждению командно-нажимного стиля руководства, следовательно, к отторжению широких масс трудящихся от управления государственными и общественными делами. Здесь лежали истоки нарастания равнодушия, социальной апатии людей.

Нельзя сказать, что до прихода к власти М.С. Горбачева не было попыток переделки и оздоровления советской политической системы. Так после XX съезда КПСС по инициативе Н.С. Хрущева предпринимались попытки реформы отдельных элементов политической системы. Однако в силу недооценки и принижения значения демократической основы они не увенчались успехом. Более того, бюрократические силы добились смещения этого руководителя-реформатора. В последующие годы также принимались как будто бы разумные решения, направленные на совершенствование жизни и деятельности различных институтов политической системы. Было принято полтора десятка партийно-государственных постановлений, призванных коренным образом изменить работу Советов, реализовать их изначальную функцию как основы государственной власти. Но этого так и не произошло, прежде всего, из-за половинчатости, недостаточно радикального и традиционно-административного характера решений. В итоге застойность, неповоротливость и бюрократизм политической системы приобрели угрожающие размеры. Требовались безотлагательность и высокие темпы реформ.

Стержнем политической системы советского общества на протяжении 70 лет была Коммунистическая партия. Логика реформ говорила о необходимости переосмысления ее роли в жизни общества, отказе от несвойственных общественной организации хозяйственных функций. Тезис М.С. Горбачева о том, что перестройке в стране должна предшествовать перестройка в самой партии, привел к широкому движению по восстановлению роли Советов и возвращению общественным организациям их первоначального значения. Консервативное крыло в руководстве партии говорило об опасности такой реорганизации, которая может лишить КПСС ведущей роли не только в перестроечных процессах, но и по стране в целом, а это, в свою очередь, приведет к анархии и краху СССР.

Предостережения консерваторов были небезосновательными. В результате гласности и постепенного осмысления своей роли наиболее демократическая часть общества с 1989 г. все активнее стала выступать за отмену 6-й статьи Конституции СССР, закреплявшей руководящую и направляющую роль КПСС в политической системе. По стране прокатились многотысячные демонстрации, главным требованием которых, было внесение в проект новой Конституции, принятый Верховным Советом СССР в октябре 1988 г. положения о приравнивании КПСС к другим общественным организациям. Осознав, что бедственное положение на протяжении десятилетий было результатом руководящей роли партии, народные массы пошли по радикально-демократическому направлению.

Однако М.С. Горбачев обладал излишними политическими амбициями и считал, что ситуация в стране и партии находится под контролем. Его цель состояла не в коренном изменении политической системы СССР, а лишь в ее демократизации и либерализации. Перераспределение же власти, на его взгляд, не должно было поколебать ведущей роли КПСС. Он надеялся придать социализму привлекательный демократический облик путем создания новых декоративных органов власти. Конституционная реформа привела к появлению в стране двухуровневой представительной системы - Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. КПСС, имея подавляющее число депутатских мандатов и в новой системе, по замыслу М.С. Горбачева, могла беспрепятственно проводить свою политику.

Тем не менее, сама структура выборов в органы власти претерпела значительные изменения. Прежде всего, был отменен обязательный «нерушимый блок ком­мунистов и беспартийных» при одном кандидате на одно депутатское место. Выборы стали альтернативными и состязательными. Это означало, что на одно депутатское место претендовало несколько кандидатов. Выборы народных депутатов СССР, которые состоялись 26 марта 1989 г., стали первыми альтер­нативными выборами за много десятилетий советской истории.

Однако кроме выборов депутатов по территориальным округам проводились выборы от так называемых общественных организаций - КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, Союза журналистов, Ака­демии наук и целого ряда других. Это привело к тому, что значительная часть партийных функционеров без труда вновь попа­ла в высший орган государственной власти. В некоторых территориальных округах было по одному кандидату, и, как правило, выдвигались по-прежнему секретари райкомов, горкомов и обкомов партии. В других округах на одно место претендовало три, четыре и более кандидатов. Причем позиции кандидатов во многом совпадали. Как консерваторы, так и демократы обещали скорейшее повышение жизненного уровня и решение местных и общегосударственных проблем. Народными депутатами СССР были избраны 2250 чел.: из них рабочих и колхозников менее 24%, интеллигенции около 27%. Представительство партийных работников и военнослужащих осталось практически без изменений.

25 мая 1989 г. открылся I Съезд народных депутатов СССР, за работой которого 13 дней следила вся страна. Новый высший орган политической власти страны стал ареной борьбы сил, мнений и движений разного уровня радикализма. Быстро политизировавшееся общество через своих депутатов стремилось воздействовать на перестроечные процессы. В результате на съезде народных депутатов СССР образовалось два основных блока, которые сохранились практически без изменений на последующих съездах - блок ком­мунистов и блок демократов. Стабильное большинство на съездах народных депутатов СССР имел блок коммунистов и под­держивавших его депутатов.

