Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Медицинская деонтология – учение о должном в медицине, прежде всего о профессиональном долге врачей, всех медицинских работников по отношению к пациентам.




 

В профессиональной медицинской среде понятие медицинской деонтологии употребляется как синоним понятия медицинской этики.

При этом термин «медицинская этика» обычно указывает на мировоззренческий контекст принципов и норм для врачей и других работающих в медицине специалистов, а термин «медицинская деонтология» – на моральные нормы и стандарты самой медицинской практики.

 

Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.

Базовым, основополагающим документом, профессионально-этическим кодексом врачей является «Кодекс врачебной этики РФ», одобренный Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г. Познакомимся с основными его положениями.

Кодекс состоит из 9 разделов:

1. Врач и общество

2. Врач и пациент

     3. Коллегиальность врачей

4. Врачебная тайна

5. Научные исследования и биомедицинские испытания

6. Помощь больным в терминальном состоянии   

7. Трансплантация, репродукция, геном человека

8. Информация и реклама

9. Врачебные справки

 

Очевидно, что в силу специфики профессии большое внимание уделено именно медицинским вопросам, однако мы видим здесь на первом месте такие разделы, как «Врач и общество», «Врач и пациент», «Коллегиальность врачей» и «Врачебная тайна». Все эти вопросы отражены и в профессионально-этическом кодексе социального работника, разумеется, в специфическом преломлении.

       В первом разделе этического кодекса врача говорится: «Главная цель профессиональной деятельности врача (практика и ученого) – сохранение жизни человека, профилактика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях. Свои обязанности врач выполняет, следуя голосу совести, руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами мирового сообщества по этике, ст. 41 Конституции России и законодательством РФ». Далее читаем: «Врач несет всю полноту ответственности за свои решения и действия. Для этого он обязан систематически профессионально совершенствоваться…». В этом же разделе говорится о том, что: «Как в мирное, так и в военное время врач должен оказывать медицинскую помощь любому в ней нуждающемуся независимо от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания, социального положения, политических взглядов, гражданства и других немедицинских факторов, включая материальное положение».

В разделе втором отмечается: «Врач должен уважать право пациента на выбор врача и участие в принятии решений о проведении лечебно-профилактических мер», «Врач должен уважать честь и достоинство пациента, относиться к нему доброжелательно, уважать его права на личную тайну, с пониманием воспринимать озабоченность родных и близких состоянием больного».

В разделе четвертом говорится о врачебной тайне: «Каждый пациент имеет право на сохранение личной тайны, и врач, равно как и другие лица, участвующие в оказании медицинской помощи, обязан сохранять врачебную тайну даже после смерти пациента, как и сам факт обращения за медицинской помощью, если больной не распорядился иначе. Тайна распространяется на все сведения, полученные в процессе обращения и лечения больного (диагноз, методы лечения, прогноз и др.)».[28]

Все это имеет прямую аналогию с положения профессионально-этического кодекса социальной работы. Отметим также некоторые отличия врачебной этики, позволяющие говорить о том, что она предъявляет к врачу особые, порой более жесткие требования и является обязательной для исполнения. Так, начнем с того, что «Настоящий кодекс действует на всей территории Российской Федерации и обязателен для всех врачей, входящих в Российскую медицинскую ассоциацию, ее региональные отделения (филиалы)». Подобное положение в профессионально-этическом кодексе социального работника отсутствует. Отметим также следующий пункт: «Контроль за соблюдением врачебной этики осуществляют профессиональные ассоциации и созданные при них этические комитеты (комиссии)». Этические комитеты пока не вошли в широкую практику отечественной социальной работы.

Есть также положение, предусматривающее: «За исключением случаев неотложной помощи, когда он обязан предпринимать меры, не усугубляющие состояние больного, врач имеет право отказаться от лечения больного, если уверен, что между ним и пациентом нет необходимого взаимного доверия, если чувствует себя недостаточно компетентным или не располагает необходимыми для проведения лечения возможностями. В этих и подобных случаях врач должен принять все меры к информированию об этом соответствующего органа здравоохранения и порекомендовать больному компетентного специалиста». Подобное положение у социальных работников отсутствует.

