Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Россия после распада СССР. Начало радикальной экономической реформы
В декабре 1991 г. закончилась история СССР как единого государства - преемника Российской империи, примерно в тех же территориальных и этнических границах. Правопреемником СССР стала Россия - качественно новое государство, строящее свои отношения с бывшими союзными республиками на межгосударственной основе. Огромный конгломерат[138] народов распался, местные интересы приобрели самодовлеющее значение. Содружество Независимых Государств в течение всего 1992 г. являлось формальным образованием, «содружеством» на бумаге, обеспечившим становление независимости бывших советских республик. Извлечь наибольшую пользу из него попытались все республики, включая те, которые стремились к максимальному обособлению от содружества. Украина обеспечила благоприятный для себя раздел вооружений бывшей Советской Армии, включая частичный контроль над ядерным оружием, базировавшимся на ее территории, закрепила за собой территорию Крыма, волевым решением Н.С. Хрущева переданного Украине в 1954 г. Аналогичная ситуация сложилась в Казахстане, где территории, исторически населенные русскими казаками, оказались в составе этой республики. Большинство молодых государств были заинтересованы в сохранении «рублевого пространства» и «прозрачных» границах. Отсутствие нормативно-правовой базы межгосударственных отношений способствовало выкачиванию природных ресурсов, электроэнергии и сырья из России во вновь образовавшиеся независимые государства ближнего зарубежья по низким ценам. Распад СССР сопровождался ожесточенными конфликтами во многих регионах бывшей великой державы. Еще больший размах приобрела война между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха, разгорелся вооруженный конфликт в Приднестровье. В 1992 г. началась гражданская война в Грузии, разрываемой межнациональными противоречиями: сначала - с Южной Осетией, а позднее - с Абхазией. В гражданскую войну перерос этнический конфликт в Таджикистане. Эти войны проходили с применением бронетехники, авиации, что влекло за собой огромные человеческие жертвы и десятки тысяч беженцев. Конфликты в Приднестровье и Южной Осетии удалось погасить, однако новым полем кровавых столкновений стал Пригородный район Северной Осетии - уже на территории России. Тем не менее, Содружество Независимых Государств являлось формой относительно мирного и цивилизованного «развода» бывших союзных республик и во многом предотвратило скатывание к глобальной гражданской войне на этнической почве на территории всего постсоветского пространства. В рамках СНГ были налажены двусторонние отношения между бывшими советскими республиками. «Линия Кравчука» на демонтаж СССР и обретение полной независимости, с одной стороны, и «линия Назарбаева», ориентированная на интеграцию, с другой, выявили в противостоянии друг с другом ситуационное преобладание центробежных тенденций. К восстановлению единого политического пространства в начале 90-х гг. не был готов ни один из народов бывшего СССР. Однако в перспективе уже просматривалась тенденция к усилению интеграционных процессов. В конце 1992 г. и особенно в 1993 г. практически во всех государствах «ближнего зарубежья» заговорили о необходимости восстановления хозяйственных связей, единого экономического и таможенного пространства. Судьба будущего шестой части суши во многом определялась развитием событий в самой России, самой мощной по экономическому, политическому и духовному потенциалу республике. Здесь базировались центральные структуры власти бывшего СССР, отсюда же вышли основные импульсы политического давления, приведшие к развалу Советского Союза. Оттого, сможет ли многонациональная Россия избежать участи СССР, зависела судьба всех народов не только самой республики, но и «ближнего зарубежья». Между тем, угроза распада Российской Федерации вырисовывалась в 1992 г. вполне реально. Усилился начавшийся ранее распад хозяйственных связей. Бывшие автономные республики объявили о суверенитете. Ряд из них - Чечня, Татарстан - предпринимали радикальные шаги, направленные на достижение полной независимости. Сохранение России как единого государства теперь зависело от быстрого и успешного проведения экономических реформ, способных на новой основе возродить интеграционные процессы, а также от единства и прочности центральной власти, ее решительности в сохранении целостности страны. Первого января 1992 г. в России началась многократно откладывавшаяся радикальная экономическая реформа. Ее целью было сделать российскую экономику