В ходе работы съезда М.С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР, его заместителем стал А.И. Лукьянов. На нем же были избраны де­путаты Верховного Совета (всего 542 человека) - постоянно дей­ствующего законодательного и контролирующего органа государственной власти. Съезд утвердил Председателя Совета Министров СССР (Н.И. Рыжков), Председателя Комитета народ­ного контроля (В.Г. Колбин), председателя Верховного суда СССР (Е.А. Смоленцев), Генерального прокурора СССР (А.Я. Сухарев), Главного государственного арбитра СССР (Ю.Г. Матвеев). Съезд рассмотрел основные направления внешней и внутренней политики СССР, программу предстоящей деятельности правительства.

II Съезд народных депутатов СССР состоялся 12-24 де­кабря 1989 г. На нем были приняты постановления о работе Вер­ховного Совета, сформирован Совет Министров СССР, избраны и утверждены члены различных комиссий и комитетов. На съезде были заслушаны отчеты о выполнении экономических и социальных программ, бюджета СССР, рассмотрены программы на следующий год. Были внесены изменения в Конституцию СССР по вопросам деятельности съезда, избирательной систе­мы и конституционном надзоре. В последующем съезды народных депутатов собирались не реже, чем 2 раза в год. В марте 1990 г. на внеочередном съезде народных де­путатов СССР Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран А.И. Лукьянов, а должность первого заместителя была упразднена. Основные законодательные акты принимались Верховным Советом СССР.

Согласно регламенту, утвержденному на I Съезде народ­ных депутатов, Верховный Совет ежегодно созывался Председате­лем Верховного Совета на две очередные сессии продолжитель­ностью 3-4 месяца. На деле же Верховный Совет работал практически непрерывно, за исключением коротких каникул. В среднем про­должительность работы Верховного Совета составляла 8-9 месяцев в году. В промежутке между сессиями работал Президиум Совета и постоянные комиссии палат и комитетов.

М.С. Горбачев, пытаясь руководить процессами демократизации общества, к концу 80-х гг. уже не имел абсолютной полноты власти ни в КПСС, ни в Верховном Совете. Его умеренно реформаторская позиция с частыми шараханиями то «вправо», то «влево» с все большей очевидностью тормозила политическую реформу. Продолжая сидеть на «двух стульях» - Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Верховного Совета СССР, он обрекал себя на двоемыслие, двуличие, а в конечном итоге на политическую смерть. М.С. Горбачев и его окружение вступили в перестройку, не имея ни основательного анализа проблем общества, ни хорошо продуманной схемы действий. Стремление обновить социализм, ничего не меняя в фундаментальных основах системы, не предполагало переход ее границ. Когда же раскрепощенная народная энергия и инициатива шагнули дальше самого М.С. Горбачева, он стал тормозом процессов обновления и продвижения вперед по демократическому пути.

Неспособность М.С. Горбачева идти впереди процессов особенно наглядно проявилась в «деле Ельцина». Внимание к Б.Н. Ельцину было привлечено ввиду его позиции, занятой на Октябрьском (1987 г.) пленуме ЦК КПСС, когда он подверг нелицеприятной критике политику перестройки, как «непродуманую», «половинчатую» и «авантюрную». Материалы пленума по старой партийной традиции были засекречены, а Б.Н. Ельцин обрел ореол борца-радикала. После его снятия с поста первого секретаря МГК КПСС интерес к этой личности в обществе многократно возрос.

Б.Н. Ельцин являлся типичным представителем секретарского корпуса ЦК КПСС. Он имел инженерно-техническое образование, опыт производственной работы, прошел ряд должностных ступеней в партийном аппарате. Будучи первым секретарем Свердловского обкома КПСС, он с приходом к власти М.С. Горбачева был приглашен в Москву в качестве руководителя столичной парторганизации. Б.Н. Ельцин значительно оживил жизнь в Москве, основательно перетряхнув руководящий состав города и вплотную занявшись хозяйственными проблемами столицы. Его крутая перестроечная работа опиралась на традиционные методы и приемы партийного функционера. Тем не менее, попытки радикально и быстро изменить ситуацию на продовольственных прилавках столицы вызывали горячее одобрение москвичей. Отставка Б.Н. Ельцина со своего поста в октябре 1987 г. вызвала в обществе много пересудов, которые сводились к одному - «пострадал за правду».

Попытки М.С. Горбачева представить дело как амбициозное стремление Б.Н. Ельцина к особой позиции в перестройке, противопоставление себя партии были рассчитаны на устранение с политического «олимпа» строптивого политика. «В политику тебя я больше не пущу», - заявил М.С. Горбачев после «товарищеского суда» на пленуме МГК КПСС. Эффект оказался обратным. Ореол мученика, открытая линия на неприятие половинчатых реформ, радикализм и приверженность либерально-демократическим требованиям способствовали резкому скачку популярности Б.Н. Ельцина.

Общество интуитивно почувствовало предел реформаторского запала М.С. Горбачева. Его популярность в стране неуклонно падала. Требовался новый лидер, способный продвинуть реформы дальше, выйти на новый уровень решений крупномасштабных проблем и, в первую очередь, в радикальном обновлении самой системы. Б.Н. Ельцин был востребован обществом, как в свое время М.С. Горбачев. Однако теперь стояла другая задача - не обновление системы, а ее слом и построение демократического общества с приоритетами общечеловеческих ценностей. За короткий срок Б.Н. Ельцин одержал триумфальную победу на выборах в народные депутаты СССР, был избран в парламентской оппозиции сопредседателем межрегиональной депутатской группы. Весной 1990 г. он стал народным депутатом РСФСР и, в упорной борьбе с партийным аппаратом, Председателем Верховного Совета РСФСР. Миллионы людей связывали с ним надежды на экономическое и духовное возрождение России. Понимая невозможность демократизации КПСС, Б.Н. Ельцин в июле 1990 г. на ХХVIII съезде заявил о выходе из партии, что фактически сделало его лидером всех демократических и антикоммунистических сил в стране.

Либерализация политического климата ускорила процесс образования и развития различного рода «неформальных объединений». До 1986 г. самодеятельная политическая активность подавлялась властями и, как правило, не выходила за пределы небольших групп единомышленников. Летом 1986 г. в различных городах страны на базе легализирующихся кружков возникли первые клубы: социальных инициатив, социальных новаторов, социально-активных людей и т.д. С 1987 г. начали формироваться центры информационного обмена клубов. Многие из них объединились в союзы, ассоциации, народные фронты - прообразы будущих партий. Наибольшей активностью с самого начала отличались Комитет Карабаха, народные фронты Эстонии, Литвы, Латвии, Демократический Союз, возглавляемые бывшими диссидентами и стремившиеся к подлинному политическому плюрализму. Русофилы, ультранационалисты и антисемиты объединились в обществе «Память». Весной и летом 1989 г. образовались оргкомитеты демократической, либерально-демократической, социалистической, христианско-демократической и ряда других партий. Вокруг платформы Межрегиональной депутатской группы и в Верховном Совете СССР сложился блок «Демократическая Россия».

В Москве, Ленинграде, Казане, Свердловске, Челябинске, Ставрополе, Иркутске и других городах России были сформированы народные фронты. Наряду с ростом популярности Б.Н. Ельцина и падением престижа КПСС, они во многом предопределили победу кандидатов демократической ориентации на выборах в республиканские и местные советы в 1990 г. В стране возникла новая политическая ситуация. Реальная власть стала перемещаться в республики, и их противостояние с центром обострилось.

Особое место в этой конфронтации заняла Россия, ее Верховный Совет и Съезд во главе с Б.Н. Ельциным. С лета 1990 г. переход к реальной многопартийности стал вопросом, требующим незамедлительного разрешения. В 1990-1991 гг. проходил процесс формирования большинства российских политических партий и движений. В стране возникло свыше 10 тыс. самодеятельных объединений и организаций, более 20 партий различного толка - от социал-демократических до христианских и монархических. В Министерстве юстиции СССР на начало 1991 г. было зарегистрировано 312 общественных объединений.

Гласность и демократизация советского общества сделали партию и М.С. Горбачева заложниками уже необратимых политических процессов. КПСС и ее лидер явно отставали от демократизации общества, стремительно теряя кредит доверия у населения. Близился закономерный политический конец КПСС и вместе с ней самой стратегии перестройки, целью которой объявлялся гуманный, справедливый, демократический социализм. В стремительно нарождающемся в обществе радикализме желание КПСС удержать лидерство в реформаторском процессе, было обречено на провал.

Мощное народное движение за отмену 6 статьи Конституции в виде митингов и демонстраций в конце 1989 - начале 1990 гг. заставили М.С. Горбачева пойти на серьезную реорганизацию политической системы. Стремясь сохранить роль партии в стране и опасаясь, что после отмены 6-ой статьи советское общество, структурированное политически, может рухнуть, М.С. Горбачев предложил одновременно с отказом КПСС от руководящей и направляющей роли ввести в СССР пост Президента. Замена стержня системы по замыслу М.С. Горбачева должна была создать иллюзию демократизации политического устройства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 352.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...