Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Новое мышление» во внешней политике




 

Кардинальные изменения в период перестройки произошли и в области внешней политики. Инициатором нового внешнеполитического курса выступил сам М.С. Горбачев, за несколько лет завоевавший огромный личный авторитет на международной арене. Главной задачей внешней политики СССР во второй половине 80-х гг. было обеспечение условий для реформ внутри страны. М.С. Горбачев стремился максимально снизить уровень кон­фронтации со всеми странами и, прежде всего, с Соединенными Штатами Америки. Он понимал необходимость сокращения расходов на оборону, поскольку гонка вооружений стала непосильной для экономики СССР. Кроме того, М.С. Горбачев надеялся на получение от Запада солидных кредитов, особенно важных для обеспечения импорта зерна

Теоретическое обоснование этот курс получил в виде концепции «нового политического мышления», которая была провозглашена на XXVII съезде КПСС. Советский Союз официально объявил об отходе от принципов социалистического интернационализма, что означало отказ от стремления добиться социалистического преобразования мира хотя бы в отдаленной перспективе. Впервые за более чем 70 лет Советской власти приоритетными были провозглашены общече­ловеческие ценности. В решениях съезда говорилось, что перед всеми странами мира стоят одни и те же глобальные проблемы: экономические, социальные, экологические, энергетические и решить их можно только объединением общечеловеческих усилий на основе достижения баланса интересов, понимания и взаимозависимости.

ХХVII съезд КПСС определил основные направления внешнеполитической деятельности Советского Союза:

- смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении;

- урегулирование региональных конфликтов, начиная с Афганистана;

- расширение связей со всеми государствами;

- прекращение «особых отношений» со странами марксистско-ленинской ориентации;

В 1985-1987 гг. состоялся ряд встреч «в верхах» между М.С. Горбачевым и президентом США Р. Рейганом в Женеве, Рейкьявике и Вашингтоне. 8 декабря 1987 г. советская и американская стороны подписали соглашение об уничтожении ядерных ракет средней и меньшей дальности, положив конец периоду конфронтации. Советская сторона взяла на себя обязательства демонтировать и уничтожить в течение трех лет 1752 ракеты, американская - 869. Однако, заключив соглашение о ракетах, СССР пошел на, значительно большие, чем США уступки. Так, первоначально со­ветское правительство выдвинуло требование, чтобы в процессе до­говоренностей были учтены французские и английские ракеты средней дальности с ядерными боеголовками, но затем вынуждено было отказаться от него. Кроме того, СССР обязался ликвидировать часть ракет средней дальности в Сибири и на Даль­нем Востоке, направленных против Японии, Южной Кореи и Китая. Это было первое сокращение целого класса вооружений, предпринятое со времени окончания Второй мировой войны. Шестью месяцами позже это соглашение было дополнено установлением детальной системы взаимного контроля. По сравнению с советско-американскими договорами ОСВ-1 и ОСВ-2 это был значительный шаг вперед в процессе реального разоружения.

Сразу же после заключения соглашения о ракетах средней и меньшей даль­ности активизировались советско-американские переговоры о сокращении стратегических вооружений, но достичь реальных результатов в этой области не удалось из-за различий в подходах к решению глобальных проблем. Не дали больших результатов и Венские переговоры о сокращении обычных вооружений в Центральной Европе. Страны НАТО по-прежнему указывали на громадное преимущество стран Варшав­ского Договора в танках и личном составе, а СССР и другие страны - на ядерное превосходство НАТО. По существу, единственно реальным шагом было незначительное сокращение численности со­ветской армии на 20 тыс. солдат и 1 тыс. танков, базировавшихся в ГДР. Однако со стороны НАТО аналогичных действий не последовало.

