Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 5: Стандарты этического поведения 




Раздел 6: Определение социальной работы

и комментарии Международной федерации социальных работников

Раздел 7: Международные соглашения, на которых строятся принципы и стандарты этики социальной работы  

       Во введении указываются задачи кодекса, определяется сфера его действия, основополагающие требования, предъявляемые к социальному работнику, порядок пересмотра и обновления кодекса.

Во втором разделе дается определение понятия «социальная работа», конкретизируется понятие клиент.

 

Социальная работа – это совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека. Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику, или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (посетитель, заказчик) социальной и социально-педагогической работы. Клиент может представлять собой индивидуума, семью, какую-либо группу или сообщество.

 

       Раздел 3 определяет ценности социальной работы, к которым относит:

Человеческое достоинство и толерантность;

Социальную справедливость и гуманизм;

Компетентность

Социальную активность, мобильность и гибкость.

 

В разделе 4 перечислены принципы социальной работы:

Принятие человека таким, каков он есть;

Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;

Конфиденциальность сотрудничества социального работника и социального педагога с клиентом;

Полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действиях;

Ответственность социального работника и социального педагога за результаты своей деятельности;

Порядочность социального работника и социального педагога во взаимодействии с клиентом.

Раздел 4 посвящен стандартам этического поведения социального работника и социального педагога:

Этическое поведение по отношению к профессии социального педагога и социального работника;

Этическое поведение по отношению к людям, которые пользуются социальными услугами;

Этическое поведение по отношению к коллегам;

Этическое поведение по отношению к взаимодействующим организациям.

В разделе 6 дается определение социальной работы и комментарии Международной федерации социальных работников. Используемое международное определение социальной работы и комментарии к нему введены Международной федерацией социальных работников на встрече Международной Федерации социальных работников в Монреале, Канада, в июле 2000 г. вместо прежнего определения, которое было принято в 1982 г.

Профессия «Социальная работа» способствует реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь. Используя теории человеческого поведения и социальных систем, социальная работа включается в процесс на этапе, когда люди взаимодействуют с окружающей средой. Принципы соблюдения прав человека и социальной справедливости являются фундаментальными для социальной работы.

В разделе 7 перечислены международные соглашения, на которых строятся принципы и стандарты этики социальной работы:

Международная декларация этических принципов социальной работы. Международные этические стандарты социальных работников, 1994 г.;

Всеобщая декларация прав человека, 1948 г. (Universal Declaration of Human Rights);

Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г. (The International Covenant on Civil and Political Rights);

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965 г. (The Convention on the Elimination of All forms of Racial Discrimination);

Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1976 г. (The Convention on the Elimination of all forms of Discrimination against Women);

Конвенция о правах ребенка, 1989 г. (The Convention on the Rights of Children).

Кроме того, поясняется сущность каждого из указанных документов.

Таким образом, сравнивая эти два кодекса, можно наблюдать глубокую преемственность в этических основах социальной работы. Вместе с тем появление второго кодекса еще раз подтверждает тот факт, что этический кодекс, как профессионально-этическая система социальной работы в целом, при всей его устойчивости и целостности, не является замкнутой системой. Он открыт и динамичен. Происходящие в мире и обществе перемены должны отражаться на содержании норм и правил, заложенных в кодексе, должны стимулировать и внесение в него новых, обоснованных норм и правил, которые будут опосредованно реализовываться в повседневной профессиональной деятельности на любом из уровней социальной работы. Кроме того, во втором кодексе четко эксплицирована ориентация на мировые достижения и опыт принципов гуманизма.

Профессионально-этические кодексы в социальной работе зарубежных стран

Одна из наиболее известных деклараций о ценностях профессиональной этики, которой также руководствуются современные социальные работники, это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников», принятый в США в 1997 году.

Принципы, содержащиеся в Кодексе, являются как предписывающими, так и запрещающими. В Кодексе сформулированы принципы, формирующие личность социального работника, его специфический подход к овладению профессией и принципы, касающиеся его отношений с отдельными людьми или группой.

«Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников» США указывает основные обязательства социального работника:

Я считаю своей главной обязанностью служение интересам и благосостоянию индивида или группы, которых я обслуживаю, и это включает действия по улучшению социальных условий жизни и быта клиентов.

Я выступаю против дискриминаций по признакам пола, расы, цвета кожи, религии, возраста или национального происхождения в общении с людьми, в своей работе буду добиваться прекращения и ликвидации такой дискриминации в предоставляемых услугах, в трудовых соглашениях, в практике предпринимательства.

Я отдаю предпочтение своей профессиональной ответственности, а не своим личным интересам.

Я принимаю на себя ответственность за качество и количество предоставляемых мною услуг клиентам.

Я уважаю конфиденциальность клиента.

Я ответственным образом использую сведения, полученные мною в работе с клиентами.

Я отношусь с уважением к сведениям, точкам зрения и действиям коллег по работе и использую соответствующие каналы для выражения своих суждений по этим вопросам.

Я практикуюсь в социальной работе в рамках общепринятых знаний и компетенции моей профессии.

Я признаю свою ответственность за свой вклад в фонд знаний и опыта в сфере социальной работы.

Я принимаю на себя обязанность в защите интересов общины против неэтичных поступков и поведения отдельных индивидов или организаций.

Я готов предоставлять соответствующие профессиональные услуги в чрезвычайной общественной обстановке.

Я чётко и публично провожу различия между заявлениями, как индивида, так и представителя организации.

Я поддерживаю принцип необходимости профессионального образования для профессиональной работы.

Я принимаю на себя ответственность за создание и поддержку условий в социальном агентстве, которые позволяют социальным работникам вести себя в соответствии с данным кодексом.

Я оказываю своими знаниями и умениями поддержку программам улучшения социального благосостояния.

Очевидно, что сам текст этого документа отличается структурой и стилем изложения. Краткие, но емкие и энергичные принципы подаются от первого лица и в большей степени, чем какой-либо другой кодекс, напоминают клятву профессионала.

Рассмотрим профессионально-этический кодекс «Ассоциации социальных работников Турции».Он построен по другому принципу. Это подробный, объемный, четко структурированный документ. Он состоит из шести разделов и пунктов:

/. Профессионально этическая ответственность социального работника перед клиентами

1.1. Обязательства перед клиентами

1.2. Культурная компетентность и социальное многообразие

1.3. Самоопределение

1.4. Конфиденциальность

1.5. Информирование клиента

1.6. Доступ к документам

1.7. Прерывание обслуживание

1.8. Прекращение обслуживание

1.9. Конфликт интересов

1.10. Плата за услуги

1.11. Эмоциональные (сексуальные) отношения

1.12. Физический контакт

1.13. Сексуальные домогательства

1.14. Использование оскорбительных и унижающих выражений

2.   Этическая ответственность перед коллегами и другими профессионалами.

2.1. Уважение

2.2. Конфиденциальность

2.3. Междисциплинарное сотрудничество

2.4. Споры с коллегами

2.5. Консультации

2.6. Обращение к другим профессионалам

2.7. Сексуальные вопросы

2.8. Некомпетентность и нанесение вреда коллегам.

2.9. Неэтичная практика коллег

3.   Этическая ответственность при ведении практики

3.1. Наблюдение и консультирование

3.2. Образование и подготовка

3.3. Оценка деятельности

3.4. Записи о клиентах

3.5. «Передача» клиента

3.6. Управления

3.7. Повышение образования и повышение квалификации

3.8. Обязательства перед работодателем

3.9. Конфликта социального работника и работодателя

4.  Этическая ответственность как профессионала.

4.1. Компетентность

4.2. Дискриминация

4.3. Личное поведение

4.4. Нечестность

4.5. Недостатки

4.6. Представительские функции

4.7. Настойчивость

4.8. Признание

5.   Этическая ответственность перед своей профессией

5.1. Чистота профессии

5.2. Исследования

6.   Этическая ответственность перед обществом

6.1. Благосостояние общества

6.2. Общественные мероприятия

6.3. Национальные потребности общества

6.4. Социальная и политическая деятельность

 

Широко известен также такой документ, как «Этика социальной работы: принципы и стандарты», принятый на общем собрании Международной федерации социальных работников (IFSW) в Осло, Норвегия, в октябре 1994 г.

Он состоит из трех разделов:

1. Обоснование.

2. Международная декларация этических принципов социальной работы.

3. Международные этические стандарты социальных работников.

 

В первом разделе обосновывается важность этических знаний для профессионального социального работника, рекомендуется использование предлагаемых «Международной декларации этических принципов социальной работы» и «Международных этических стандартов социальных работников» для дальнейшей разработки этических принципов социальной работы.

Раздел «Международная декларация этических принципов социальной работы»включает следующие разделы: Введение, Согласованность, Принципы, Проблемные области, Методы решения вопросов/проблем.

Раздел «Международные этические стандарты социальных работников» базируется на Международном уставе этики профессиональных социальных работников, принятом МФСР в 1976 г. Подпунктами данного раздела являются:

Преамбула,

Основные стандарты этического поведения,

Стандарты поведения социального работника по отношению к клиентам

Стандарты взаимоотношений социального работника с агентствами и организациями

Стандарты поведения социального работника в отношениях с коллегами

Стандарты по отношению к профессии.

Очевидно, такая структура максимально близка «Профессионально-этическому кодексу социального работника России».

Сравнивая различные профессионально-этические кодексы, можно с уверенностью сказать, что во всем мире и во все времена профессиональная этика социального работника строилась и строится на основе уважения прав личности, специфики социальной работы как профессиональ­ной деятельности и социального института и предполагала не только соблюдение четких норм и принципов взаимодействия и взаимоотношений, но и наличие опре­деленных личностных качеств у специалиста.

Все кодексы провозглашают ценности и принципы, способствующие повышению и поддержанию высокого стандарта профессиональной деятельности каждого работника социальной сферы независимо от занимаемой должности, а также содержат характеристики основных этических норм и правил, которыми руководствуются социальные работники в своей практической деятельности.

При этом в каждой стране профессионально-этический кодекс социального работника имеет свою специфику, свои специфические акценты, отражающие культуру, историю, особенности вероучения, традиции и менталитет народа, а также уровень развития института социальной работы.

 

Именно в этом направлении и будет, по-видимому, происходить дальнейшее развитие профессионально-этической системы социальной работы, и все перемены, происходящие в обществе, должны отражаться на содержании норм и правил, заложенных в кодексе, должны стимулировать и внесение в него новых, обоснованных норм и правил, которые будут опосредованно реализовываться в повседневной профессиональной деятельности на любом из уровней социальной работы.

Резюме

· Главное право, которое помогает осуществить система социальной защиты, – право на достойную жизнь, а не просто существование или прозябание.

 

· Первым профессионально-этическим кодексом стал «Профессионально-этический кодекс социального работника России», который был принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 года.

  • В 2003 году общероссийской общественной организацией «Союз социальных педагогов и социальных работников» был принят «Кодекс этики социального педагога и социального работника».

 

· Одна из наиболее известных деклараций    о ценностях профессиональной этики, которой также руководствуются современные социальные работники, это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников», принятый в США в 1997 году.

 

  • Широко известен также такой документ, как «Этика социальной работы: принципы и стандарты», принятый на общем собрании Международной федерации социальных работников (IFSW) в Осло, Норвегия, в октябре 1994 г.

 

  • Во всем мире и во все времена профессиональная этика социального работника строилась и строится на основе уважения прав личности, специфики социальной работы как профессиональ­ной деятельности и социального института и предполагала не только соблюдение  четких норм и принципов взаимодействия и взаимоотношений, но и наличие опре­деленных личностных качеств у специалиста. При этом в каждой стране профессионально-этический кодекс социального работника имеет свою специфику, свои специфические акценты, отражающие культуру, историю, особенности вероучения, традиции и менталитет народа, а также уровень развития института социальной работы.

 

Контрольные вопросы

1. В каких основополагающих документах и актах закреплено определяющие положение и ценность человека в обществе, гарантия его определенных прав?

2. Назовите первый отечественный профессионально-этический кодекс социального работника. Когда и кем он был принят?

3. Какова структура и основные положения «Профессионально-этического кодекса социального работника России»?

4. Кем и когда был принят «Кодекс этики социального педагога и социального работника»?

5. В чем специфика «Кодекса этики социального педагога и социального работника»?

6. Охарактеризуйте «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников» США.

7. По какому принципу построен профессионально-этический кодекс «Ассоциации социальных работников Турции»?

8. В чем особенность документа «Этика социальной работы: принципы и стандарты», принятого на общем собрании Международной федерации социальных работников (IFSW)?

9. Что объединяет отечественные и зарубежные профессионально-этические кодексы социальных работников?

ГЛАВА 14. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦ. РАБОТНИКА В УСЛОВИЯХ ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ СИСТЕМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Профессионально-этическое регулирование деятельности специалистов в различных сферах

2. Профессионально-этические системы: общее и особенное:

2.1. Медицинская этика

2.2.Профессиональная этика психолога

2.3. Педагогическая этика

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 538.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...