Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛАВА 15. ЭТИКА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
1. Человеческие отношения в социальной работе. 2. Сфера отношений социального работника 3. Этика взаимопонимания в сфере отношений социального работника 4. Правила общения с отдельными категориями клиентов Человеческие отношения в социальной работе Социальная работа – это работа с людьми. Человеческие отношения в социальной работе выполняют много функций. Если человечное отношение содержит искреннюю заинтересованность в положении другого человека, подлинную оценку его уникальной индивидуальности и желание поддержать человека в его трудностях, то это может оказать положительное влияние на личную уверенность и на его видение и восприятие ситуации как таковой.
Практика социальной работы подтверждает, что человечное отношение в социальной работе играет важную роль с самого первого контакта между социальным работником и клиентом. Очень часто клиент формирует свое мнение о работающим с ним профессионале непосредственно в самом начале контакта. Он – сознательно или подсознательно – или доверяется социальному работнику или нет. Вопросы, требующие привлечения специалистов социальной службы, часто глубоко личные и могут вызвать различные чувства. Клиент может испытывать чувство настороженности по отношению к властям и специалистам и боятся, что его просьбы будут отклонены. Он может испытывать чувство стеснения и неловкости, смущения и т.д. В подобного рода ситуациях успокаивающее и принимающее отношение может способствовать облегчению положения клиента и поощрять его к разговору о возникших проблемах. В дополнение к профессиональной основе для сотрудничества, человечное отношение может помочь социальному работнику получить достоверную и необходимую информацию о трудностях клиента. Если клиент может довериться профессионалу и быть уверенным в конфиденциальности, все это облегчит процесс осознания его личных волнений и проблем. Человечное отношение в социальной работе может также само по себе выступать в качестве инструмента оказания помощи. Подобного рода терапевтическое воздействие словом порой требуется в тех случаях, когда у клиента не было возможности получать стимулирующее рост отношение в течение его предшествующей жизни и его проблемы связаны с трудностями в социальных отношениях. Иногда клиент мог подвергнуться жизненным испытаниям, которые привели к понижению его веры в свои силы или снижению способности управлять своей жизнью. Человечное отношение, направленное на оказание поддержки может поэтапно восстановить чувство собственного достоинства клиента и его социальные способности. В человеческих отношениях в общем, а также в профессиональных человеческих отношениях очень важна непрерывность. Доверие и вера развиваются не в процессе разговоров, а с опытом. Поэтому очень важно, чтобы в складывающихся отношениях было перемен не больше, чем это необходимо. Например, очень часто люди жалуются на то, что каждый раз они встречаются с новым врачом или социальным работником. Каждый раз им приходится заново начинать строить свое доверие. Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал: - Пожалуйста... приручи меня! - Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи. - Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. -У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня! - А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц. - Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садисьнемножко ближе... Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место. - Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды.(Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц») Взаимоотношения – это один из важнейших инструментов процесса лечения и оказания помощи. Когда мы прерываем подобные взаимоотношения без надлежащей причины, мы лишаемся мощного элемента лечения и эффективного элемента, способствующего переменам.[32]
Сфера отношений социального работника
Цель социальной работы – достижение социального, психологического и физиологического благополучия личности. В своей практической деятельности социальный работник имеет дело с социальной болезнью, и его основная задача – социальная реабилитация дезадаптированных групп населения. Возможными клиентами социального работника являются: 1) безработные; 2) лица, дезадаптированные вследствие болезни или длительного лечения, и их родственники; 3) лица, дезадаптированные вследствие пребывания в пенитенциарных учреждениях; 4) семьи с детьми-инвалидами; 5) лица, пережившие посттравматический стресс, и члены их семей; б) дети из детских домов и закрытых воспитательных учреждений, а также из асоциальных и антисоциальных семей; 7) лица, дезадаптированные вследствие пребывания в деструктивных культах; 8) пенсионеры; 9) дети и подростки с девиантным поведением (употребляющие наркотики, алкоголь, совершавшие суицидальные попытки, делинквентные и противоправные действия). Основной принцип социальной работы – не только оказать конкретную помощь клиенту, но научить его самого решать проблемы, преодолеть иждивенческую позицию. Можно выделить три основные функции социального работника, взаимодействующего с клиентом: 1) воспитательная (обучение умениям, моделированию и демонстрации поведения); 2) функция адвоката от лица клиента или группы; Фасилитативная. Реализация всех этих функций предполагает общение. Причем общение на самых разных уровнях и с разными людьми. Этика взаимопонимания в сфере отношений Социального работника Требования к профессионально-этическим качествам социальных работников могут варьировать в зависимости от сферы реализации задач социальной работы и особенностей объектов социальной защиты населения. Совершенно очевидно, что такие социальные явления, как бедность, безработица, бездомность, бродяжничество, асоциальное поведение детей и подростков, девиантное поведение взрослых, проституция, сиротство, алкоголизм, инвалидность и др., являются важнейшими факторами, влияющими на характер деятельности специалиста и предопределяющими формирование необходимых профессиональных качеств. Эффективность взаимодействия социального работника и клиента во многом зависит от эмпатического видения проблемы. Эмпатия – особый способ понимания другого человека, заключающийся в сопереживании его эмоциональному состоянию; постижение через проникновение, вчувствование в его переживания.
Проявлять эмпатию – значит принимать во внимание линию поведения другого (относиться к ней сочувственно), при этом собственную линию можно строить по-своему. Выделяют два типа эмпатии: – интеллектуальную, когда люди обмениваются мыслями друг с другом и встречают при этом понимание; – эмоциональную, когда речь идет о чувствах, которые не обязательно могут быть выражены словами. Для установления взаимопонимания необходимо присутствие обоих типов эмпатии при условии их равнозначности. В практике социальной работы следует различать такие понятия, как эмпатия и симпатия. Эмпатия подразумевает активное вживание в чувства другого человека, позволяющее понимать их и испытывать самому. Симпатия дает возможность понять чувства другого человека, однако сами чувства остаются нашими собственными.
Но предпосылкой к сильной эмпатии чаще всего является та или иная форма симпатии, когда человек испытывает желание понять другого. При этом полная идентификация, отождествление с чувствами клиента разрушают эмпатию, поэтому для социального работника очень важно сохранить собственную индивидуальность. Испытывая симпатию, социальный работник в первую очередь руководствуется собственными ощущениями, которые проецируются на клиента без учета переживаний самого клиента. Симпатия отнюдь не означает действенного понимания другого человека. На практике социальный работник чаще проявляет по отношению к клиенту симпатию, чем эмпатию. Причины этого заключаются в отсутствии индивидуальной способности испытывать это чувство, в индивидуальной повышенной возбудимости, в недостатке времени, знаний, в организации социального учреждения, где оплачиваются лишь видимые, практические меры. В случае недостатка эмпатии действенность общения может значительно снизиться или даже иметь отрицательный характер. Если проблема уже знакома социальному работнику, он может прибегнуть к искусственной эмпатии, проявляя понимание и полагая, что именно это от него ожидается. Однако подобный тип искусственной поддержки и искусственного понимания большей частью нeэффективен, так как нe способствует внутреннему развитию клиента, когда необходимо задуматься и разобраться в себе самом. Нельзя игнорировать и тот факт, что разница в происхождении, образовании, социальном положении значительно затрудняет установление контакта между клиентом и социальным работником. Например, социальный работник, принадлежащий к обеспеченным слоям общества, с трудом может понять ситуации, с которыми сталкивается большинство социально неблагополучных семей, живущих в нищете. При первой встрече это очень сложно, но в процессе общения с клиентом возникает реальная возможность понять его как бы изнутри, исходя из его собственной истории. Эмпатия предполагает понимание любого переживаемого другим человеком чувства как положительного, так и отрицательного. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 393. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |