Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Профессионально значимые личностные качества социального работника
Социальная работа, существующая за рубежом не одно десятилетие, в реестре службы занятости России отнесена к профессиям лишь в 1991 году, поэтому на сегодня российская система социального управления впервые сталкивается с теми аспектами развития профессии, которые проявлялись в западных странах и подвергались там научной рефлексии на протяжении длительного времени. На данном этапе развития стоит вопрос профессионализма в социальной работе, который в свою очередь выражен огромным дефицитом соответствующих знаний у практических работников. Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из их основных функций:
Специфика функций социального работника предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, что отражено в этическом и профессиональном кодексе. Так, к числу обязательных качеств и умений социального работника отнесены:
Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, то есть представлениям общества или микросоциума о добре и зле. Для выполнения предписанных функций социальным работникам необходимо нe только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы. Профессионально-этические нормы и принципы можно определить как «профессиональную», «трудовую этику» социального работника, которая, в сою очередь, закреплена в профессионально-этическом кодексе. Профессионально-этический кодекс является эталоном профессионального поведения и деятельности социального работника. Анализ требований, предъявляемых к специалисту в профессиональном кодексе, показывает, что их условно можно свести к двум группам нормативов: первая rруппа – это требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности; вторая rруппа – требования к личности профессионала. Как мы уже говорили, профессионализм в социальной работе базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентации и интересов социального работника. Социальный работник – это посредник между конкретным человеком, имеющим те или иные социальные нужды, и конкретной социальной организацией, способной удовлетворить эти нужды. Причем подобное посредничество специфическое: социальный работник всегда стоит на страже интересов нуждающегося. Если схематично описывать порядок действий социального работника, то мы обнаружим следующее – социальный работник должен: 1) суметь выявить нуждающегося в нем человека; 2) расположить его к себе, чтобы он доверил последнему защиту своих интересов; 3) проявить активность по поиску способов решения конкретной социальной проблемы; 4) найти соответствующую социальную инстанцию; 5) суметь организовать участие этой социальной инстанции в данной проблеме; 6) свести обе стороны воедино для решения вопроса; 7) проконтролировать качество решения вопроса с учетом интересов клиента. Какими же качествами должен обладать человек, чтобы выполнить все эти действия? Как уже говорилось, он должен хорошо ориентироваться в социальной сфере, как на формальном, официальном уровне, так и неформальном, психологическом. То есть, обладать знаниями в социологии и психологии, вести активный образ жизни, быть достаточно коммуникабельным, уметь убеждать и агитировать. Он должен искренне и честно желать помочь людям, уметь быть сдержанным и терпеливым с нуждающимися, верить в свои возможности разрешить ситуацию, быть способным выйти достойным образом из конфликта. Исследователи выделяют следующие группы профессионально важных качеств социального работника. 1. Высокий уровень образования и культуры, компетентность по широкому кругу социально значимых проблем. Необходимы знания в области педагогики, психологии, юриспруденции, социологии и т.п. В целом, перечисленные качества являются составляющими профессиональной осведомленности. 2. Доброта, любовь к людям, желание помочь, чуткость, чувство сострадания и милосердия, симпатия к другим и альтруизм. Все перечисленные качества можно в целом охарактеризовать как доброжелательное отношение к людям, к их проблемам и ситуациям. 3. Высокая коммуникабельность, общительность, социальная смелость. Умение управлять людьми, влиять на их позицию и убеждения. Умение вызвать к себе доверие и поддержать в трудную минуту – все эти качества можно обозначить как организаторско-коммуникативные способности. 4. Бескорыстность, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность. Эти качества характеризуют высокий морально-этический уровень социального работника. 5. Работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении цели и готовность испытывать психологический дискомфорт - все эти качества присущи людям, умеющим выдерживать значительные нервно-психические нагрузки. В последнее время для характеристики той или иной профессиональной деятельности получил распространение термин «профессиограмма». Одним из наиболее эффективных направлений в решении данных проблем, по-нашему мнению, является совершенствование всех уровней профессиональной подготовки и в первую очередь высшей школы. И рамках этого направления – В числе теоретических разработок, касающихся профессиограммы специалиста по социальной работе, можно назвать работы таких исследователей, как Зимняя И.А., Холостова Е.И., Павленок П.Д., Фирсов и др. Холостова Е.И. и Павленок П.Д. основное внимание уделяют должностным обязанностям, выполнению профессиональных функций, этическим нормам, а также личностным качествам специалиста. Фирсов в своих работах ограничивается коммуникативными характеристиками труда. Зимняя И.А. считает, что при построении профессиограммы необходимо учитывать три основных требования: профессиональная компетентность, гуманистическая направленность и межличностные отношения. Профессиограмма – описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Это документ, определяющий функциональное содержание профессиональной деятельности, систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих ее эффективность и дающих обоснование дисциплин, формирующих соответствующие качества специалиста.
В структуру профессиограммы входит психограмма. Психограмма – выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами.
Профессиограмма – подробное описание какой-либо профессии через систему требований, предъявляемых к человеку, включая социально-экономические, производственно-технические, санитарно-гигиенические, психологические, специально-профессиональные особенности, т.е. по-нашему мнению. Очевидно, что это не просто обособленная группа критериев, а наоборот: разносторонняя, многоплановая, полифункциональная характеристика профессионального стандарта деятельности.[24]
Профессиограмма социального работника определяется спецификой его профессии и его профессиональных обязанностей. Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи социальный работник сможет только обладая знаниями и опытом, определенными полномочиями (должностью) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными данными, талантом) и личной привлекательностью.
Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал. Наличие (формирование и закрепление) таких качеств позволяет социальному работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает ему возможность: – быть информированным о различных группах населения и их особенностях; – предвидеть последствия своих действий; – уметь контактировать с разными категориями людей («трудными» подростками, детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми и т. д.); – быть профессионально тактичными (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента); – обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы; – добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам. Все это действительно требует действительно неординарных личностных качеств. В специальной литературе чаще всего отмечают такие качества, необходимые социальному работнику, как
Гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинтсва и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, эмпатийность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность в самооценке.
Личностные качества социальных работников можноподразделить на три группы. К первой группе личностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность), и волевым (настойчивость, последовательность,импульсивность) характеристикам. Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Честь и достоинство социального работника требуют в первую очередь объективности в оценке самого себя — своих качеств, способностей и возможностей. Большое самомнение, завышенная самооценка специалиста, гипертрофированное чувство собственного достоинства, переходящее в самодовольство и самолюбование, отсутствие самокритичности, являются качествами, отрицательно сказывающимися как на перспективах личностного роста, так и на качестве профессиональной деятельности, поскольку специалист, считающий процесс своего развития законченным, доведенным до вершины, на самом деле не способен не только к совершенствованию, но и к поддержанию уже достигнутого уровня развития. Это, в свою очередь, приводит к объективному снижению авторитета социального работника, к оценке его деятельности как недостойной профессионала. К третьей группе личностных качеств социального работника относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); навыки красноречия (умение внушать и убеждать словам) и другие.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 707. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |