Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Коммуникативная профессиограмма социального работника




 

Поскольку одним из главных направлений деятельности социального работника является работа с клиентом, в основе которой лежит общение, уделим этому аспекту особое внимание.

 

Социальный работник должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.

 

В основе такой деятельности лежит коммуникативная техника общения, владение которой является важным признаком профессиональной пригодности социального работника.

 

Характеристики, составляющие профессиональный портрет социального работника с точки зрения владения им коммуникативной техникой, называются коммуникативной профессиограммой социального работника.

 

Общение является многогранным процессом и реализуется в разнообразных формах. Общение — это прежде всего взаимодействие, взаимоотношение, сторонами которого являются люди, субъекты общения.

Процесс общения включает в себя:

— формирование и развитие личности (социализацию индивида);

— развитие общества и общественных отношений;

— обмен результатами деятельности;

— создание и развитие общественных механизмов взаимодействия людей;

— социально-психологическую адаптацию людей;

— обмен эмоциями;

— обучение, передачу умений и навыков;

— обмен информацией;

— обмен деятельностью;

— формирование отношения к себе, к другим, к обществу в целом.
Общение выражается во взаимоотношениях типа:

1. «Я — Я» (индивидуально-личностный тип общения);

2. «Я — Мы» (индивидуально-коллективный тип);

3. «Мы — Мы» (коллективно-общественный тип).

Каждый тип общения характеризуется своими чертами, специфической лексикой, имеет свои цели и задачи. Содержательный характер общения определяется предметом общения.

 «Социальный работник должен:

— знать речевой этикет и уметь его использовать;

— уметь формулировать цели и задачи делового общения;

— организовывать общение и управлять им;

— анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление,
ставить вопросы и конкретно отвечать на них;

— владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и
стратегией;

— уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое
совещание, деловую игру, переговоры, торги;

— иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений,
компромиссов и конвенций, делать оценки и предложения;

— владеть техникой речи, риторическими приемами и фигурами,
уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;

— уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс,
страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки».[25]

Задача социального работника — помочь клиенту обрести себя, найти свое место в динамично меняющемся мире, сориентироваться в новых социальных отношениях, и общение является важным инструментом в этом процессе.

Таким образом, взаимодействие социального работника с клиентом — это форма социальной коммуникации или общения, в процессе которой систематически осуществляется их воздействие друг на друга, реализуется действие каждого и достигается приспособление одного к действиям другого, общность в понимании ситуации, смысла действия, направленных на решение проблемы клиента или изменение социальной ситуации. Среди форм взаимодействия можно выделить непосредственный контакт между социальным работником и клиентом и опосредованные формы, предполагающие целый ряд связующих звеньев и механизмов. В процессе взаимодействия используются различные технологии, методы и методики, целью которых является наиболее полное удовлетворение потребностей клиента, его реабилитации, адаптации, восстановление социального статуса.

Динамическое взаимодействие, коррективная поведенческая связь, существующая между социальным работником и клиентом для создания атмосферы помощи и поддержки, формируется на основе следования определенным этическим нормам, включая индивидуальный подход и предоставление клиенту возможности самому определять свои действия, полнее использовать свой личностный потенциал для самореализации.

 

4. Профессиональный портрет руководителя

социального учреждения

 

В нашей стране постепенно изменяется характер управленческой деятельности, и важнейшим аспектом являются не только личностные и профессиональные качества руководителя и способы их обретения, но и сама роль руководителя как профессионально подготовленного специалиста.

Руководитель – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты.

В основном руководство состоит в том, чтобы принять решение относительно того, что нужно делать, и организовать людей на выполнение этого решения. Это определенно подчеркивает тот факт, что люди – это самое главное, имеющееся в распоряжении у руководителя социального учреждения. Именно с помощью людей можно управлять всем остальным – знаниями, финансами, материалами и так далее.

Он руководит собой так же, как и другими людьми. Он не может раздавать всю работу в виде поручений. Часто ему приходится полагаться на свои собственные ресурсы – опыт, навыки, время для того, чтобы направлять, мотивировать людей, понимать ситуации, анализировать проблемы и давать определения, принимать решения и совершать конкретные действия.

Следует учитывать, что среди руководителей в системе управления социальной работой преобладают женщины и коллективы в основном женские. Это накладывает отпечаток на стиль и методы управления, психологию взаимоотношений, эмоциональный фон и т.д. Разнообразные функции руководителя находят отражение в разнообразии выполняемых ролей – организатора, администратора, психолога, информационного работника, юриста, экономиста, педагога и др.

Для руководителя социального учреждения очень важно умелое сочетание профессиональных и личностных качеств.

Руководители отмечают, что становлению их профессиональных качеств составляют те знания и умения, которые они получили, и, несомненно, опыт работы. Роль личностных качеств очень важна в работе руководителя, поскольку основным объектом и субъектом выступают люди. Как отмечают руководители социальных учреждения, от личности руководителя зависит психологический климат в коллективе, его работоспособность, эффективность, от его решения зависит максимум успеха в работе, хотя многое решают кадры, а их необходимо воспитывать. Личность руководителя служит примером для подчиненных.

Руководитель социального учреждения должен знать специфику своей работы, уметь мотивировать людей на достижение поставленных задач, умело делегировать свои полномочия, что позволяет ему, с одной стороны, выполнять другую, более ответственную работу, а с другой – развивать способности персонала принимать решения.

Важным аспектом руководства является вклад руководителя в обучение персонала. Результаты работы зависят от уровня квалификации персонала. Руководитель отвечает за свой собственный профессиональный рост. Особое внимание необходимо уделять профессиональной этике, составными элементами которой являются: умение говорить и слушать людей, поощрять и наказывать, готовность брать ответственность на себя, интерес к подчиненному, ориентация на человека.

Одной из важнейших способностью руководителя является способность формировать коллектив, при этом руководитель должен иметь высокие навыки руководства, поддерживать идеи коллективизма, правильно подбирать сотрудников, создавать положительный климат, поощрять творческий потенциал, строить здоровые межличностные отношения и др.








Хорошего руководителя характеризуют такие качества, как: внимательность, выдержанность, доброжелательность, корректность, порядочность, решительность, сдержанность, справедливость, тактичность, человечность, честность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 410.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...