Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аттестация – это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте.




 

Аттестация социальных работников:

– проводится в организации, с которой у работника заключен трудовой договор или в другой, специализированной для этого организации;

– объектом проверки является теоретическая и практическая подготовленность работника занимать определенную должность или выполнять определенную работу;

– аттестация осуществляется периодически, т.е. единожды в интервале от 1 года до 5 лет;

– совершается специально создаваемыми аттестационными комиссиями;

– предполагает использование разнообразных формы проведения.

Аттестация работников организаций службы социальной защиты населения проводится в соответствии с Положением о внеочередной аттестации и тарификации медицинских и фармацевтических работников, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденным приказом Минестерства социальной защиты России от 7 декабря 1992 года №265.

Контроль за соблюдением порядка аттестации осуществляют министерства и ведомства РФ по подчиненности, местная администрация и другие органы исполнительной власти. Основными критериями при проведении аттестации служат объем труда, результаты работы работника, качество выполняемой работы, уровень образования, объем специальных знаний, стаж работы в данной или аналогичной должности, а также должностях, позволяющих приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения работ предусмотренных по данной должности.

По итогам аттестации либо принимаются конкретные решения о должностных перемещениях, либо вносятся соответствующие рекомендации в так называемую «инвентаризационную карту сотрудника», содержащую сведения о его возрасте, трудовом стаже, продолжительности работы в денной должности, на предшествующих местах, выводы о целесообразности сроках, направлениях продвижения или его невозможности.

На практике существуют два основных подхода к аттестации. В соответствии с одним из подходов, ее смысл заключается в контроле и оценки деятельности работников, имеющих следствием наказание, вознаграждение или продвижение по службе, и тогда аттестующие выступают в роли судей. При другом подходе акцент делается на поиски совершенствования работы, реализации карьеры и т. п., а аттестующие становятся советниками, консультантами. В первом случае в качестве аттестующих чаще всего выступают комиссии, сформированных из сторонних независимых экспертов, во – втором- непосредственный руководитель. Соответственно разными оказываются и формы аттестации: либо это отчет с последующим вынесением приговора, либо собеседование и совместный поиск решения стоящих перед подчиненным задач.

Итогом аттестации является принятие решения о присвоении специалистам квалификационных категорий в соответствии с их профессиональным уровнем.[27]

Таким образом, можно говорить о профессиональном отборе в социальную работу до начала профессионального обучения и об отборе, предусмотренном для практических социальных работников.

Мировой опыт показывает, что наиболее оптимальным является первый вариант, когда обучат именно тех, кто имеет все необходимые для этой работы задатки и, конечно, личностные качества.

 

Резюме

 

· Профессиограмма – описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Это документ, определяющий функциональное содержание профессиональной деятельности, систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих ее эффективность и дающих обоснование дисциплин, формирующих соответствующие качества специалиста.

 

· Психограмма – выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами.

  • Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи социальный работник сможет только обладая знаниями и опытом, определенными полномочиями (должностью) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными данными, талантом) и личной привлекательностью.
  • Социальному работнику необходимы: гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинтсва и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, эмпатийность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность в самооценке.
  • Социальный работник должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.
  • Характеристики, составляющие профессиональный портрет социального работника с точки зрения владения им коммуникативной техникой, называются коммуникативной профессиограммой социального работника.

· Для руководителя социального учреждения очень важно умелое сочетание профессиональных и личностных качеств.

· Хорошего руководителя характеризуют такие качества, как: внимательность, выдержанность, доброжелательность, корректность, порядочность, решительность, сдержанность, справедливость, тактичность, человечность, честность.

  • В системе управления персоналом в сфере социальной работы с населением можно выделить несколько направлений работы с кадрами, основными являютсяотбор, оценка, расстановка кадров, их адаптация, обучение, проведение ротации кадров как отдельной формы обучения, изучение мотивации сотрудников и стимулирование их к труду, аттестация работников.

· Аттестация – это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте.

 

Контрольные вопросы

  1. Чем вызвана актуальность вопроса профессионализма в социальной работе?
  2. Каковы основные функции специалистов по социальной работе?
  3. Какие личностные качества считаются обязательными для социального работника?

4. Какие группы профессионально важных качеств социального работника выделяют исследователи?

5. Что такое профессиограмма?

6. Что такое психограмма?

7. Чем определяется профессиограмма социального работника?

8. Охарактеризуйте коммуникативную профессиограмму социального работника.

9. Какова роль личностных качеств руководителя социального учреждения?

10.  Перечислите наиболее важные показатели осознанности профессиональной ориентации человека, стремящегося стать профессиональным социальным работником.

11. Какие, помимо начального профессионального отбора, существуют формы контроля за соответствием работника требованиям своей профессии?

12. В чем смысл и практическая значимость аттестации?

ГЛАВА 13. ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКО-АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Институциализация и кодификация отечественной профессиональной этико-аксиологической системы в социальной работе.

2. Профессионально-этические кодексы в социальной работе зарубежных стран

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 338.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...