рыночной, освобожденной от всевластия бюрократических государственных структур, построенной на равноправном сочетании различных форм собственности - частной, групповой, государственной и свободной конкуренции предприятий, личном интересе, инициативе и предприимчивости. Для этого было необходимо сломать монополию государственной собственности на средства производства, отойти от планового ведения народного хозяйства, жесткой регламентации всех сторон экономической жизни, уравнительного характера распределения доходов. Реформы в стране начались в обстановке, казалось, полного согласия и взаимопонимания всех ветвей власти - законодательной (Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ), исполнительной (Президент и правительство РФ) и судебной (Конституционный суд, Верховный суд, Генеральный прокурор). Однако это единство было видимым и непрочным. Трудности движения к рынку способствовали появлению в верхах сначала межличностных, а затем и политических противоречий. Все ветви власти ощущали на себе усиливающееся давление недовольных реформами, наиболее потерпевших от них слоев населения. Негативные последствия реформ обусловили формирование сильных лоббистских[139] группировок, отражавших интересы машиностроителей, аграриев, шахтеров и т.д. Представители директорского корпуса сформировали политический блок «Гражданский союз», выступавший за мягкую корректировку курса реформ путем придания им большей социальной направленности. Однако, в целом, цивилизованного становления многопартийной системы в стране еще не произошло. Партии оставались объединениями верхушечного характера, не имеющими широкой социальной базы и четких программ действий. Наибольшая опасность радикальному курсу реформ таилась в широкой оппозиции в Верховном Совете РФ. Парламент, стремясь ликвидировать образовавшийся разрыв между ростом цент и реальными доходами населения, настаивал на значительном увеличении расходной части бюджета на 1992 г. Это не давало возможность правительству во главе с исполняющим обязанности его председателя Е.Т. Гайдаром сформировать бездефицитный бюджет, и ставило под угрозу весь стратегический замысел реформ. Российское правительство стояло перед выбором стратегического пути проведения реформ в экономике. Первый, в основе которого лежала западная теория монетаризма[140], предполагал, что рыночная экономика имеет способность саморегулирования, а ее главным рычагом являются финансы. Радикальные реформаторы считали, что при полной свободе рыночных отношений стабильность экономики будет обеспечена сама по себе. Вмешательство же государства не только подавит свободу личности, но и будет способствовать увеличению вероятности ошибок в проведении экономической политики. Оппоненты монетаризма считали эту теорию идеальной лишь в теории, в математических расчетах и видели более приемлемой кейнсианскую[141] модель, где государство должно играть решающую роль в становлении и развитии рыночных отношений. Они доказывали эффективность этого пути на примере послевоенного развития западноевропейских стран и Японии. Правительство главе с Е.Т. Гайдаром, исходя из стремления быстрейшего разрушения советской плановой экономики и в надежде на скорые результаты, которые обеспечили бы невозможность реставрации административно-командной системы не только в экономике, но и в политике, выбрали первый вариант. В начальном периоде экономическая реформа Е.Т. Гайдара включала в себя два основных направления- отказ от их сдерживания и регулирования цен и приватизация. Первое направление получило название «шоковой терапии». Оно достаточно быстро привнесло первые положительные результаты в экономику России. Правительству удалось наполнить прилавки магазинов товарами первой необходимости, несколько выправить финансовое положение страны, снизить дефицит бюджета и поднять роль денег в обществе. Казалось, начали работать первые рыночные механизмы. В то же время, реформа принесла и серьезные негативные последствия. Рост цен привел к стремительному обнищанию значительной части населения. Особенно это коснулось пенсионеров, студентов, неквалифицированных рабочих. Обесценились денежные накопления людей, резко упал уровень жизни большей части россиян. В течение всего 1992 г. продолжала раскручиваться инфляционная спираль. Неуклонно сокращалось производство. С ноября 1991 г. по ноябрь 1992 г. оно упало на 23%. На конец ноября 1992 г. в России было 1,4 млн. безработных, а ежемесячный рост безработицы составлял в среднем около 9%. Цены на товары первой необходимости выросли в 10-15 раз, а на некоторые изделия в десятки и сотни раз. Покупательная способность средней заработной платы упала более чем вдвое. Реформа в значительной степени отражала интересы социальных групп, связанных с производством и экспортом природных и топливно-энергетических ресурсов. Наблюдалось вхождение чиновников в коммерцию и борьбу за государственную собственность, что породило коррупцию, небывалый взлет преступности. Из страны за бесценок стало вывозиться сырье, лес, золото, алмазы. Это вело к обогащению бюрократии, поскольку российское чиновничество и в новых условиях сохранило за собой право распоряжаться основными материальными ресурсами страны, выдачей экспортных квот[142] и лицензий[143]. Значительно снизился курс национальной валюты по отношению к доллару, возник кризис неплатежей предприятий. Социальная база реформ начала резко сужаться. Указ Президента «О свободе торговли» от 29 января 1992 г., вовлекший в стихийные рыночные отношения значительные массы населения, на время снизил социальную напряженность в обществе, но не решил основных проблем. Реформы были неизбежны, выстраданы Россией. Однако очень скоро оказалось, что проводятся они за счет народа, тогда как бюрократия осталась по-прежнему в выигрыше. Бывшие партийные чиновники после приостановления деятельности КПСС благополучно пересели в кресла руководителей коммерческих структур, многие из которых были созданы на деньги партии еще в период перестройки. Общество разделилось на кучку очень богатых и огромное большинство обнищавших людей. Все распространеннее становились социальная апатия и утрата доверия большинства россиян правительству. На этом фоне политические склоки борющихся за власть группировок свидетельствовали о глубочайшем кризисе самой власти. Создавалось впечатление, что политические структуры России повторяют недавно пройденный путь развалившегося СССР. Деятельность правительства привела к фактической ликвидации централизованного управления экономикой, дала самостоятельность предприятиям и отдельным регионам страны. Нараставшие центробежные тенденции грозили теперь распаду самой Российской Федерации. Анализ первых результатов реформ достаточно скоро высветил серьезные теоретические просчеты в их проведении. Началось резкое падение производства, которое ожидалось, но за счет естественного банкротства не конкурентно способных предприятий. На деле же либерализация цен, как и предупреждали противники «шоковой терапии», не включила сама по себе в действие механизмы конкуренции. Сохранившийся монополизм крупнейших государственных предприятий и объединений повлек за собой произвольное повышение цен на свою продукцию при одновременном снижении производства. В кризисном положении оказались предприятия военно-промышленного комплекса. В ходе конверсии государство поспешно отказалось от использования их по прямому назначению, т.е. для поставки оружия на мировой рынок. Неспособность предприятий ВПК наладить выпуск нужной стране продукции без поддержки государства привела к миллиардным убыткам, оставив вне производства значительную часть высококлассных специалистов. Со значительными трудностями столкнулся аграрный сектор. В надежде властей на быстрый рост фермерских хозяйств колхозы и совхозы, продолжая оставаться главными поставщиками продовольствия и сырья, оказались также без помощи государства. Всё это повлекло удорожание сельхозпродукции и сокращение ее производства, а также неспособность отечественных товаров конкурировать внутри страны с более дешевыми импортными продуктами, быстро завоевывающими российский рынок. Вторым важнейшим направлением в деятельности правительства Е.Т. Гайдара являлась приватизация. Именно она должна была покончить с неэффективной монополией государства в сфере производства и обращения, запустив, тем самым, механизм рыночной конкуренции. Приватизация, проводимая вице-премьером правительства А.Б. Чубайсом, предполагала стимулировать личную заинтересованность каждого россиянина и сделать его в ходе реформ в той или иной мере собственником. Однако отсутствие четкой концепции, медленная разработка правовой базы приватизации, наличие всякого рода ошибок новой номенклатуры привели к плачевным результатам. Переход в частные руки магазинов, столовых, других бытовых объектов «первой волны» разгосударствления зачастую означал для потребителя лишь смену вывески без видимых улучшений сферы обслуживания. Кампания по обеспечению всего населения ваучерами[144], проводимая правительством без продуманной подготовки, вскоре провалилась, а сами приватизационные чеки, обесценившись, стали объектом шуток и анекдотов. Первый этап приватизации не привел к повышению эффективности производства, а лишь способствовал быстрому созданию класса собственников. Причем обогатились не трудовые коллективы, а предприимчивые элементы легализовавшихся теневых структур и коррумпированное высшее и среднее чиновничество, активно «обменивавшее» власть на собственность. Главным препятствием развала экономики могли бы стать реформы, действительно улучшающие жизнь народа. Однако противостояние парламента и правительства, «подыгрывание» депутатов хозяйственной номенклатуре в деле «выбивания» кредитов вели к раскручиванию инфляционной спирали, снижали надежды народа на улучшение жизни. Отсутствие реальных позитивных перспектив неизбежно вело к социальной напряженности в обществе и утрате кредита доверия населения к центральным и местным властям. В условиях разрыва хозяйственных связей регионов предпринимались попытки выхода из кризиса собственными силами. Путь сепаратизма территорий поощрялся популистскими заявлениями Б.Н. Ельцина, предлагавшего республикам в составе России «взять суверенитета столько, кто сколько сможет». Такая политика могла привести в ближайшие годы к созданию на территории России десятков самостоятельных независимых государств со своими институтами власти, армиями, границами, денежными единицами. Требовалось немедленно разработать четкую концепцию развития государственного устройства России как единого государства. Российскому правительству в 1992 г. пришлось заново строить не только внутреннюю, но и внешнюю политику. При этом сразу же наметились два основных направления деятельности: «ближнее зарубежье», включавшее бывшие республики СССР, и остальной мир - «дальнее зарубежье». За 1992 г. не удалось сформировать целостной внешнеполитической концепции. В отношениях с бывшими советскими республиками российское руководство колебалось между стремлением к максимальному сохранению интеграционных связей в рамках СНГ и постепенным осознанием специфических российских интересов и необходимости их защиты. Перед Россией встали вопросы формирования национальной армии, раздела имущества Советского Союза, сохранения или выхода из рублевого пространства, обустройства границ, прежде всего со странами Прибалтики. В мировой политике первоочередными задачами для России являлись: - утверждение Российской Федерации в качестве правопреемницы СССР в ООН; - решение вопроса о ядерном оружии СССР и сохранении его только на территории России; - экономическая и финансовая поддержка Западом российских реформ; - налаживание прямых политических и экономических связей с наиболее развитымигосударствами мира. На этом пути были как достижения, так и провалы. Россия стала членом Международного валютного фонда и добилась важной в условиях кризиса отсрочки платежей бывшего СССР по долгам. Были заключены договоры о выводе российских войск из всех восточноевропейских государств, включая Германию, а также важные торговые соглашения с Китаем. Начали налаживаться политические и экономические связи с Южной Кореей. Вместе с тем, не состоялся намеченный визит Б.Н. Ельцина в Японию в связи со сложностью решения проблемы Курильских островов, что привело к срыву наметившегося сближения двух государств. В новой геополитической реальности Россия теряла контроль над традиционными зонами своего влияния, особенно на Ближнем Востоке. В Средней Азии усилилось действие «мусульманского фактора», аналогичные процессы шли в Закавказье и на Кавказе. Прибалтика все больше ориентировалась на Запад. Страны бывшего «советского блока» в Восточной Европе фактически разорвали экономические связи с государствами СНГ. СЭВа больше не было, и с каждым из его прежних членов приходилось заново строить экономические отношения. Итогом 1992 г. было радикальное изменение геополитической ситуации в Европе, Азии и в мире в целом. Произошло существенное снижение уровня безопасности всех стран бывшего СССР, включая Россию. США оказались единственной сверхдержавой в мире, не имеющей адекватного политического и военного противовеса, а потому способной диктовать свою волю в большинстве регионов мира. Однако мир стал менее предсказуем из-за неопределенности развития событий на «развалинах» СССР, обладавшего огромными запасами ядерного оружия. Углубление экономического кризиса, многочисленные «горячие точки», перерастающие в локальные войны внутри и между бывшими советскими республиками, растущая социальная напряженность - все это угрожало не только России, но, в ядерную эпоху, и всему человечеству.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 353. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |