Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

От «разрядки» к новой конфронтации с Западом




 

Внешнеполитическая деятельность Советского Союза во второй половине 60-х - начале 80-х гг. осуществлялась на нескольких уровнях. Особую роль играло сотрудничество КПСС с зарубежными коммунистическими партиями, со странами социалистического лагеря, с капиталистическими державами и странами третьего мира.

Первоочередной задачей Советского Союза после отставки Н.С. Хрущева стало укрепление пошатнувшихся позиций СССР в социалистическом лагере и среди компартий развивающихся стран. Восстановлению контроля над соцлагерем мешал Китай, позиции которого после «карибского кризиса» значительно усилились, особенно в странах третьего мира. Именно поэтому вплоть до середины 60-х гг. внешняя политика СССР была весьма осмотрительной, но в целом плодотворной. Поддержка со стороны СССР вооруженной борьбы во многих странах Латинской Америки, сближение с Кубой, помощь Северной Корее и Северному Вьетнаму расширяла сферы экономического, политического и военного влияния СССР.

Принцип мирного сосуществования с Западом уже не рассматривался как генеральная линия внешней политики Советского Союза. Две сверхдержавы - СССР и США стремились расширить свои зоны влияния, а в ряде регионов их интересы сталкивались и грозили перейти в открытую военную конфронтацию. Китай с началом «культурной революции» он был фактически исключен из международной жизни к великому облегчению Советского Союза.

После венгерских событий 1956 г. советскому руководству удалось стабилизировать ситуацию в Восточной Европе. СЭВ и Варшавский договор обеспечивали приоритет СССР в социалистическом лагере. Однако в 1968 г. в Чехословакии начался процесс обновления, отката от социализма сталинской модели. Первоначально советское руководство приветствовало «Пражскую весну». Однако вскоре в советской печати стали появляться статьи, в которых высказывались опасения, не приведет ли бурный процесс обновления в Чехословакии к отказу от социалистических принципов. Резко негативную оценку получили широко использовавшиеся в чехословацкой прессе понятия «плюрализм», «разнообразие моделей социализма», которые расценивались как проявления ревизионизма.

Оценка политической ситуации вокруг Чехословакии осложнялась ее важным стратегическим положением в Европе. Советское руководство во главе с Л.И. Брежневым сделало вывод, что события в Чехословакии представляют угрозу социализму. Этот вывод поддержали и руководители большинства стран-участниц организации Варшавского договора. 21 августа 1968 г. войска пяти государств - СССР, ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии вступили на территорию Чехословакии. Эта акция была подвергнута критике западноевропейскими коммунистическими партиями, большинством прогрессивных сил мира.

В этот период продолжали углубляться разногласия между руководством Советского Союза и Китайской Народной Республики, вызванные в основном субъективными причинами. Разрыв отношений на всех уровнях и практически во всех сферах сотрудничества осложнялся пропагандистскими обвинениями в адрес друг друга, хотя идеологические разногласия не должны были влиять на политическое и экономическое сотрудничество двух социалистических стран. Ситуация усугубилась вооруженными конфликтами на границе с Советским Союзом. В результате этого на Дальнем Востоке и советско-китайской границе была сконцентрирована немалая часть Вооруженных Сил СССР, что объективно дестабилизировало обстановку в этом регионе.

«Нормализация» положения в Чехословакии ускорила процесс как военной, так и экономической интеграции Восточной Европы и СССР. Помимо Варшавского договора и СЭВ Советский Союз выступил инициатором создания около 30 межгосударственных учреждений, предназначенных для координации работы промышленности и транспорта, распределения энергии, производства вооружений. Для этих учреждений была характерна тенденция к быстрому расширению сферы деятельности и усилению в итоге контроля Советского Союза над экономической жизнью «братских государств». Так на деле реализовывался принцип «ограниченного суверенитета» или так называемая «доктрина Брежнева». Особо упорное сопротивление этой политике оказала Румыния, претендуя на полную самостоятельность. Но в целом социалистический лагерь Восточной Европы был подконтролен Москве.

Первую брешь в этой замкнутой системе удалось пробить Польше, где с середины 70-х гг. наметился экономический кризис. Движение народных масс против политики правительства, приведшей к значительному ухудшению уровня жизни поляков, возглавил профсоюз «Солидарность». В отличие от Венгрии и Чехословакии политическое движение в Польше было обязано не партии. «Солидарность» выполняла роль противовеса официальной власти, ставила под сомнение многие аспекты[124] деятельности единого партийно-государственного организма. Учитывая это обстоятельство, советское руководство лишь с большим трудом могло непосредственно вмешаться в польские дела без риска пролить «большую кровь». Именно поэтому «нормализация» положения в стране была доверена польскому генералу В. Ярузельскому, и в этом заключалось главное отличие от событий 1968 г. в Чехословакии. 13 декабря 1981 г. В. Ярузельский ввел в стране военное положение. Тем не менее, и без прямого вмешательства СССР, его политика была расценена мировым сообществом как еще одно преступление против демократии. Действия Советского Союза в мире все больше ассоциировались[125] с попранием прав человека как внутри страны, так и в соседних государствах.

До начала 70-х гг. Советский Союз в своей внешней политике отдавал приоритет социалистическому лагерю с целью его «сплочения». После «усмирения» Чехословакии и установления контроля над Восточной Европой наметился радикальный поворот в сторону реальной «разрядки» напряженности между Востоком и Западом. Прорыв в этом направлении начался с договора от 12 августа 1970 г. между Советским Союзом и ФРГ, по которому обе стороны отказывались от применения силы в отношениях между собой. В декабре 1970 г. канцлер ФРГ В. Брандт от имени своей страны заключил договоры с СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией об основах взаимоотношений, в которых признавалась территориальная и социально-экономическая нерушимость государственных границ, сложившихся в Европе после Второй мировой войны. По инициативе Советского Союза было заключено четырехстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания и Франция) по урегулированию статуса Западного Берлина. Тем самым, на основе разумного компромисса была разрешена одна из самых сложных проблем европейской безопасности.

Отношения с развитыми капиталистическими странами носили противоречивый, но в целом конструктивный характер. Во второй половине 60-х гг. началась «разрядка» во взаимоотношениях СССР и Франции. Президент Франции Шарль де Голль посетил Москву летом 1966 г. В 1966-1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться совет­ско-французские экономические связи. Новый президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 г. документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией».

Крупной победой политики «разрядки» стало успешное завершение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В его работе принимали участие руководители и представители 33 европейских стран, а также США и Канада. 1 августа 1975 г. в Хельсинки был подписан Заключительный акт Совещания. Основа его - декларация принципов, которыми государства должны руководствоваться во взаимных отношениях. Они включали в себя: суверенное равенство; взаимный отказ от применения силы или угрозы силой; нерушимость границ, территориальную целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм права.

Эта беспрецедентная в истории встреча стала событием огромного международного значения. Она заложила основы перехода к новому этапу разрядки напряженности. Однако без урегулирования отношений между двумя сверхдержавами - СССР и США - любые договоры и акты носили чисто декларативный характер. Наметившееся в начале 70-х гг. сближение США и Китая вызвало у Советского Союза самые серьезные опасения, что два его главных противника объединятся против него. Советская дипломатия стала форсировать подготовку советско-американской встречи в «верхах». В мае 1972 г. президент США Р. Никсон и Л.И. Брежнев встретились в Москве. После этой встречи последовало заключение ряда советско-американских соглашений: в июле 1973 г. о сотрудничестве двух стран в различных сферах - от экономики до совместного освоения космоса; ОСВ-1 - ограничение стратегических вооружений; в 1979 г. - договор ОСВ-2, куда включались не только баллистические ракеты, но и стратегические бомбардировщики, разделяющиеся боеголовки. Однако, ввиду ухудшения советско-американских отношений в конце 70-х гг. после ввода советских войск в Афганистан и прихода к власти в США новой администрации во главе с Р. Рейганом, конгресс его так и не ратифицировал. Тем не менее, договор ОСВ-2 все же ставил гонке вооружений некоторые рамки, соблюдавшиеся обеими сторонами.

Несмотря на успехи политики «разрядки» в середине 70-х гг., у СССР и США не было доверия друг к другу. Это во многом заставляло обе стороны перестраховываться с контролем за выполнением договора и затрудняло дальнейший процесс сокращения вооружений. Более того, после размещения Советским Союзом в странах Восточной Европы ракет СС-20, не подпадавших под соглашения об ОСВ, был нарушен баланс сил в Европе в пользу Варшавского договора. Американская сторона, хотя и продолжала переговоры по ОСВ, в случае отказа вывести советские ракеты приняла решение до конца 1983 г. в качестве ответной меры установить в Западной Европе крылатые ракеты «Томагавк» и «Першинг-2» в количестве 572 единицы, способные достигать территории СССР. Такое положение означало потерю взаимного доверия и конец «разрядки».

Достигнув своего апогея в середине 70-х гг., «разрядка» многим казалась необратимой. Потепление советско-американских отношений вызвало иллюзию реализации на деле принципа мирного сосуществования. Однако брежневская внешняя политика имела определенный предел, который вытекал из ее классового принципа. Дело в том, что передышка в конфронтации рассматривалась Л.И. Брежневым и его окружением как благоприятная возможность глобализации своей внешней политики, то есть распространения своего влияния не только на Восточную Европу и Юго-Восточную Азию, но и на Ближний Восток, Африку, Центральную Азию. Причем, мирное проникновение социализма в страны третьего мира сочеталось с силовыми мерами. Так СССР вдохновил кубинскую интервенцию в Анголе, помогал Народному фронту освобождения Мозамбика, усиливал свое влияние в районе Африканского рога сначала на стороне Сомали, а затем вернувшись к союзу с Эфиопией. Открыто поддерживая не только страны просоциалистической ориентации, но и коммунистические партии развивающихся стран, не являющиеся правящими Советский Союз, по сути, осуществлял экспансиюсоциализма.

В 1967 г. началась очередная арабо-израильская война. Она за­вершилась серьезным поражением Египта, Сирии и Иордании в хо­де шестидневных боевых действий. Но поражение арабских стран привело к усилению в них влияния СССР, так как Израиль ориентировался на США. В то же время происходило сближение Советского Союза с другими арабскими странами, проводившими антиамериканский курс и искавшими новых союзников. Усиление позиций Советского Союза в арабском мире прекратилось лишь в середине 70-х гг. Существенную роль в этом сыграли как фина­нсовая помощь США, так и определенное разочарование в действиях СССР, которые зачастую стали рассматриваться как вме­шательство во внутренние дела арабских стран.

Смертельный удар «разрядке» был нанесен советской интервенцией в Афганистан. Кучка одряхлевших политиков в Политбюро во главе с Л.И. Брежнев, принимая решение о вводе войск в Афганистан, вряд ли представляла серьезные последствия этой «помощи афганской революции». В апреле 1978 г. в Афганистане в результате государственного переворота к власти пришли коммунисты во главе с Тараки. Для придания необратимости социалистическим преобразованиям и сохранения своего влияния в Афганистане в декабре 1979 г. СССР осуществил открытую широкомасштабную экспансию под предлогом «защиты революции». После свержения шахского режима в Тегеране США увидели в интервенции Советского Союза угрозу потери своего былого влияния на Среднем Востоке.

Потрясенная Америка посчитала, что агрессия косвенно была направлена против нее. Совершенная сразу после конфликта в Анголе и Эфиопии, после поддержанного Советским Союзом вторжения Вьетнама в Камбоджу, интервенции в Афганистане, казалось, была апогеем беспрецедентного размаха советской экспансии. Во многом благодаря реакции, вызванной этой интервенцией в США, победу на выборах осенью 1980 г. одержал Р. Рейган, а его внешняя политика стала главным препятствием для советской дипломатии 80-х гг.

Ввод советских войск в Афганистана со всей очевидностью подтвердил мнение Запада, что «разрядка» была «улицей с односторонним движением» и сильно напоминала жульничество на рынке. Мечта А.Д. Сахарова о том, что «разрядка» приведет к конвергенции[126] Востока и Запада, не сбылась. Афганистан положил начало новому периоду конфронтации, недоверия и демонстративных демаршей великих держав. Например, в 1980 г. последовал отказ американской, а затем советской стороны от участия в Олимпийских играх соответственно в Москве и Лос-Анджелесе.

В течение 1981-1983 гг. советская дипломатия предпринимала усилия по предотвращению размещения американских ракет в Западной Европе. Однако ни участие пацифистов в митингах протеста по размещению ракет в ФРГ, Нидерландах, Великобритании, ни предостережения о том, что эти страны становятся заложниками ответного удара советской стороны, успеха не принесли. Внешняя политика, проводимая «олигархией кремлевских старцев», привела к новому витку гонки вооружений, что нанесло сокрушительный удар по экономике СССР.



ВЫВОДЫ

 

Смена партийно-государственного руководства СССР в октябре 1964 г. означала и смену политичес­кого курса. Начался постепенный и негласный отход от курса XX съезда, положившего начало демократизации советского общества. Многие начинания Н.С. Хрущева в этом направлении были осуждены и преданы забвению. По ряду направ­лений началось движение вспять. Консервация политического режима не могла не привести к «застою» во всех сферах жизни. Уже в 1965 г. наметился возврат к прежним оценкам дея­тельности И.В. Сталина. Все большее значение в жизни об­щества приобретали партийный аппарат, армия, КГБ.

Экономические реформы 1965 г. в сельском хозяйстве и промышленности, основные положения которых прорабатывались еще при Н.С. Хрущеве, несмотря на всю свою непоследовательность и ограничен­ность, стали самыми радикальными и успешными за долгие годы. Однако их противоречивость с самого начала способст­вовала тому, что в ряде случаев они несли в себе резуль­тат, прямо противоположный первоначальному замыс­лу. Внедрение новейших технологий и образцов техники было несо­вместимо с сохранявшейся партийно-государственной политической системой и административными методами управления экономикой. После событий 1968 г. в Чехословакии руководство стра­ны сочло продолжение реформ опасным для существующего строя и, по существу, пошло на их свертывание.

На смену хрущевской «оттепели» пришел «застой», который особенно отчетливо проявился в развитии духовной сферы, в первую очередь, в лите­ратуре и искусстве. О наступлении кризиса системы свидетельство­вало и появление ростков «антисистемы», выразивших­ся, в частности, в «теневой экономике», диссидентском движении и т.д.

Политика разрядки международной напряжен­ности характеризовалась не только ослаблением прямо­го военного противостояния между СССР и США, но и перенесением его в различные регионы планеты. От­ношения с социалистическими странами после чехо­словацких событий строились на основе «доктрины Брежнева». Главной целью оказания широкомасштаб­ной помощи народам развивающихся стран было стремление использовать сотрудничество с ними для противостояния США и создания военных баз.


 ГЛАВА IХ


ПЕРЕСТРОЙКА М.С. ГОРБАЧЕВА

И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 370.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...