Важнейшим вопросом, который рассматривался в двусторонних и многосторонних отношениях, был вопрос о присутствии со­ветских войск в Афганистане. Попытки реального улучшения отношений СССР с западными странами постоянно наталкивались на обвинения СССР в ведении агрессивной войны против афган­ского народа. Правительство М.С. Горбачева признало бесперс­пективность данной войны и было заинтересовано в выходе из нее. Но предпринять конкретные шаги в данном направлении было не­просто. Прежде всего, впервые после Второй мировой войны со­ветские войска продемонстрировали свою невысокую боеспособность, и советский генералитет был заинтересован в том, чтобы скрыть эту очевидную истину. Во-вторых, вывод советских войск показал бы возможность отступления социализма с «заво­еванных территорий», что имело бы негативное влияние на со­юзников СССР, как среди социалистических стран, так и среди развивающихся. В-третьих, необходимо было преодолеть сопротивление партийно-административного аппа­рата, который не хотел изменений в подходе к сущностным проб­лемам внешней политики. В-четвертых, советское руководство стремилось «сохранить лицо» и обставить свой уход из Афганистана максимально большим количеством условий. Все это привело к то­му, что война в Афганистане продолжалась еще несколько лет.

С 1985 г. начался период интенсивного расширения различного рода связей и контактов между советскими организациями и за­рубежными частными лицами. Советское руководство было заинте­ресовано, прежде всего, в развитии технико-экономических связей, надеясь получить западные кредиты и технологии с тем, чтобы облегчить кризисное состояние экономики. Западные же государ­ства, прежде всего США и Англия, шли на расширение торговых связей, обусловливая их политическими изменениями внутри СССР, а также расширением гуманитарных связей, контактов меж­ду частными лицами. В результате уступок советской стороны мно­гократно увеличился поток туристов и деловых людей, как в СССР, так и из СССР.

Советская дипломатия, во главе которой с 1985 г. стоял Э.А. Шеварднадзе, сменивший на этом посту А.А. Громыко, активно пыталась нормализовать и поддерживать добрососедские отношения с максимально большим количеством государств. Прежде всего, это касалось целого ряда государств, отношения с которыми у СССР были не до конца урегулированы. Постепенно улучшались отношения Советского Союза с Китайской Народной Республикой. Достаточно быстро были сняты пог­раничные, территориальные, идеологические разногласия. Меж­правительственные контакты происходили на все более высоких уровнях, ежегодно росла межгосударственная и приграничная торговля. В мае 1989 г. состоялся первый за 30 лет официальный визит главы СССР в КНР. Подобные процессы стали происходить и в отношении стран Юго-Восточной и Южной Азии, таких, как Таиланд и Пакистан, латиноамериканских, таких, как Чили, африканских, в частности, Южно-Африканской Республики. Однако и в 1985-1991 гг. СССР продолжал оказывать военно-эко­номическую помощь арабским и африканским странам, ориентировавшимся на «социалистические идеалы». К этим странам относились Алжир, Ангола, Эфиопия, Ирак, Сирия и др.

В 1985-1988 гг. отношения СССР со странами социалистиче­ского содружества строились на тех же основах, что и раньше. Правительства в этих странах оставались прежними, созданными еще при Л.И. Брежневе. В то же время этот период был весьма специфическим, так как европейские социалистические страны ока­зались как бы в арьергарде[134] перестройки. СССР в это время сам стимулировал и подталкивал внутренние процессы в социалистических странах в сторону демократизации и отхода от догматического социализма. В европейских социалистических странах накапливалась потенциальная энергия для последующих перемен.

Если 1985-1988 гг. с точки зрения внешней политики можно рассматривать как подготовительный этап, то 1989-1991 гг. стали временем перестройки. Причем зачастую ее результаты со­ответствовали выдвигаемым задачам и нередко были неожиданными для правительств многих стран.

Среди событий международной жизни, в которой активное участие принимал СССР, можно выделить несколько крупных сфер:

- вывод советских войск из Афганистана;

- победа оппозиционных сил в европейских социалистических странах;

- объединение Гер­мании;

- начало вывода советских войск из Восточной Европы.

Согласно женевским договоренностям 1988 г., весной 1989 г. все советские войска покинули Афганистан. Этот шаг советского правительства вызвал благожелательный отклик во всем мире и, прежде всего, в арабских странах и странах Запада. В то же время женевские соглашения нарушались, так как СССР продолжал оказывать военно-экономическую помощь афганскому правитель­ству, а США и ряд арабских стран - оппозиционным силам. Не­смотря на вывод советских войск, центральное афганское правительство сохранило контроль над стратегическими районами страны и продолжало вести успешные боевые действия против душманов[135].

В 1989-1991 гг. произошли резкие сдвиги во внутриполитиче­ской жизни практически всех стран социализма, что в свою очередь наложило отпечаток на международные отношения. Либерализация режима в СССР, отказ от «доктрины Брежнева» оказали огромное воздействие на ситуацию в Восточной Европе. В этот период во всех восточноевропейских социалистических странах к власти пришли оппозиционные силы. Причем везде, кроме Румынии, где было вооруженное восстание, перемены осуществились мирным путем и получили название «бархатные революции». Эти события оказали огромное влияние на ситуацию в нашей стране, так как показали, что тоталитарные режимы под воздействием массовых народных выступлений могут рухнуть в течение нескольких дней.

В связи с глобальными внутриполитическими изменениями в бывших социалистических странах и форсированном введении рыночных отношений, во многих из них наблюдалось падение темпов экономиче­ского развития и жизненного уровня населения, нарушались политические, экономические и военные связи. Стал быстро падать объем торговли между бывшими социалистическими странами. Это было вызвано переходом на расчеты между ними в конвертируемой валюте[136]. Изменение цен на продукцию и сырье, перебои с транспортом, невыполнение договоров по постав­кам - все это привело к тому, что экономическое сотрудничество опустилось до крайне низкой черты. Военное же сотрудничество прекратилось совсем. Польша, Чехословакия, Румыния офи­циально заявили об аннулировании ряда обязательств в рамках Организации Варшавского Договора, а Венгрия объявила о своем выходе из этой организации. В марте 1991 г. была официально ликвидирована военная организация стран Варшавского Договора. В Европе остался только один военно-политический блок - НАТО. В конце 1990 - начале 1991 г. СССР вынужден был за­ключить соглашения со всеми восточноевропейскими странами о вы­воде из них советских войск.

Одним из самых серьезных изменений в политической жизни Ев­ропы было объединение Германии. Этот процесс начался в 1989 г., когда к власти в ГДР в результате всеобщих выборов пришла Христианско-демократиче­ская партия, провозгласившая курс на скорейшее объединение стра­ны. Сложность заключалась в том, что ГДР была членом ОВД, а ФРГ - НАТО, и в ГДР находились ударные части Советской Армии. В результате переговоров в октябре 1990 г. была достигнута договоренность о том, что объединенная Германия станет членом НАТО, а советские войска в течение 4 лет будут выведены из страны. Было обещано, что СССР получит от ФРГ круп­ные льготные кредиты, поставки техники, технологии и товары широкого потребления. Общая сумма кредитов и эко­номической помощи ФРГ нашей стране должна была составить около 10 млрд. марок.

В этот период практически все развитые страны и даже Южная Корея, дипломатические отношения с которой еще не были уста­новлены в полном объеме, обещали СССР миллиардные кредиты и оказывали ему экономическую и гуманитарную помощь. В 1990 г. США предоставили СССР впервые в истории режим наибольшего бла­гоприятствования в торговле. В апреле 1991 г. состоялся первый в истории советско-японских отношений визит главы СССР в Японию. В целом период с 1985 по 1991 гг. характеризовался кардиналь­ными изменениями в международной обстановке. За какие-то 5-6 лет исчезла конфронтация Восток-Запад, закончился период «холодной войны», перестал существовать «социалистический лагерь».

Падение популярности М.С. Горбачева внутри страны было обратно пропорциональным росту его авторитета на Западе. Это явление можно считать вполне закономерным, так как для США и их союзников М.С. Горбачев был лидером, который менял облик СССР, превращая «империю зла» в демократическое государство. Внутренние дела Советского Союза для Запада в тот период были второстепенными по сравнению с угрозой, которую советский военно-промышленный потенциал представлял для всего мира.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 307.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...