Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система государственного управления в СССР в 1989-1991 гг.




 

 

 


В марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов СССР была отменена статья 6 Основного закона, провозглашавшая КПСС «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы». На съезде М.С. Горбачев был избран президентом, а Г.А. Янаев - вице-президентом Советского Союза. С этого момента изменилось не только положение партии в стране, но и ситуация в самой КПСС. В ней четко обозначились различные течения. «Демократическая платформа в КПСС» выступала за отказ от принципа демократического централизма, стремилась превратить КПСС в партию парламентского типа. Консервативное крыло, отстаивающее идеалы коммунизма, завоевания социализма, принципы большевизма, было представлено инициативным съездом в Ленинграде. Образовалась «марксистская платформа», которая видела выход в «очищении» марксизма от сталинизма. Официальный курс КПСС пытался консолидировать все течения, то есть объединить взаимоисключающие явления: «авангардный тип партии» и «власть партийных масс», социалистический выбор, коммунистическую перспективу и демократию.

На ХХVIII съезде, принявшем Программное заявление «К гуманному, демократическому социализму», господствовали идеи консервативного крыла. Решения съезда и образование Компартии РСФСР летом-осенью 1990 г. вызвали значительный отток из КПСС, обострили противостояние сторонников и противников реформ. В 1991 г. предпринимались попытки как-то приспособить КПСС к новым политическим условиям. Были разработаны несколько вариантов новой программы, один из них даже получил одобрение на партийном пленуме. Однако до съезда, на котором должна была приниматься программа, КПСС не дожила. Демократическое обновление оказалось не под силу «авангардной партии нового типа».

В 1991 г. в стране начала складываться реальная многопартийная система. Были зарегистрированы обще­союзные партии, первой из которых стала КПСС, второй - либерально-демократическая партия (ЛДП). Кроме этого, возникли различного рода экономические и культур­ные организации. Все они были, как правило, немно­гочисленны, организационно не оформлены и не имели четкой программы. Их объединяло резко негативное отношение к КПСС, поэтому зачастую они выступали единым фронтом.

Многие десятилетия советское право служило по существу не обществу, а государству, являясь тем инструментом, который позволял ему проводить свою политику и защищать всемогущество его администрации. Стремление преодолеть наследие сталинизма, необходимость создания правовой базы экономических реформ и сама политика демократизации вызвали потребность построения правового государства, выработки и принятия нового законодательства. В связи с этим в 1988-1990 гг. был принят ряд законов и указов: о праве граждан на судебное обжалование неправомерных решений администрации; о периодических переаттестациях специалистов; о государственной безопасности; о прессе и средствах массовой информации; об общественных организациях; о въезде и выезде из СССР и ряд других. Начался пересмотр Основ уголовного законодательства (в частности, отменена статья об «антисоветской пропаганде» и др.), законодательства в отношении религии.

Несмотря на половинчатость и компромиссность законов и указов, они имели широкий резонанс в обществе и за рубежом. Сама постановка вопроса о приоритете прав личности над интересами государства, партии, социальной группы способствовала эволюции общественного сознания. Однако обилие принятых Верховным Советом СССР законов, выводящих страну на путь правового государства, не решало проблемы. Отсутствие механизма реализации политических прав и свобод, реальных, а не декларированных гарантий соблюдения закона уменьшало значимость содержания правовой реформы. Более того, принцип «разрешено все, что не запрещено» в условиях неразвитой правовой базы способствовал падению дисциплины, анархии, произволу, стихийным акциям протеста, забастовкам. Это наносило удар по экономике страны, которая и без того находилась в кризисном состоянии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 329.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...