Кроме того, есть и другие моменты, с которыми социальный работник, ведущий свою деятельность в медицинском учреждении должен быть знаком и соблюдать, поскольку только в этом случае будут соблюдаться интересы его клиента, интересы окружения клиента, интересы медицинского учреждения и учреждения социальной защиты, интересы социального работника и врача, профессий и, разумеется, всего общества.

Министерство здравоохранения Российской Федерации подготовило приказ 28 июля 1997 г. № 226 о подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи.

В рамках этого постановления приказывалось, в частности, обеспечить профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов по социальной работе для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь. В целом система образования социальных работников включает программы, обеспечивающие: понимание профессиональных задач социальной службы, профессиональной компетенции специалистов социальной работы и социальных работников, принципы профессионального взаимодействия с медицинским и иным персоналом, принципов работы учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, вопросы медицинской и профессиональной этики и деонтологии, принципов социального устройства общества, принципов и стратегий социальной помощи и поддержки различных категорий населения, а также характера и путей взаимодействия и сотрудничества с пациентом, его семьей, его родственниками, профессиональным и социальным окружением и специально - с органами социальной защиты; активное усвоение теоретических знаний и практических навыков; освоение методики и приемов социальной помощи конкретным больным на различных этапах лечебно-реабилитационного процесса; овладение коммуникативными навыками для взаимодействия с пациентами и их родственниками.

Профессиональная этика психолога

Профессиональная этика психолога— реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.

Наряду с универсальными этическими принципами и нормами, значимыми для всех категорий ученых (научная честность и корректность при сборе экспериментальных данных; отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований, от поспешных выводов на основе непроверенных данных; отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами в науке и т.д.), ученый-психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство личности испытуемых, их интересы; ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности — неразглашения сообщенных респондентами сведений, следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования. В том случае, если во избежание сознательного или неосознаваемого искажения даваемых испытуемым сведений требуется скрыть от него научные цели, то о них должно быть сообщено по завершении эксперимента. Если участие в исследовании предполагает вторжение психолога в сферу личных интересов или интимных переживаний, испытуемому должна быть предоставлена безоговорочная возможность при желании отказаться от дальнейшего участия в исследовании на любом этапе его проведения. Давая рекомендации, основанные на полученных результатах, психолог не имеет морального права слагать с себя ответственность за последствия их внедрения в общественную практику.[29]

В 2006 году на Всероссийском съезде практических психологов образования принят проект «Этического кодекса педагога-психолога службы практической психологии образования России». Рассмотрим его структуру и основное содержание. Кодекс содержит два раздела: Общие положения и Основные этические принципы деятельности психолога.

В общих положения указывается сфера действия кодекса, его цель и базовые нормативные документы, которым от соответствует. Главной целью кодекса называется: «установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации». В общей части говорится о способе решения этических проблем с помощью комиссии по этике: «Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования».

В разделе «Основные этические принципы деятельности психолога» указываются задачи этических принципов. После чего эти принципы перечисляются и конкретизируются. Этические принципы деятельности психолога призваны обеспечить:

  • решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
  • защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
  • сохранение доверия между психологом и клиентом;
  • укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

  1. Принцип конфиденциальности.
  2. Принцип компетентности.
  3. Принцип ответственности.
  4. Принцип этической и юридической правомочности.
  5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
  6. Принцип благополучия клиента.
  7. Принцип профессиональной кооперации.
  8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

 

Особо отметим наличие таких принципов, как принцип конфиденциальности (этот принцип стоит на первом месте и конкретизирован семью пунктами), принцип ответственности (также конкретизирован в семи пунктах), принцип благополучия клиента (в частности, «Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям»), и принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.[30]

Все отмеченные принципы присутствуют в профессионально-этическом кодексе социального работника. Специфическими моментами данного кодекса являются, например, такие положения, как: «Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством» (п. 4.3), «В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов» (п. 5.1), «Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык» (п.8.4).

 

Педагогическая этика

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий.

 

Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

В понятии «профессиональный педагогический долг» концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.

Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.

Педагогическая мораль – это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием.

Профессиональная этика педагога рассматривает также такие категории, как нравственное сознание педагога, нравственные отношения педагога, нравственная деятельность педагога, педагогический такт, нравственное самовоспитание педагога.

Педагогическая этика определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из ее основ является установление основных требований, которые определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам и т.д.

 

Очевидно, что мы опять наблюдаем много общего в этических кодексах рассматриваемых профессий, наблюдая при этом специфику, которая должна быть известна специалистам при их совместном решении проблем клиента. Кроме того, некоторые положения могли бы обогатить и взаимно дополнить анализируемые кодексы.

       В заключение познакомимся с отрывками из результатов одного исследования, посвященного профессиональной идентичности представителей рассматриваемых профессий.

Профессиональные идентичности врачей, учителей,

работников культуры

Учителя

Описание качеств, которыми обладают авторитетные учителя, сводится к следующему: хорошее знание предмета, саморазвитие, трудолюбие, любовь и уважительное отношение к детям. Уважаемый учитель не только в совершенстве владеет своим предметом, но и обладает широким кругозором, в состоянии дать рекомендацию по любому вопросу. Об авторитете в учительской среде говорит хорошая методическая подготовка, использование в преподавании современных технологий. Репутация учителя-профессионала складывается из его умения предотвращать и решать конфликтные ситуации с родителями и детьми. Авторитетный учитель должен быть справедливым и честным. Многие педагоги считают своим долгом заниматься патриотическим воспитанием молодежи и культивировать чувство любви к Малой Родине.

Учителя, пользующиеся авторитетом, не просто увлечены своей работой, а полностью отдают себя ей. Почти все учителя, участвовавшие в опросе, считают, что судьба России во многом зависит от их, и именно поэтому они считают свою профессию одной из самых ответственных. От учителей не только зависит общий уровень образования населения, но и будущий облик нашего общества. На учителе лежит ответственность, наряду с семьей и государством, по воспитанию и развитию личности.

Об идентификации учителей со своей профессиональной группой можно судить не только по описанию набора качеств, характеризующих уважаемого представителя данной профессии, но и по тем целям, которые они перед собой ставят. Как показали результаты исследования, профессиональные цели многих учителей практически идентичны. С одной стороны, это собственный профессиональный рост, с другой — профессиональные успехи в деле обучения и воспитания детей. И это не только инструментальные цели поступления детей в вуз, формирование жизненных навыков, но и «развитие интеллектуальных способностей», «воспитание грамотных, образованных людей». Обе цели неразрывно связаны, поскольку совершенствование профессиональных навыков учителя предполагает хорошие результаты в обучении школьников.

Врачи

На основании результатов исследования можно утверждать, что врачи достаточно ясно осознают себя в качестве отдельной профессиональной группы, которую они причисляют к интеллигенции. Репутация уважаемого врача складывается из двух основных компонентов: профессиональные знания и отношение к больному. Также как и в учительской работе, здесь важна полная самоотдача. Компетентность, по мнению врачей, означает владение теоретическими знаниями и практическими навыками, повышение профессионального уровня, совершенствование мастерства. Профессия врача, также как и учителя, зачастую предполагает не только знание своей области, но и широкий кругозор, высокий интеллектуальный потенциал. Уважаемого медика признают и поддерживают коллеги, некоторые эксперты считают, что врач — профессия коллегиальная. Репутация уважаемого врача предполагает не только обучение, повышение квалификации, но и внедрение им нового, передового опыта. Талант или «искусство врачевания» редко называется в качестве профессионально значимой черты. Оценка профессиональной деятельности врача происходит на основе конкретных дел, успешно проведенного лечения, количества людей, которым он помог.

Наряду с профессиональными знаниями и опытом уважаемого врача характеризует умение установить доверительные отношения с больными, совершенное владение психологическими приемами и навыками. Характеристика уважаемого врача предполагает наличие определенных личностных качеств, таких как доброта, гуманность, чуткость, внимательное, уважительное отношение к больному. Многие эксперты-врачи подчеркивают важность такого человеческого свойства как сострадание, сопереживание. Помимо этих назывались и другие качества, такие как выдержка, терпение, эмоциональная адекватность. Медик, которого коллеги называют хорошим профессионалом, обладает определенными нравственными качествами: он порядочный, добросовестный, обладает чувством долга. Уважаемый врач честно выполняет свою работу и отдает ей большую часть жизни. Часть экспертов говорит о честности по отношению к себе и больным как о необходимом профессиональном качестве.

Врачи, также как и учителя, считают свою профессию очень ответственной. Врачи, как и учителя, часто называют в качестве целей индивидуальный профессиональный рост

Работники культуры

Набор качеств, относящихся к компетентному и признанному в своей области профессионалу — работнику культуры, схож с описанием уважаемых врачей и учителей. В первую очередь — это знание своего дела, которое включает опыт и стаж. Как и в других профессиях, здесь важны саморазвитие и самосовершенствование, интерес к профессии, преданность ей. Кроме того, некоторые эксперты связывают репутацию уважаемого в их области специалиста с отношениями к людям: коллегам, посетителям музеев, читателям библиотек. Работник культуры, пользующийся уважением, не только владеет знаниями, но и щедро делится ими с другими. Работники культуры убеждены, что судьба России во многом зависит от их профессии. Они также как и учителя воспитывают людей.

Общественная активность той или иной группы во многом зависит от того, как она осознает себя и свои возможности на различных уровнях. В ходе интервью экспертам было предложено ответить на вопросы о том, какую роль их профессиональная группа играет в России. Их ответы отражают готовность к широкой социальной активности. Большинство из них (78%) согласны с тем, что судьба России зависит от того, какие в ней будут учителя, врачи и работники культуры.[31]

Представители целого ряда профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, считают необходимой этическую регламентацию совей деятельности. Это прежде всего профессии, связанные непосредственно с человеком или с условиями его жизнедеятельности, профессии с высокой степенью индивидуализации труда. Именно такими профессиями являются профессии врача, педагога. А также появившиеся гораздо позже профессии социального работника и психолога. Их профессионально-этические системы при всей своей специфике имеют одну основу – гуманистическую. Их объединяет прежде всего высокий профессионализм, ответственность, ответственность перед объектом своей деятельности и его близкими, перед профессией и профессиональной группой, перед обществом в целом. Всем им присуща полная самоотдача своей профессии, творческое отношение к труду, повышенная требовательность к себе и наличие профессионально значимых личностных качеств: порядочности, добросовестности, умения сострадать и сопереживать, терпение, коммуникабельность и др. Несомненно, что этические системы этих профессий и впредь будут заимствовать друг у друга все самое лучшее.

Резюме

 

  • Социальный работник, являющийся в определенных ситуациях для своего клиента и педагогом, и психологом, и даже медицинским работником, должен знать и соблюдать этические нормы этих видов деятельности.

· Врачебная этика и медицинская деонтология, как их чаще всего обозначают, это выражение высокого долга, общечеловеческой гуманности в специфических условиях профессиональной деятельности. Ее содержанием является определение и обоснование миссии врача, системы нравственных ценностей врачебной профессии, моральных качеств, необходимых ее представителям.

 

· Медицинская деонтология – учение о должном в медицине, прежде всего о профессиональном долге врачей, всех медицинских работников по отношению к пациентам.

 

· Термин «медицинская этика» обычно указывает на мировоззренческий контекст принципов и норм для врачей и других работающих в медицине специалистов, а термин «медицинская деонтология» – на моральные нормы и стандарты самой медицинской практики.

  • Профессиональная этика психолога— реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.

· Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий.

  • Представители целого ряда профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, считают необходимой этическую регламентацию совей деятельности. Это прежде всего профессии, связанные непосредственно с человеком или с условиями его жизнедеятельности, профессии с высокой степенью индивидуализации труда.

Контрольные вопросы

1. К каким видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования и почему?

2. Какие профессии наиболее тесно сопряжены с социальной работой?

3. Охарактеризуйте основные принципы медицинской этики.

4. Что такое медицинская деонтология?

5. Что является базовым, основополагающим в плане профессиональной этики документом врачей?

6. В чем сходство и в чем различие профессионально-этических кодексов социального работника и врача?

7. Охарактеризуйте основные принципы профессиональной этики психологов.

8. В чем специфика профессиональной этики психологов?

9. Каковы особенности и основные категории педагогической этики?

10. В чем состоит взаимосвязь и взаимовлияние профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 388.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...